Публика так переживает по поводу новых учебников истории и уроков госпропаганды, будто подспудно предполагает их "прямую эффективность". Приходит де школьник в школу, ему там в голову программу загружают, а дальше он в соответствии с ней функционирует. Но очевидно это не так.
Если бы это было так, то из школы мы бы все выходили знатоками физики, литературы и биологии. Но попробуйте спросить у людей на улице, что такое закон Ома и в какой гоголевской шинели ходил лишний человек. Содержание школьной программы забывается примерно через пол дня после сдачи экзаменов.
С чего бы полагать, будто пропаганда работает иначе? На самом деле смысл ее в другом. Она просто демонстрирует молодым приматам, что старые приматы могут принудить их к повторению самых абсурдных и бессмысленных вещей. Тем самым и показывает, кто здесь власть. Настоящее послание пропаганды – это не то, что лежит на поверхности. По большому счету пропаганда просто растит циников. С одной стороны они читают в учебниках всякую пафосную чушь, с другой – видят, как реально устроен мир вокруг.
Советская пропаганда рассказывала про равенство и коммунизм, а советским миром заправляли номенклатурные принцы и принцессы. Вот это видимое противоречие – оно на самом деле и воспитывает людей. С одной стороны система и держится на том, что циничные атомизированные люди с ней не борются (они в нее встраиваются), с другой – когда система оказывается в опасности, эти же люди ничего не сделают для ее спасения. Так СССР вырастило поколение циников, которые в 91ом году наблюдали крах империи с холодным злорадством. Только через пару-тройку десятков лет эти молодые циники стали престарелыми неудачниками, и поэтому оказались падки на тряску воздуха задним числом.
В общем пропаганда, конечно, растит весьма неприятный тип людей. Но делает это вовсе не так, как часто принято думать. И этот же неприятный тип режим зачастую потом и хоронит то, что его породило.
Комментарии