Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Строитель Московии. 600 лет со дня рождения Аристотеля Фиораванти

  •  

    В Москве начались официальные мероприятия, приуроченные к празднованию 600-летнего юбилея нашего великого земляка Аристотеля Фиораванти, строителя главного кремлевского собора. Очевидно, что это имя достойно сколь можно более широкого чествования, так что москвичам самая пора присоединяться к празднованию частным порядком. Тем более что дата "600" — несколько условна. Об Аристотеле пишут "родился около 1415 года", значит кутить можно около 2015, пока не наскучит. Более очевиден второй юбилей – Аристотель впервые прибыл из Милана в Москву весной 1475 года, то есть ровно 540 лет назад.

    Как видим, был он к тому моменту немолод, но полон творческих сил и бесценного опыта. Он был знаменит и востребован у себя на родине, прежде всего как виртуозный инженер, но кафедральных соборов ему строить не доводилось. В Москве он возвел главный храм нового, объединенного государства, ставший основой нового столичного Кремля и одной из главных святынь России. Время было много более сложное, чем теперь, но в любой истории можно найти поучительные параллели. Тогда, в далекие 1470-е, на смену прошлому, омраченному бесконечными межусобицами, шло новое время, рождалась Московия. Но вчера закончилось, а завтра никак не могло начаться, и с чувством уверенности в завтрашнем дне у москвичей было худо.

    Земля еще шаталась под их ногами в прямом и переносном смысле. Рухнул от "труса", то есть землетрясения, возведенный до сводов собор, который строили русские мастера Кривцов и Мышкин. По небу плыла жуткая комета. Люди в ту пору очень сильно прислушивались к знакам свыше – даже дождь из разноцветных жаб не был бы так тревожен. И вот тогда государь Иван Третий, положивший начало созиданию Третьего Рима, прибегает к помощи настоящих наследников римской традиции – берет в жены византийскую царевну и призывает на службу итальянского строителя. Ее зовут София, что значит "премудрость", его – Аристотель ("лучшая надежда") Фиорованти ("цветок, брошенный ветру"). Вы понимаете, каков факт – Кривцов и Мышкин не справились с задачей строительства собора, а благозвучнейший Фиорованти справился совершенно нормально.

    Ни магии имен, ни мастерства строителей не хватило бы, чтобы по-настоящему укрепить строящуюся вместе с собором Державу. Одной из главных геополитических проблем момента была вражда с Великим Новгородом, искавшего союза против Москвы с Литвой и Польшей, и тем, по мнению Москвы, предавшего само Православие. В 1471 году москвичи разбили новгородцев в Шелонской битве, вольный город был покорен силой. Заложенный за полтора месяца до битвы первый собор рухнул в 1474 году, когда в Новгороде назревал новый заговор. Но князь Иван, обвенчавшись с Софьей-Премудростью истолковал дурные знамения конструктивным образом: в 1475 году он вновь отправляется в поход на Новгород, но не с целью продолжить его разгром, а чтобы "миром пировать" и заводить управу. Новгород смирился не весь и не сразу, но знамения помогли сделать верный шаг навстречу сопернику.

    В самом Новгороде все более набирала силы "промосковская сторона" и через несколько лет горожане согласятся снять и отдать Москве свой вечевой колокол. Окончив переговоры и вернувшись домой, Иван Третий закладывает новый Успенский собор. Простите длинную цитату, но никто не скажет лучше моего коллеги Рустама Рахматуллина. "Иван Великий совершил не только и не столько административный, дипломатический и военный труд, сколько — духовный. Взятие города средневековая традиция всегда отождествляла с браком. И лучше, чтобы по любви. Поэтому Иван насилию над Новгородом предпочел чинное сватовство. И Новгород ответил на любовь Ивана Третьего, отвергнув домогательства Литвы. Новгород сделал выбор между католическим и православным государем. Словом, Иван Великий строил собор как страну, страну как семью и семью как собор".

    Аристотелю Фиорованти было указано строить храм по владимирскому образцу. Действительно, в деталях московской постройки можно найти много его отголосков. Но общий образ Успенского собора, его широкие плечи, тяжелые шлемы глав, спокойная и уверенная стать больше созвучны образу Софии Новгородской. Таким образом, мудрое "собирание земель русских" отражено здесь буквальным образом. Волею русского правителя и мастерством итальянского мастера, который вполне заслужил право считаться нашим достойнейшим земляком, соавтором не просто строительства, а прозрения, изобретения будущей Москвы и России.

    Александр Можаев, краевед

1