Согласно статистике за начало текущего года, китайский рынок традиционных автомобилей на дизельном и бензиновом топливе снизился на 22% в сравнении с предыдущим годом. А интерес к электромобилям резко возрос: продажи их быстро увеличиваются и сейчас поставили рекорд, занимая 33% от сферы обычного легкового транспорта.
Только за первые 3 месяца этого года известный производитель электромобилей Li Auto сумел увеличить продажи на 65%, достигнув общего количества в 52 500 автомобилей.
Также значительный рост показала компания Nio Inc., увеличив продажи на 22% в годовом исчислении по сравнению с 31 000 проданных электромобилей в 2022-м.
Поддержка государства и растущий интерес к электромобилям
В течение последних 15 лет Китай активно стимулировал интерес к электротранспорту с помощью государственной поддержки. До недавних пор государство предоставляло субсидии, размер которых варьировался в зависимости от мощности аккумулятора и обычно составлял около 2100$.
К примеру, покупатели, выбирающие электромобиль с дальностью хода 400 км, могли получить государственную компенсацию в размере 1850$.
Власти также стимулировали покупку электромобилей, предоставляя бесплатные автомобильные номера. В больших городах Китая для борьбы с трафиком была введена система торговли автомобильными номерами, которые стоили бешеных денег. Средняя стоимость такого номера в Шанхае 10 лет назад достигала почти 13 000$.
Правительство КНР направило свои усилия на решение проблем загрязнения атмосферы и перегруженности дорог в больших городах Китая. В больших населенных пунктах была внедрена система, по которой автомобили на традиционном топливе могут двигаться по городу только в определенные дни, тогда как для электромобилей не установлены никакие ограничения.
Более того, китайские власти активно работали над умножением числа мест зарядки для электротранспорта, и не только в мегаполисах, но и в небольших городках и поселках.
Зарядка автомобилей была отлично оптимизирована: вместо ожидания полной зарядки батареи владельцы электромобилей в КНР сейчас могут просто заменить аккумулятор.
Данные действия сделали из Поднебесной главного игрока на рынке экологически чистых автомобилей.
Доступность и экономичность
Китайские автокомпании активно предлагают доступные электромобили для широкой аудитории, что пока не является распространенной практикой среди западных производителей.
Их присутствие на глобальном рынке привело к заметному снижению средней стоимости нового электротранспорта, особенно в России, где с появлением автомобилей из КНР цены на авто в среднем упали с 10 до 5 миллионов рублей в прошлом году.
В текущем году свыше 35 китайских производителей авто заявили о значительном снижении цен на свои электромобили, включая модели разных ценовых категорий, что положительно сказалось на доступности электромобилей для широкой публики.
Изначально прогнозировалось, что объем электрокаров на общем рынке Поднебесной приблизится к 45% к началу следующего десятилетия. Однако согласно последним данным, аналитики теперь ожидают, что показатель может реализоваться намного раньше и составит впечатляющие 85% к 2031 году.
Важно отметить, что продажа электрокаров продолжает расти даже после упразднения государственных субсидий в прошлом году.
Стремительное снижение цен на электромобили, ожидаемое уже к 2025 году, значительно стимулирует спрос на эти автомобили, делая их более конкурентоспособными на рынке.
Забота об экологии
Стремление к переходу на электромобили является лишь одной из составляющих масштабного проекта по экологической модернизации экономики.
Китай активно разрабатывает концепцию «экологической цивилизации» с начала 2010-х и три года назад официально заявил о своей амбициозной цели минимизации выхлопа CO2 к 2030 году – и становлению в качестве углеродно-нейтральной страны к 2060 году. Китай решительно борется с климатическими изменениями и стремится продемонстрировать свое приверженное стремление к экологически чистому будущему.
Достижения Китая в производстве электромобилей получили признание не только внутри государства. В 2022-м китайская автомобильная компания BYD опередила «Теслу», возглавляемую Илоном Маском, по объему глобальных продаж электромобилей.
Только за первое полугодие прошлогоднего года BYD произвела почти 650 000 автомобилей, что в 6 раз превышает результаты аналогичного периода в 2021 году. Всемирный автосалон, ныне происходящий на территории Шанхая, представляет обширный ассортимент электрокаров от местных компаний в различных областях, где они соревнуются за лидерство на рынке.
Одним из основных различий в выбросах углекислого газа между производством электромобилей и автомобилей с ДВС является процесс производства батареи. Однако благодаря технологическому прогрессу и массовому производству выбросы при производстве батарей существенно снизились в последние годы: это связано с увеличением использования возобновляемых источников энергии и снижением выбросов на единицу аккумуляторной ячейки.
Если верить отчетам Международного совета по транспорту чистых технологий, полный цикл жизни выбросов электромобилей на 20-70% меньше, чем у автомобилей, работающих на дизельном или бензиновом топливе, в зависимости от государства производства и применения.
Важным аспектом также считается утилизация аккумуляторов. Современные процессы переработки аккумуляторов позволяют повторно использовать до 90% металлов, что существенно снижает экологический след от использования электромобилей. Китай, являющийся самой крупной азиатской страной, которая перерабатывает батареи, активно развивает эту сферу.
Комментарии