Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Простить – можно, забыть – никогда: ко дню рождения Горбачева

  • В самом начале весны – 2 марта – у первого и последнего президента СССР Михаила Сергеевича Горбачева день рождения. Но не все открытки, которые он получит, будут исполнены добрых пожеланий. Похоже даже, что открытки с добрыми пожеланиями составят меньшую часть почты Михаила Сергеевича.

    Оно и неудивительно.

    Подавляющее большинство россиян сожалеет о распаде Советского Союза. Это ведь была страна-первопроходец, одной ногой стоявшая в неблагополучии, зато другой – в будущем, в утопии, случившейся наяву. Страна, фантастически развившая образование и науку, создавшая уникальную медицинскую систему, сумевшая обеспечить после абсолютной бедности базовые социальные блага для всех граждан.

    Не только в идеологии этой страны, но и в самом коллективном сознательном и бессознательном ее населения был заложен прорыв к новой, солидарной и осмысленной жизни, основанной на совсем иных принципах, нежели классическое «человек человеку волк».

     

    И вот случилась Перестройка – великолепный термин, внедренный Михаилом Сергеевичем.

    Со стороны смотрелось все это примерно так. Допустим, загудел у вас охладительный кулер в компьютере, а вы берете кувалду и как вдарите по нему!

    А потом опять как вдарите!

    Потому что у вас есть план: вы задумали из осколков старого компьютера создать новый, с экраном в два раза больше, и с винчестером в четыре, и чтобы кулер, конечно, не гудел.

    В какой-то степени так и было в Перестройку. Роковой наивности хватало.

    Но хватало и многолетней усталости от старых прописей и догм.

    И следует признаться честно, что далеко не один Горбачев молотил по стране кувалдой, хотя его кувалда, конечно, была побольше, чем у остальных.

    Понятное дело, что если Советский Союз развалился, то его президент со своей функцией не справился.

    Можно согласиться с тем, что Михаил Сергеевич на высоком посту изрядно наломал дров, но вот согласиться с тем, что он делал это в одиночку, было бы очень наивно.

    Многие помогали сознательно, имея в виду свой личный интерес. А кто-то поддался всеобщей преобразовательной лихорадке. Но как только речь заходит о виноватом в распаде сверхдержавы, упоминается всегда один Горбачев.

    Я вижу здесь ключевой парадокс: политика Горбачева состояла в том, чтобы не брать на себя ответственность ни за что. Но в результате этой политики именно его сделали козлом отпущения за все.

     

    Между тем в стремлении уйти от ответственности, не отвечать на уже дыбом стоящие вызовы своего времени, Горбачев явился типичным представителем поздней советской номенклатуры.

    Такова была элита последних времен Союза. Не кровожадная, покладистая, однако фатально лишенная энергии и агрессии, травмированная сталинскими чистками и уставшая от ритуальной необходимости изображать веру в идеал, который она уже не могла всерьез воспринять.

    Так менее чем за неделю до дня рождения Горбачева в возрасте девяноста пяти лет скончался последний маршал Советского Союза Дмитрий Язов. Его оплакали многие из тех, кто запросто отправил бы Михаилу Сергеевичу ругательную открытку.

    Однако если мы посмотрим на то, как повел себя маршал в составе ГКЧП, увидим тот же, до боли узнаваемый стиль. Ведь, подобно тому, как Горбачев стал во главе самораспустившегося Советского Союза, Язов стоял во главе самой мощной армии мире, капитулировавшей перед безоружными сторонниками Ельцина, несшего распад СССР.

     Язов ввел Москуву танки и бросил хлопцев в шлемах с развеселой толпой наедине. То, что в результате этого гудерианства случилось так мало жертв – заслуга исключительно высокой организованности советского солдата.

    Как и Михаил Сергеевич, маршал взялся за гуж и сказал, что не дюж. Зачем было в таком случае вообще браться, он умолчал.

    Впрочем один из покинутых им на площади танков прекрасно послужил постаментом для восходящего Ельцина.

    В свое время широко тиражировали пленку с кающимся Язовым:

    – Разрешите, я скажу несколько слов для Михаила Сергеевича.

    – Говорите.

    – Дорогой Михаил Сергеевич. Я старый дурак. До конца моих дней меня будет жечь позор за принесенные вам, стране и народу беды...

    Стиль, если отбросить риторику, тот же самый, не самых плохих в общем-то, не жестоких и не алчных людей.

    Но в жизни территорий, на многих из которых до сих пор идут процессы распада, эти люди сыграли роковую роль.

    Хотя для самого Михаила Сергеевича сегодня престижнее изображать многолетнего тайного диссидента, чем возницу, загремевшего вместе с повозкой.

     

    А ведь нельзя не заметить, что та самая Перестройка, стремительно обернувшаяся крахом, имела на самом деле и здоровое начало.

    Народ на какое-то короткое время вновь почувствовал себя субъектом истории,

    Книжные магазины наводнились книжками из сокровищниц мировой мысли, ранее запрещенными закостеневшей властью, купить их можно было за гроши. Люди смотрели довольно весело, сохраняя лояльность стране.

