Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Навальный: «Борьба с коррупцией без борьбы с коррупционерами – лицемерие»

  • Ровно год назад я не умер от отравления химическим оружием, и, по-видимому, коррупция сыграла немалую роль в моем спасении. Разложившая государственную систему, она разложила и спецслужбы. Когда руководство занято крышеванием бизнеса и вымогательством, то качество тайных операций неизбежно пострадает. Группа сотрудников ФСБ нанесла нервный агент на мое белье так же неправильно, как неправильно, с нарушениями всех инструкций, следила за мной в течение трех с половиной лет, что позволило гражданским активистам-расследователям полностью изобличить ее.

    Зато более простые задачи режим, построенный на коррупции, выполняет прекрасно. Судебная система – а это первое, что берут под контроль автократы, желающие ограбить свой народ – идеально работает в формате quid pro quo. Именно поэтому вернувшись в Россию после лечения, я прямо с самолета отправился в тюрьму. Приятного тут мало, но зато у меня теперь достаточно времени, чтобы почитать мемуары мировых лидеров.

    Мировые лидеры ужасно интересно описывают, как решали главные проблемы человечества: войны, бедности, миграции, изменений климата, оружия массового поражения. Это вопросы так называемой «большой повестки». А вот борьба с коррупцией не очень часто упоминается мировыми. Неудивительно – это вопрос «второстепенной повестки».

    Зато – поразительный факт – коррупция почти всегда упоминается там, где мировые лидеры описывают провалы. Свои и (чаще) своих предшественников.

    «Мы потратили годы, сотни миллиардов долларов и тысячи человеческих жизней на Ирак/Афганистан/Мали/, но коррумпированное правительство аль-Малики/Карзая/Кейты/ своим воровством отвратило от себя народ, открыв дорогу к победе радикалам, вооруженным лозунгами о честной и справедливой власти.

    И тут возникает очевидный вопрос: ну так раз коррупция мешает нам добиваться решения проблем «большой повестки», то, может быть, настало время ее саму поместить на одно их первых мест этой повестки?

    В общем понятно, почему этого до сих пор не произошло. Коррупция – очень некомфортный вопрос для обсуждения на мировых саммитах. Вы обсуждаете, к примеру, с Путиным, Сирию и кибератаки. Все довольны, всем интересно. На брифинге по итогам каждому есть что сказать.

    А теперь представьте встречу с Путиным по вопросу коррупции. Сам ее факт – переход на личности. Все от начала до конца – некомфортная ситуация. Самому богатому человеку мира, ограбившему свою страну, предлагается обсудить, как бороться с ним самим.

     

    А теперь включите новости: именно то, что Запад «не замечал» тотальной коррупции в правительствах Карзая и Ашрафа Гани, не желал говорить об этой лично неприятной для них теме, стало важнейшим фактором победы талибов при полной поддержке населения. Не хотели обсуждать воровство из бюджета – будем обсуждать забивание камнями и казни обезглавливанием.

    После краха СССР и прекращения глобального идеологического противостояния именно коррупция в ее классическом определении – использование служебного положения для личной выгоды – стала универсальной внеидеологической основой процветания в мире авторитарного интернационала. От России до Эритреи, от Мьянмы до Венесуэлы. И коррупция давно перестала быть внутренней проблемой этих стран. Она почти всегда становится одной из главных причин глобальных вызовов, стоящих и перед Западом. Новая настоящая война в Европе с применением авиации и артиллерии? Это Путин мстит Украине за антикоррупционную революцию, сбросившую с трона его ставленника Януковича. Религиозным экстремистам любого толка легче вести пропаганду, когда их противники ездят на Роллс-Ройсах по улицам своих нищих стран. Миграционные кризисы вызваны бедностью, а та почти всегда – коррупцией.

    «Хорошо, что изменение климата не связано с коррупцией», – иронично говорите вы. Приглашаю сказать это перед лицом миллионов гектаров сибирских лесов, сгорающих ежегодно из-за варварской сплошной вырубки, нарушающей пожарные правила лесопользования. Не хочется угадать с этим прогнозом, но боюсь, что следующий большой теракт будет не чем-то вроде очередной бомбы от религиозных фанатиков, а, скажем, химическим оружием в водопроводе крупного города или разрушительной атакой на ИТ-инфраструктуру целой страны, и заказчиками этого теракта будет тот или иной владелец золотых дворцов. И сделано это будет, чтобы отвлечь внимание мира от этих дворцов, переключив его на глобальные вопросы безопасности.

    Так что это не нам должно быть неудобно задавать авторитарным коррупционерам жесткие вопросы с переходом на личности, а наоборот – они должны знать, что их теневые дела всегда будут главной темой обсуждения мировых саммитов. Это станет важнейшим шагом к устранению причин многих вопросов.

    Ну а что же нам делать? Ведь не могут люди, сидящие в Вашингтоне и Берлине, эффективно бороться с коррупцией чиновников Минска или Каракаса?

    Это верно, но верно и то, что важной особенностью коррупции в авторитарных странах является использование западной финансовой инфраструктуры. И в 90% случаев украденное хранится на Западе. Уж кто-кто, а чиновник, работающий на автократа, точно знает, как важно хранить капитал подальше от своих коллег и босса.

