Эту фотокарточку я нашел в фейсбуке Карела Готта, на ней чехословацкий певец и Владимир Высоцкий позируют предположительно на балконе дома творчества Дубулты, в Юрмале, 6 августа 1972 года (фото Ояра Мартинсона). Карточку я искал целенаправленно, потому что знал ее историю. Опуская художественные подробности, она такая.
В июле-августе 1972-го в Латвии снимались натурные сцены фильма Александра Столпера «Четвертый», по пьесе Константина Симонова. В фильме были заняты Шакуров, Кайдановский, Терехова, Джигарханян, Юрий Соломин, Марис Лиепа, а главную роль играл Высоцкий. Пьеса (про американских летчиков в фашистском плену) была дрянь, Высоцкий жестко запил, и съемки оказались под угрозой.
Позвонили Марине Влади, и она, бросив все дела, прилетела приводить мужа в рабочее состояние. Лечила всеми известными способами, потом звонила в группу: тогда-то можно присылать машину в Юрмалу, а тогда-то, сами понимаете, никак нельзя.
Высоцкий и Влади жили в кемпинге в Яункемери, купались, гуляли по взморью, много ездили по Юрмале. Однажды рижские журналисты А. Бауманис и О. Мартинсон организовали их встречу с концертировавшим в Риге Карелом Готтом. Высоцкий и Готт знакомы не были, но давно симпатизировали друг другу, и вот – долгожданная встреча. Встречались в Дубултах, в легендарном Доме творчества писателей, потом новых друзей повезли в Майори, в ресторан военного санатория ДКБФ, на следующий день – в рыболовецкую артель «Узвара» («Победа»), недалеко от Буллюциемса, где бурная Лиелупе впадает в тихий Рижский залив. Особенно гостеприимными, сами понимаете, оказались рыбаки, ну и там пошло-поехало: фирменная латвийская водка «Кристалл дзидрайс» («Очищенный янтарь»), чешское «Пильзенское», «Охота на волков», «Леди Карнавал», рыбка такая, рыбка сякая, еще пильзенс, еще дзидрайс.
В общем, фильм «Четвертый» снова чуть не сорвался, но с грехом пополам его досняли, ну и он оказался сами понимаете. Зато Высоцкий и Готт подружились, в уютном Яункемери Владимир Семенович начал писать «Алису в стране чудес», а Готт выступил в концертном зале «Дзинтари», а вернувшись домой, перепел на чешском «Один музыкант объяснил мне пространно».
Наконец, по итогам пребывания Высоцкого, Готта и Влади на Рижском взморье в журнале «Лиесма» («Пламя») вышел очерк под заголовком «О дожде, ржаном хлебе и огромной стерляди».
А? Э-э! Так-то, дружок.
Максим Андреев
Комментарии