Вот славное сказание от 19.08.2009:
«РИА НОВОСТИ. Разработка самолетов МС-21 ведется корпорацией «Иркут» и ОКБ имени Яковлева с 2007 года. «МС-21 начнет серийно производиться и поступать заказчикам в 2016 году», – сказал замгендиректора ОКБ Аркадий Гуртовой».
Минуло с того сказания уже полтора десятка лет – а запряженный черепахой, раком и повальной вракой воз посулов о серийном выпуске отечественных самолетов и ныне ни тпру ни ну. Первые шесть серийных МС-21-310 в импортозамещенном варианте обещаны заказчику в конце этого года – но с чего бы вдруг нарушилась наша генеральная традиция срыва всех подобных обещаний? Те же срывы и переносы накрыли Ту-214, Ил-114-300, Суперджеты, чье производство сдохло без импортных деталей, и прочие наши дальне-, средне- и ближнемагистральные авиамодели.
Объяснению причин того были посвящены тысячи публикаций вплоть до самых специальных – о проблемах со свечами зажигания для двигателей или с заклепками для закрылков. Но главные причины – две: повальные вранье и воровство. На ключевые должности назначаются мастера не мастерски работать – а красиво врать больше всего обожающему это красивое вранье падишаху, тоже любителю наобещать с три короба. А воровство через откаты, распилы и прямое залезание в бюджет такое, что на найм порядочных специалистов и качественное производство, без чего самолет не полетит – не остается просто.
И как отсюда выбираться? Ведь при нынешних санкциях, в силу которых иностранный авиапарк стал неумолимо сокращаться, мы скоро останемся без крыльев вовсе, если не наладим выпуск своих. И вот решение просто сногсшибательное – в ответ на нашу авиапосадку:
«Вице-премьер и глава Минпромторга Денис Мантуров анонсировал перевод МС-21 и Superjet под единый бренд... Еще в 2019 году глава «Ростеха» (в его состав входит и Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)) Сергей Чемезов допустил возможность ребрендинга Superjet: «Может быть, действительно надо это сделать. Тем более можно сделать наше российское название». Позднее о том, что все российские гражданские самолеты могут быть объединены в одноименную линейку, заявил и гендиректор ОАК Юрий Слюсарь: «Ребрендинг заключается в том, чтобы правильно сформировать это целевое рыночное позиционирование структуры, которая будет заниматься созданием гражданских самолетов. Возможно, целевая модель – это сделать единую линейку под единым названием всех самолетов».
Дайте себе труд перечитать еще раз сказанное Слюсарем. Вы что-то поняли из этого выспреннего канцеляризма – в смысле на кой ляд городить этот огород? Ребрендинг – это в переводе на русский смена марки ради повышения привлекательности для покупателей выпускаемого под ней товара и увеличения продаж. Но какое это имеет отношение к нашему авиапрому, где вся проблема не в продаже, а в выпуске, так и не налаженном за всю несметно долгую власть падишаха? Да никакого! Так на кой тогда?
В переводе на русский уже не иностранного словца, а всей болтовни наших высших лиц о том ребрендинге – типичная присказка лохотронщиков: «Кручу-верчу – обмануть хочу!» Давайте назовем козла коровой – может, он тогда и молоко станет давать? Не станет – но вся эта выдумка хорошо запутает, если будет воплощена, следы спертого на десятке авиапроектов, сорванных и отложенных до падишаховой кончины. Это сотни миллиардов, но после сведения под одну крышу всех марок и линеек и неизбежной при этом утраты документации – ради чего все, знать, и затевается – уже не сыщешь, кто, где, когда и сколько спер.
И будет работать принцип Честертона: «Где легче всего спрятать лист? – В лесу. А воровство? – В лесу ворья». Когда нынешние авиа-частники сложатся в один большой колхоз – несколько лет, а то и десятилетий неразбериха, по которой мы точно впереди планеты всей, там будет полная: лафа для казнокрадов, коих у нас тоже как нигде.
А самолеты? Пока стреножившее их ворье не сядет, а все буйно расцветшее под падишахом вранье не отцветет – серийно-массово они у нас с гарантией не полетят.
Комментарии