Государство по Конституции у нас светское – но культовые отправления и похождения его главы обставляются и подаются всем госканалами с самой великой помпой. Например:
«Путин приехал на Валаам и вместе с Лукашенко посетил Валаамский монастырь. Там президенты России и Беларуси приняли участие в молитве «о даровании победы русскому воинству». Сюжеты о об этом вышли в итоговых новостях на «России 1» и «Первом канале»... Накануне Путин с Лукашенко посетили Кронштадтский морской собор, где прикоснулись к мощам Николая Чудотворца... А в апреле Путин приехал в зону СВО с копией иконы «Спас Нерукотворный», которую подарил военным...
Путин поклонился, приложился губами к стеклу, за которым лежат мощи преподобных Сергия и Германа и перекрестился. На лицах прихожан читались восторг и нетерпение быстрее поцеловать именно то место, куда приложился губами Владимир Владимирович...»
Что там со всем этим по Конституции – плевать, скоро ее саму, подстрекающую к свободе слова, мыслей и сборищ, караемых законом, и ставящей народ выше его властителей, запишут в иноагенты и экстремисты. Но наши прогрессисты узрели в повышении градуса религиозности вождя чуть не предсмертную его агонию и утрату прочих рычагов:
«Путин окончательно сдает и впадает в мистицизм. Буквально каждый день – в церковь. Силы земные его покинули, осталось уповать на небесные. Да только там, где танками и пушками не удалось добыть победу, молитвами и приложением к мощам ее уже не добудешь».
Но я бы не спешил хоронить того, в чем демонстративном богомольстве мне видится совсем другое.
Так просто сказать что-то, подписать распоряжение – о вводе войск в чужой предел, частичной бессрочной мобилизации, повышении пенсионного возраста и призывных сроков – эффект плох будет. Осадок скапливаться станет, может докопиться до опасного: и на кой пес нам этот вечный лжец, мучитель и кровожадина! А когда то же самое под сенью величественных храмов, шедевров архитектуры, колоколов, песнопений на невнятном языке, всей ауры, пропитанной веками – совсем другой табак! Вдруг за всей этой колоссальной выстройкой на самом деле есть что-то – что, вишь, не вздыбилось против всей его лжи и кровожадности, а напротив – вон как за него вовсю кадит!
То есть не он тонет в дурном мистицизме – а народ, на чьих все более темных струнах он безбожно шпарит, пойдя стопами другого наделавшего море крови боголюбца, чьи солдаты писали на их пряжках «Gott mit uns». И вообще история изобилует примерами того, как божьим именем, в частности – Христа, творились самые чудовищные преступления: крестовые походы, костры Инквизиции, убийства староверов на Руси.
А посему так и просится вопрос к творцу самой, быть может, окровавленной за всю историю человечества отмазки: ведал ли он, закладывая в свое время на кресте основу его культа, что творил? Думал ли, что его именем потом столетиями будут обстряпывать самые кровавые злодеяния и мерзкие делишки?
Я долго размышлял над его мифом, в котором все же готов видеть скорей не миф, а грянувшую с непостижимой подачи явь – настолько всякое там лыко в строку. Уж очень все по-человечески, взаправдашно – и многие сотни миллионов людей и сотни самых великих творцов, принявших все это за чистую монету, не проведешь: что-то, залегшее в основу животрепещущего по сей день сюжета, точно было! И кажется, что крестный мученик каким-то чудом впрямь провидел все будущее торжество его великого почина.
Но вот тогда в чем, повторяю, закавыка. Не мог же этот величайший душевед, даруя людям как величайший капитал и приводной рычаг свое ученье, не провидеть, что найдется тьма охотников употребить его добро во зло. И в самых чудовищных масштабах: священным именем крошить людей, пытать, жечь на кострах, топить в крови, ставить к стенке и на колени: «Христос терпел – и вам велел!» А если загодя все знал – зачем такое страшное оружие, которое работает поныне, как видно из официоза, с которого я начал, в руки будущим негодникам давал? Или же верил, что добра в том, которое бьет тоже будь здоров из уймы исторических примеров – будет больше и оно в итоге победит? Только где, в чем и когда этот итог? Пока, если взять бойню по соседству и торжество в родных переделах диких воровства, лжи, беззакония, стукачества и новой инквизиции – с огромным счетом побеждает зло. И это все – под его сенью!
Или же задумка была совсем другой? Его миф, учение, завет – не инструмент сведения всего к какому-то финальному добру или злу, а великое зеркало, лишь с добавлением морального отвеса, где человек видит и познает себя? А дальше – воля ваша: хотите жрите друг дружку, хотите – выручайте, хотите – бейте этим зеркалом по головам... И никакого промысла божьего на свете нет, а есть лишь зеркальная поучительная сказка, которую он написал своей кровью, а мы сейчас пишем продолжение на заданную им тему – своей...
Урок литературы, с которого один унес на сердце вычитанное им в доброй книжке, а другой – саму книжку, чтобы треснуть ей по башке еще кого-то. Поэтому, опять же, «все в руке божьей» – полное вранье; все – в руке нашей. А он – та книжка, которой можно воспользоваться и так, и сяк. Мы сегодня пользуемся сяк. Но это – мы. А он – равнодушно курит в стороне...
Комментарии