Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Все против всех – или война элит в России

  • Мы так давно существуем в состоянии непрекращающегося кризиса во всех областях жизни, что зачастую перестаем замечать его признаки и воспринимаем их как нормальное явление. Собственно, вся «уверенность в завтрашнем дне» – это когда ухудшение ситуации происходит плавно, проблемы прибавляются постепенно, без резких неожиданных рывков.

    Между тем приметы нарастающего кризиса часто выражаются не в качественно новых явлениях, а в возрастающей частоте и интенсивности уже привычных и знакомых. А это легко упустить из виду.

    Только ленивый за последние два года не говорил о «расколе элит» как об одной из главных примет нарастающего кризиса. Но не все в полной мере представляли себе, как должен выглядеть этот самый «раскол элит», как он выражается в обществе и какие последствия влечет за собой. Многие полагали, что некая «отколовшаяся», «оппозиционная» часть элиты начнет более или менее явно выступать против Путина. Но такая картинка выдает фундаментальное непонимание того, как вообще устроена прослойка, сосредоточившая в своих руках всю власть и большую часть собственности в РФ.

    Прежде чем говорить о «расколе», необходимо понять, что постсоветская элита в России никогда и не была единой и монолитной. С самого начала она делится на кланы и группировки, и отношения между ними никогда не были простыми и однозначными. Однако они не представляли собой и ожесточенную «борьбу всех против всех»: политическая среда современной России может быть описана как поле компромисса и торговли. И вот здесь роль президента Путина трудно переоценить – и именно в этой роли кроется секрет его политического долголетия и неуязвимости.

     

    Секрет в том, что Путин – не диктатор. Диктатору нужна более-менее однородная масса, чтобы ей править, а не то феодальное лоскутное одеяло, которое представляет собой российское общество сегодня. Любая гипотетическая «диктатура Путина» должна была бы начаться с полной, под корень, зачистки всей нынешней элиты. Вместо этого мы видели показательные экзекуции пары совсем уж зарвавшихся олигархов – после чего с оставшимися был быстренько достигнут устроивший всех компромисс.

    Да, Путин сумел сосредоточить в своих руках рычаги, позволяющие существенно влиять на распределение благ – но не до такой степени, чтобы фигура президента превратилась в единственный и безальтернативный их источник. Абсолютизма не получилось (к нему, похоже, не особо-то и стремились). Вместо этого нынешняя Российская Федерация – это государство «феодального консенсуса», которым правит «дружный коллектив хищников».

    Слабых здесь нет, поскольку совсем уж несамостоятельные фигуры, неспособные за себя постоять, долго не живут: либо обрастают мускулами, либо поглощаются. Все без исключения ресурсы, которые существуют в стране, будь то хозяйственные, финансовые или силовые, поделены между кланами элиты. Бесхозных или независимых давно уже не существует. Президент в такой ситуации нужен элите как арбитр, позволяющий решать конфликты и противоречия без перехода в состояние открытой резни. Сам он обеспечивает сохранность своего положения, искусно маневрируя между группировками и употребляя свое влияние, чтобы поддерживать такой баланс сил, при котором никто из игроков не может усилиться настолько, чтобы задавить или подчинить остальных. Потому что тогда отпадет необходимость в нем как в беспристрастном и независимом арбитре. Роль, надо сказать, непростая и требующая незаурядного мастерства политика.

    Ахиллесова пята такой системы в том, что для ее поддержания в равновесии требуется в идеале полная закрытость от вмешательства внешних сил. Ведь их масштаб совершенно несопоставим с ресурсами игроков во внутренней российской песочнице, и даже случайное вовлечение иностранцев способно поломать всю игру. Один из козырей президента-арбитра – это как раз способность обеспечить такое невмешательство.

    Обладая какой-то неведомой и непонятной для российской элиты «магией» во внешней политике (каким-то образом ему вроде удается договариваться с «большими дядями» и держать их на расстоянии вытянутой руки от «нашей песочницы»), Путин обеспечивает себе «незаменимость» и пространство для аппаратных игр. Ведь к арбитру прислушиваются не потому, что «уважают», а потому, что у него есть (в той или иной форме) большая палка, которой он отгоняет врагов. Не станет его – некому будет отгонять, вот тогда наплачемся. Этот страх – основной рычаг влияния президента, причем он работает как в отношение элитных кланов, так и в отношение населения в целом (хоть и несколько по-разному – одни боятся конфискации своих активов, другие – вторжения НАТО).

