Самое свежее

Александр Росляков. Она хлебнула крови «С каждый днём всё радостнее жить» Права человека устарели, пора хоронить. Политические анекдоты Аббас Галлямов. Почему Россия не Израиль Эль Мюрид. Последняя гастроль Явлинского Александр Росляков. Памятник Пушкину снесут за дискредитацию церкви и власти

Сергей Сергиенко. На флейте конъюнктурных труб

  •  Картинки по запросу гидон кремер фото

    Вчера мы с женой были на концерте в Зале Чайковского. В первом отделение прозвучал скрипичный концерт нашего соотечественника Виктора Кисина, с 1990 года живущего в Бельгии. Произведение посвящено выдающемуся скрипачу Гидону Кремеру, который его и сыграл.

    Из программки следовало, что это было далеко не первое исполнение концерта, написанного аж 2007 году, т.е. 10 лет назад. Но выдающийся скрипач не смог запомнить наизусть эту вещь, посвященную именно ему – и играл по нотам. Что бывает на академических концертах крайне редко.

    Но дальше это отступление от правил объяснилось очень просто.

    Любой из нас сможет напеть «Подмосковные вечера» Соловьева-Седого. И посади за фортепьяно даже полного неука, он одним пальцем за пару минут подберет на слух эту памятную мелодию.

    А человек-скрипка Кремер, отдавший жизнь своему инструменту, на котором играет каждый день – заучить опус, написанный специально для него и его скрипки (не для водосточной трубы!) не сумел.

    Разгадка этого – в самом скрипичном концерте. Если бы его автор взял какое-то известное музыкальное произведение, записал его задом наперед, потом разбил на такты и ноты и перемешал все, как кости домино – возможно, получилось бы нечто более мелодично и приятно для уха.

    Мне, человеку с музыкальным образованием, переносить всю эту какофонию под видом «новизны» было довольно тяжело. Как и моей жене-любительнице, с которой наши музыкальные вкусы почти никогда не совпадают. По виду зала – всем остальным тоже. Но никто не встал и не ушел. Все про себя мучились, но не посмели проголосовать ногами против этого издевательства над музыкой. Еще сочтут врагами этих ныне модных мемов: право художника на «я так вижу», новаторство и несение в тупые массы современников зазнамо непонятных им идей.

    Великий скрипач современности Гидон Кремер проголосовал против всей этой искусственной мешанины этими нотами на пюпитре. Поскольку живой человек, даже скрипач – не робот. И запомнить механически все звуки длинного произведения ему не под силу. Запоминают исполнители хорошие произведения благодаря их внутренней логике и гармонии – причем особо одаренные буквально с пары раз. Но если этой логики в наборе нот не ночевало – даже гений не обойдется без нотной записи.

    Зачем он вообще это играл? Значит, так надо. Таков курс современного искусства – царящий и в театре, и в кино: кто-то кому-то занес что-то, нащупал связи, пробил бюджет – и все как миленькие исполняют ерунду, не имеющую к искусству никакого отношения…

    Некоторое облегчение вселил в меня тот факт, что весь это «пир духа» был создан не за счет родного минкульта, а за счет средств далекой Бельгии, где политика поддержки беглецов из «варварской России» плодит почем зря этот музыкальный мусор.

11

Комментарии

7 комментариев
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов13 ноября 2017 г.+3
    После того, как был раскручен чёрный квадрат Малевича, всем стало ясно, что раскрутить в буржуазном искусстве с пользой для себя можно что угодно.
  • Александр Росляков
    Александр Росляков13 ноября 2017 г.+4
    Еще мальцом я ходил в Консерваторию каждую неделю – и однажды столкнулся там лоб в лоб с моим кумиром Альфредом Шнитке. При всей обуявшей меня при этом робости не вступить с ним в разговор я не мог – и на мой жгучий вопрос «Почему вас так мало исполняют?» он ответил очень спокойно: «Мне тоже хотелось бы большего, но вы же меня знаете – и другие, кому интересно, тоже знают. Но за вопрос сердечное спасибо». Он отвесил мне легкий поклон – и мы с ним разошлись… К чему я это все? В этой короткой вспышке моей памяти осталось высокое достоинство советского артиста, парившее над всеми сварами тех лет. Сегодня парят эти свары – и в творцы выходят не те, кто лучше творит, а кто лучше лижет или поддевает властный зад. И каждый легко сыщет тому тьму примеров.
    • Сергей Бахматов
      Сергей Бахматов13 ноября 2017 г.+1
      Искусство искажается рекламой, которая атрибут буржуазного общества. Я думал, что в советском обществе не было рекламы, кроме рекламы аэрофлота. Непонятно зачем, но она существовала, хоть он был единственной компанией пассажирского воздушного флота. Оказывается была и другая реклама, которой мы не видели. Кое- чего из товаров народного хозяйства СССР всё же поставлял на международный рынок. Для рекламы приглашали знаменитости, но ничего не платили. А они считали, что им оказывают честь.
  • Ирина Шарова
    Ирина Шарова14 ноября 2017 г.+2
    Новаторами были Прокофьев и Шостакович, тот же упомянутый здесь Шнитке. Тем не менее, их музыка всегда доходила, если не до ума, то до сердца и души точно. Првда у Шостаковича был шанс стать таким же Кисиным. Но вовремя оказался человек с чутким ухом и авторитетом, сумевшим в статье "Сумбур вместо музыки" поддержать автора, дать ему правильный импульс и, в конечном, итоге помочь ему стать великим композитором.
  • Владимир  Криворучко
    Владимир Криворучко14 ноября 2017 г.
    А я помню Кисина , но Евгения,пианиста. Этот хлопчик , помнится, уже в 15 лет говорил, что ему невозможно дышать в Советском Союзе, жить невозможно. И куда-то к себе, в свои обетованные землицы, и чухнул. Помню, играл он(смотрел это по ТВ, давно-давно), такой весь кудрявый-кудрявый, вылитый Макакаревич-Шмуйлович, этакий, понимаете ли, пуделёк, головкой этак встряхивал, встряхивал и....Дышалось ему уже, похоже, легко и вольготно : у себя-то, на Западле?!!!!Человек творил! И я сказал себе тогда :" Вот как надо, товарищ полковник, знать и понимать жизнь! Ему 15, а тебе?И ты так и нюхаешь солдатские портянки с сапогами + свои 500 единиц техники связи обнюхиваешь. И дышалось тебе в автопарке легко и приятно".Жить надо уметь! Многим недоступно то, что понимал в 15 лет Кисин.
    • Александр Егоров
      Александр Егоров14 ноября 2017 г.+1
      Пианист Евгений Кисин, насколько я помню, косил от армии. Кстати, тоже вопрос - что армия не могла обойтись без пианиста, неужели как-то цивилизованно нельзя это решить. Потому уехал за границу до 27 лет. Но потом так привык, что в Россию приезжает только на заработки. И по моему к композитору Кисину никакого отношения не имеет.
  • Александрс Сидоров
    Александрс Сидоров14 ноября 2017 г.+2
    Смотрел концерт ко дню МВД и ждал, когда же министр плюнет и уйдет. Нет не решился, хотя н лице у него было написано, что он думает об этой х.....не.