     

    Все, что нужно для начала работы – решительность и политическая воля западных лидеров. На первом этапе коррупция должна быть превращена из источника потрясающих возможностей в тяжелое бремя хотя бы для части элит, окружающих автократов. Тем самым элиты будут расколоты, а лагерь тех, кто выступает за модернизацию, прогресс и снижение коррупции, расширится, усилится и получит новые аргументы в национальных внутриэлитных дискуссиях.

    Эти несколько шагов совершенно реалистичны, легко исполняемы и могут быть очень эффективным стартом в борьбе с глобальной коррупцией.

    1. Запад должен выделить и признать специальную категорию – «страны, поощряющие коррупцию», что позволит принимать единые меры в отношении групп стран, а не вводить санкции в отношении конкретных государств.

    2. Главной санкцией и, если хотите, налогом на коррупцию для этой группы стран должно стать «принуждение к прозрачности». Вся документация к контрактам, заключенным между западными компаниями и их контрагентами из стран коррупционных рисков должна быть опубликована, если эти контракты в малейшей степени связаны с государством, чиновниками и их родственниками. Ты сотрудник госкомпании страны с высоким риском коррупции и хочешь купить виллу на Французской ривьере? Покупай, но вся информация по сделке будет общедоступной. Хотите иметь дела с официальным Минском или тетей российского губернатора? Тогда вам придется опубликовать все документы по цепочке сделки, и взятку, которую вы заплатите через «регионального представителя» или «локального партнера», уже не спрячешь.

    3. Борьба с коррупцией без борьбы с коррупционерами – лицемерие, подрывающее доверие избирателей к любым действиям в этой области. До тех пор, пока не будут введены индивидуальные санкции против олигархов, в первую очередь из окружения Путина – морального лидера всех коррупционеров мира, – любая антикоррупционная риторика Запада будет восприниматься как игра и пустословие.

    Нет ничего более фрустрирующего, чем чтение очередного «санкционного списка», наполненного никому не известными полковниками и генералами спецслужб, но тщательно очищенного от тех, в чьих интересах действуют эти вояки. Запад должен выйти из семантического плена, где наклейка «бизнесмен» является индульгенцией, сильно затрудняющей попадание в санкционный список. Путинские олигархи, как главы госкомпаний, так и формально частные, но благополучие которых связано с группой Путина – не бизнесмены, а руководители организованных преступных групп. Однако сейчас, увы, западный истеблишмент выступает такой коллективной собакой Павлова. Показываешь полковника спецслужб – кричат: «Под санкции его!». Показываешь олигарха, содержащего полковника, кричат: «Пригласите его в Давос!».

    4. В США, Великобритании и Германии уже есть прекрасные инструменты для борьбы с зарубежной коррупцией, такие как Foreign Corrupt Practices Act, Bribery Act и другие. Отгадайте, сколько дел было начато по заявлениям нашей организации, ныне признанной путинским правительством экстремистской? Правильно, ноль. Горькая правда в том, что даже западные правоохранительные органы обеспечивают иностранным коррупционерам режим благоприятствования. Немного политической воли правительства (и давления общественности) – и ситуация исправится.

    5. Препятствование экспорту политической коррупции явно заслуживает создания международного органа или комиссии. Посмотрите, что происходит уже сейчас. Инвестировав сравнительно небольшие деньги, тот же Путин пачками скупает крайне правые и крайне левые движения по всей Европе, превращая их политиков в своих олигархов и агентов. Легализованный подкуп через «членство в советах директоров госкомпаний» и подобные — процветает. Бывший канцлер Германии, премьер Италии, министр иностранных дел Австрии выступают на подтанцовках диктатора, нормализуя и покрывая коррупционные практики. Любые контракты, связывающие бывших и действующих западных политиков с контрагентами из коррумпированных авторитарных стран также должны подлежать публикации.

     

    Это первые шаги, но и они дадут весомый эффект, создав внутри авторитарных стран элитные группы, для которых борьба за снижение уровня коррупции станет рациональным выбором.

    Ни денег, ни солдат, ни переустройства промышленности и мировой политики не нужно, чтобы начать действовать. Только политическая воля. К сожалению, это часто дефицитный ресурс. Общественное мнение и желание избирателей – вот те финальные ингредиенты, которые могут столкнуть ситуацию с мертвой точки. И когда-нибудь мировые лидеры в своих мемуарах напишут, что решили многие важные проблемы «большой повестки», просто устранив первопричину их возникновения. Без войск, миллиардов и зря потраченных десятилетий.