    В преодоление трудностей многие еще верили.

    Однако гайки стали не просто ослабляться, властные разрушители начали откручивать их и тащить себе в карман.

    Никто из рулевых это не остановил, и главный рулевой Михаил Сергеевич тоже остался в этом отношении индифферентен.

    И первое в мире государство сверхидеи ждал постыдный конец во имя торжества полиэтиленовых пакетов.

     

    Это, безусловно, и личная трагедия Горбачева. И проклятия в его адрес как минимум запоздали.

    В конце концов среди нас живет легендарная уже фигура, находившаяся в эпицентре Красного Заката – хотя бы по факту места и ранга. И фигура, как мы уже заметили, крайне типическая.

    Что действительно трудно простить экс-генсеку – это пошлейшее участие в рекламе пиццы, когда осколки вверенной ему страны корчились в муках девяностых. Здесь действительно какое-то абсолютное дурновкусие, на уровне глумления.

    Но что толку проклинать короля Лира, даже если он вздумал рекламировать пиццу? Король, как известно, лишь первый среди равных. Тем более что Михаил Сергеевич давно уже король в изгнании.

    И вы, клянущие его на чем свет стоит, могли бы уже и оставить старика в покое.

    Да, в решающий исторический момент он оказался ни холоден, ни горяч – но много ли среди вас самих ярко холодных и ярко горячих?

    Фильм Кустурицы «Подполье» заканчивается великолепной фразой: «Простить – можно. Забыть – никогда». Мне кажется, она вполне уместна в случае Горбачева.

     

    Владимир Мироненко

5

Комментарии

7 комментариев
  • Алексей Уралов
    Алексей Уралов2 марта 2020 г.-1+3
    Введение Косыгиным рыночных показателей в плановую экономику за 25 лет привело к тотальному дефициту, который в свою очередь, размыл идеологию. Дефицит привел к власти череду старцев, над которыми уже все смеялись, но без картина была бы неполной. И завершением тотального маразма, необходимого условия для дискредитации социализма, стал приход ничтожества, которое оформило окончательную сдачу страны.
  • Владимир ОтСохи
    Владимир ОтСохи2 марта 2020 г.-5+9
    Неа! Не забудем! Не простим! Простить можно того, который покаялся.... Эта же тварь, распрекрасно поживает, томно грустя о любимой Раисе. Как простить, виновного в смерти миллионов? Ему год, надо простоять на Красной площади, под снегом и дождём, коленопреклоненно вымаливая прощение, у обманутого, наивного народа... А он до сих пор куражится, обеляет себя и свору,ТВАРЬ!
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов2 марта 2020 г.-2+8
    Первое государство, которое встало на путь построения социализма, потерпело поражение, так как при строительстве социализме необходимо построить соответствующие ему экономический базис и политическую систему. В полной мере в СССР не удалось сделать ни то ни другое. Попытки построения этого предпринимались только Сталиным. Прообразом общенародной собственности служили артели, организованные и поддерживаемые им. Это был как раз тот экономический уклад, который при должном развитии его обеспечил бы новый экономический базис социализма и ускоренное развитие экономики. Хрущёв всё отменил. Сталин делал попытки изменить и политическую систему в 30-ые годы, когда пытался организовать народовластие в стране, отстранив от власти партийных функционеров, засевших на всех ключевых постах. События 30-ых годов - это отражение ожесточённой политической борьбы по вопросу сущности политической системы в С
  • владимир кот
    владимир кот2 марта 2020 г.-1+1
    Пустился тут как-то я в рассуждения-и пришел к выводу, слаб оказался горби. Его использывали по-черному, когда он это понял, дороги назад уже не было. Чего стоит его попытка избраться презиком России. А помнить и передать наследникам, что быть таким тупым и жалким.
  • александр ставрогин
    александр ставрогин2 марта 2020 г.-2+2
    //Простить – можно, забыть – никогда// Ни простить, ни забыть - высшие правители живут слишком хорошо, чтобы не наказывать их за головотяпство в политике и самым жестоким образом. Конец Муссолини и Гитлера образец высшей справедливости истории, умерли как собаки - примерно такая же смерть должна была быть уготована и Горбачеву, урон принесенный его правлением России превышает гитлеро-муссолиниевский в два раза. И дело здесь не в моей жестокости, это нужно для народа для поддержания веры в Справедливость и как урок для других бездарей: Не лезьте в Президенты, лучше мудро ограничьтесь штурвалом комбайна.
  • Андрей Широнов
    Андрей Широнов2 марта 2020 г.-1+4
    Никакой наивности не было! Был ворлюнтаризм и предательство! Необходимо дать морально-правовую оценку триаде Горбачёв-Ельцин-Путин.
  • Виктор Справедливый
    Виктор Справедливый3 марта 2020 г.
    Суд и как можно быстрее. пока жив.