     

    Однако эта магия дала осечку. Мало кто понимает причины провала (причины успеха тоже мало кто понимал), но результат налицо – таинственная большая палка в руках арбитра явно перестала пугать врага. Даже более того – кажется, что именно личность арбитра и вызывает у врага особое раздражение. То, что раньше было удобным для всех «лицом страны», вдруг в одночасье превратилось в красную тряпку. Что это означает с точки зрения российской правящей элиты? В первую очередь то, что улетучился (или как минимум поставлен под сомнение) именно тот фактор, который и делал арбитра арбитром. Вот в этот момент и начинается то, что не очень удачно называют «расколом элиты».

    Как такой раскол будет выглядеть? Вот был арбитр, поддерживал равновесие, все к нему привыкли. И вдруг арбитра не стало. Точнее, он-то сам на месте, но сил прежних у него нет. Что начнут в первую очередь делать наши игроки? Кинутся бить бывшего арбитра? А зачем? Какой в этом смысл, что это им даст? Да ровным счетом ничего. У всех у них есть более насущные проблемы.

    Правильный ответ – оставшись без арбитра, игроки вцепятся в горло друг другу. Они и при арбитре-то вставляли друг другу шпильки время от времени – но теперь этим можно заняться в полную силу, ничего не стесняясь. То, что было вялотекущими дворцовыми интригами, быстро превратится в полноценную феодальную войну, в которой будут задействованы все доступные сторонам ресурсы – и экономические, и силовые, и медийные.

    Что мы видим в России в последние месяцы? ФСБ нагрянула с обысками в Следственный комитет, арестованы крупные чины. СК нагрянул с ответным визитом в питерское Управление ФСБ, обвиняет уже тамошних крупных чинов в краже и печатании фальшивых денег. ФСБ нагрянула к таможенникам, разгромный скандал на всю страну. Главного российского таможенника спешно снимают с должности, но на растерзание не отдают, а стараются как-то замести под ковер, явно демонстрируя, что «все пошло не по плану».

    Параллельно с этим разворачивается скандал с Шуваловым, его женой, собачками и самолетом. Едва новости успели поутихнуть – вспыхивает новая история, теперь уже с Сечиным, его женой и яхтой. Не знаю, кто конкретно эти утечки организовывал, но это до такой степени симметрично и похоже на «наш ответ Чемберлену», что смех разбирает.

    После этого калейдоскоп закрутился с невероятной быстротой: скандалы посыпались градом. Энергетики, «Вымпелком» и Вексельберг завязываются замысловатыми узлами. Под самые выборы у главы антикоррупционного главка МВД обнаруживают полторы тонны наличной валюты, и еще почти в три раза больше – на счетах в Швейцарии. Начинаются оживленные споры. Что это? Если общак, то чей? Если это деньги, украденные из какого-то банка, то кто украл, для кого и с чьего ведома? Буквально на следующий день обыск происходит уже в ЦБ.

    Скандалы, интриги, расследования. Вдруг снимают с должности Маркина – бессменную говорящую голову отечественных следственных органов. Он еще про дело Цапков, помнится, рассказывал, и сидит на этой должности едва ли не дольше, чем существует Следственный комитет. А вот поди ж ты…

    И эпопея эта явно не закончена. Могу ручаться, что в ближайшие недели мы все станем свидетелями не менее громких скандалов и разоблачений в самых высших сферах – ведь настоящая война элит только начинается.

     

    Антон Попов

8

Комментарии

4 комментария
  • влад влад
    влад влад5 октября 2016 г.+2
    Абсолютное попадание ,и не надо тешить себя иллюзиями о борьбе с коррупцией или национализации капиталов- нет такой силы в нашем обществе,что способна победить коррупцию - в основе которой паразитизм всей интеллигенции .Всё хня пока гражданское общество представлено интеллигенцией .
  • Денис Грачев
    Денис Грачев5 октября 2016 г.+2
    Плохие бояре при хорошем Путине. Плохие феодалы при хорошем Путине. Плохие правоохранители, плохие экономисты, плохой премьер – список можно продолжать до бесконечности. Но почему он держит вокруг себя только плохих? Что, на хороших у него какая-то страшная аллергия?
    • Сергей Жуков
      Сергей Жуков5 октября 2016 г.+2
      Может быть по той же причине, по которой козел ЕБН по быстрому убрал Примакова? Будь на месте Айфона более....человек, то имидж ВВП несколько поубавился бы по части ореола
  • Александр Безымянный
    Александр Безымянный6 октября 2016 г.
    "прослойка, сосредоточившая в своих руках всю власть и большую часть собственности в РФ - прослойка или по народному прокладка всего лишь, не более того. И не надо обольщаться, значимость Ваша стремиться к нулю (если рассуждать математически). Не всё очевидно как кажется и описывается.