Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Андрей Графов: НАШ ЕВРЕЙСКИЙ БАНДЕРА

  • Вот зря вы наезжаете на украинцев, что, мол, их национальной идее без году неделя. Бывают молодые нации, в этом нет никакого криминала. Вообще, идея нации как таковая – сравнительно недавнее изобретение. Сугубо Новое время. Кто-то в XIX веке себя осознал, кто-то в XX. Это обстоятельство само по себе не делает украинскую идею неполноценной.

    Можно взять, к примеру, израильтян. Тоже молодая нация, тоже формировалась не стихийно, а за счет волевого усилия идеологов. При этом всякое бывало: и сложности языковой политики, и внутренний конфликт различных общин, и зависимость от доброй воли мирового сообщества, и даже национально-освободительная борьба против оккупационного режима...

    Тут всё Бандеру поминают. Что ж, и такого рода деятели сыграли свою роль в истории Израиля. В период британского мандата существовали еврейские подпольные боевые группы, которые осуществляли диверсии против английских военных и чиновников. Грубо говоря, занимались таким же политическим террором, как Бандера в 30-е гг. в Польше. Точно так же убивали людей. Вы скажете: ну это ты хватил, террор террором, но все-таки еврейские националисты с Гитлером не якшались, в отличие от... Так я вас успокою: было даже и такое, во всяком случае в порядке эксперимента. Один из лидеров подпольного движения, некий Натан Елин-Мор пытался установить контакты с нацистами в 1941 году. Логика была в том, что с немцами нужно договариваться ради спасения евреев в Европе и совместных действий против англичан в Палестине. Попытка, впрочем, сорвалась, а идея в целом не нашла широкой поддержки среди единомышленников – по понятным причинам. И нынче мало кто помнит имя Натана Елин-Мора.

    Зато помнят другие имена.

    Теодор Герцль – гениальный пиарщик своей эпохи. Автор самой идеи независимого еврейского государства. Человек, у которого не было ничего, кроме литературного таланта и личной харизмы, добился того, чтобы раскрывать двери на самом высшем уровне, и неустанно лоббировал сионистский проект.

    Элиэзер Бен-Иегуда – филолог, который в одиночку адаптировал древнееврейский язык к нуждам повседневного бытового общения. 2000 лет евреи на иврите только читали и молчали. Благодаря Бен-Иегуде, они смогли заговорить. Своего собственного сына он подверг беспрецедентно рискованному эксперименту – с первого дня жизни говорил с ним только на иврите и запрещал окружающим учить мальчика другим языкам. Ему говорили, что его речь искусственная, что иврит не живой язык, что нельзя так воспитывать детей, что мальчик вырастет идиотом. Мальчик вырос здоровым и стал первым аутентичным носителем возрожденного иврита в мире.

    Хаим Нахман Бялик – великий поэт, наш еврейский Пушкин. Развил литературную поэтическую норму до таких сложных уровней, на которые мало кто поднимался после него. Автор текстов, которые по силе не уступают библейским пророкам.

    Шмуэль Йосеф Агнон – лауреат Нобелевской премии по литературе, наш еврейский Лев Толстой.

    Хана Сенеш – нежная девушка, которая писала стихи, но при этом отправилась выполнять спец.задание британцев в немецком тылу. В 1944 году из Палестины – в Европу, а не наоборот. Была арестована, подвергнута пыткам и расстреляна. А перед этим, сидя в тюрьме, писала учебник иврита.

    Йони Нетаньягу, старший брат нынешнего премьер-министра Биньямина Нетаньягу, легендарный командир спецназа, руководил операцией по освобождению израильских заложников в Уганде в 1976 году. Сумел спасти 102 заложников из 106. Не потерял ни одного из своих бойцов. Сам погиб. Возраст: 30 лет, звание: подполковник.

    Теперь попробуйте мысленно вычеркнуть все эти имена. Представьте, что этих людей никогда не было. Что был только один *наш еврейский Бандера* – Натан Елин-Мор и его неудавшаяся авантюра с нацистами. И что он – национальный герой Израиля. А других героев у нас нет. Разве только еще летчица, которая на самом деле не летчица, и поэт, которого Бродский удостоил высокой литературоведческой оценки *брехня*. И вот эта вся суть и соль национальной идеи. И ничего, кроме этого, нет.

    Думаю, проблема именно в этом. В качественном результате. А вовсе не в том, что украинцев как нацию позавчера придумали.

    Я не знаю, как они так живут. По-моему, это очень страшно.

2