     

    Алексей Навальный 

14

Комментарии

15 комментариев
  • Павел Артемьев
    Павел Артемьев20 августа 2021 г.-1+9
    Лёха бредит. Какая ещё нахрен антикоррупционная революция в Цэгабонии??? Да там во главе и по сию пору вор на воре и вором погоняет! Да и на его любимом Западе - воруют так, что нашим дилетантам и не снилось. Просто по другому, типа - цивилизованно. Свести казнокрадство и коррупцию к бытовому уровню - может только возврат Советской власти! Всё остальное - обычная болтовня и очередной обман.
    • Клим Чугунов
      Клим Чугунов20 августа 2021 г.-9+2
      Лёха то от старика кабаева не отличается. Ещё недавно он ратовал за отмену гос пенсии, сам воровал, за что и был посажен. Борьба свиней за корыто.
    • Валентин Боброк
      Валентин Боброк21 августа 2021 г.-2+5
      "Лёха" не бредит. Он просто мечтает. В одиночестве. Он герой. Окруженный преступниками, лишенных здравого смысла. Предателями ума, чести и совести. А если быть абсолютным строгим и честным, предатели (и недоумки) - это мы, на 99,9 % - весь народ. Кроме того мы просто трусливые, равнодушные, безответственные людишки, готовые всегда предать истинных героев - уже погубленных, но и ныне живущих, однако репрессированных и оболганных. Даже в полемику с лжецами мы не желаем вступать. Наверное потому, что так глубоко погрязли в лжи, что уже ни во что святое не верим и сдались на милость негодяев.
  • Георгий Аксенов
    Георгий Аксенов21 августа 2021 г.+1
    Коррупцию в России обуздать можно только с самого верха. Но верхи скоррумпированы, да и народ уже тоже привык к беспорядку. И пока все не рухнет до конца, ничего не изменится.
    • Валентин Боброк
      Валентин Боброк21 августа 2021 г.-3+2
      Коррупция в России - это наследие СССР. Именно тогда, уже при позднем (пятизвездночном) Брежневе коррупция зарождалась, крепчала, охватила всю систему управления государством. В России она просто расцвела до сказочных, "богатырских, размеров.
      • Георгий Аксенов
        Георгий Аксенов21 августа 2021 г.-2+5
        Копайте глубже - до царской России и дальше. Не зря либералы не любят Иоанна Грозного и Иосифа Сталина.
        • Валентин Боброк
          Валентин Боброк21 августа 2021 г.+2
          Я не копаю. Я просто вспоминаю. Да, во времена позднего Брежнева, ещё можно было бороться с коррупцией, к которой относится и круговая порука, и чванство с высокомерием, коллективные попойки и пьянство по всей цепочке комсомольско-партийных органов и клуба красных директоров. Но уже тогда борец с негативом был один из сотни, а ныне - один из тысячи. Доказательство: 26 марта 2017-го на митинги против коррупции вышло менее, чем один россиянин из тысячи! Остальные 999,... (хотели того или нет) не вышли, формально поддержав коррупцию в России.
    • Дмитрий Тим
      Дмитрий Тим21 августа 2021 г.
      Да и когда всё рухнет, мало надежд на выздоровление. Скорее всего, Россия развалится, какие-то части будут поглощены соседями, какие-то превратятся в удельные княжества.
  • Игорь Шенин
    Игорь Шенин21 августа 2021 г.+3
    Двадцать лет Путин и Ко у власти, и всё это время мы слышим одни и те же лозунги перед очередными выборами. "Борьба с коррупцией" - один из этих вечных лозунгов. Двадцать лет Путин борется с коррупцией - и никак не может победить! Мощнейшую военную силу фашистской Германии сломили за четыре года, а коррупцию не получается. Почему бы это? Потому, что вся борьба у нас ограничивается одними лозунгами. Вот в Китае реально борются с коррупцией - и есть ощутимые результаты! Что касается Запада. Им застилают глаза деньги! Начхать им на Россию, они будут аплодировать любой нашей власти, если деньги российских воров будут храниться в западных банках.
    • Георгий Аксенов
      Георгий Аксенов21 августа 2021 г.+3
      Путин не борется с коррупцией. Он ее олицетворяет.
    • Дмитрий Тим
      Дмитрий Тим21 августа 2021 г.+2
      Конечно. Они - банальные скупщики краденого. Собственно, это вариант неоколониализма.
    • Tuk .
      Tuk . 21 августа 2021 г.-1+2
      Коррупция является основой капитализма её краеугольным камнем. Зачем мне куча денег если я не могу купить на них прокурора, следователя, мэра, депутат парламента, чиновника и т. д. Победите коррупцию и вы лишите смысла накопение капитала. Поэтому "борьба с коррупцией" при капитализме на самом деле есть борьба за коррупцию.
  • Игорь Шенин
    Игорь Шенин21 августа 2021 г.
    Запад не решит наших проблем - им это не нужно (если только это не ослабит потенциал России). Они, конечно, не прочь организовать очередную цветную революцию - уже в России - и посадить на трон своего человечка. Но как бы мы ни ругали Путина, последний такого вмешательства не допустит. Свои проблемы мы должны решать сами!
  • Викентий Щеглов
    Викентий Щеглов21 августа 2021 г.-1+1
    Мосье Навальный хочет бороться с коррупцией, не борясь с Системой. Оригинально.
  • Викентий Щеглов
    Викентий Щеглов21 августа 2021 г.-2
    Вы его еще с Саваофом сравните! Или организуйте секту нового "Христа" Алешеньки. Может, хватит уже бабские бредни выдавать?!