Новости партнеров

Самое свежее

А не отозвать ли нам депутатов и других правителей, предавших свой народ? Почему нас разоряют счетчики воды, стоящие для экономии? Александр Росляков. А может, это Матвиенко мстит обидевшему ее старичью пенсионной реформой? Путин сдал назад, политическое крепостное право пошатнулось… Старый советский анекдот против российской пенсионной реформы Путин возрождает его пенсионной реформой дело Гайдара?
Loading...
Loading...
Загрузка...

Михаил Хазин. Правительство РФ – это еще не власть. Как сделать его сносной властью?

  • Количество текстов, посвященных новому правительству Медведева, огромно: все словно ждут чего-то нового от старых его членов. Попробую объяснить суть этих ожиданий.

    Начать нужно с главной, системной проблемы, которая уходит корнями в далекий 1991 год: с организационной точки зрения наше правительство сразу было принципиально недееспособным. Его базовая модель, доставшаяся еще от СССР, предполагала, что есть некоторый внешний институт (ЦК КПСС), который задает стратегию и занимается согласованием сложных вопросов. Но с 1991 года партийной власти не стало, а роль правительства выросла, поскольку именно оно занялось собственностью, что при капитализме – главный, если вообще не единственный вопрос.

    В 90-е каждый сегмент правительства осваивал (читай: приватизировал) тот кусок, который ему достался по формальному распределению ролей, и места хватало для всех. Но к 1998 году обозначился серьезный организационный кризис, обязанный наличию в правительстве нескольких контуров принятия решений (начиная от лично премьера и его секретариата – и заканчивая аппаратом правительства и министерств). И каждый по любому вопросу имел собственное мнение.

    Согласовать их можно было либо через воссоздание аналога ЦК КПСС (что и пытались сделать на внешней базе Администрации Президента или Совбеза), либо путем утверждения правил согласования. Первый путь носил опасно политический характер, кроме того приводил к острому конфликту с правительством, которое в этом случае выступало как единое целое. А второй путь реализовали на практике, впервые – в правительстве Кириенко летом 1998 года.

    Суть этого механизма состояла в том, что руководители секретариатов ключевых вице-премьеров и самого премьера договорились о коррупционном механизме согласования вопросов. Грубо говоря – кто, как и с кем делится. Именно после этого коррупция приобрела у нас системный характер, а правительственные чиновники стали пренебрегать вопросами, за которым не стоит «бюджет».

    И дело не в том, что они не понимали, что такие вопросы могут быть крайне важными для страны. Просто согласовать такие вопросы будет практически невозможно – а потому не имело смысла с ними связываться.

     

    Можно привести простой пример. По телевизору все время показывают сериалы, где доблестные правоохранители борются с правонарушителями, открывая на них уголовные дела направо и налево. Я сталкивался с ситуацией, когда такие дела нужно было открывать реально (они касались рейдерских захватов жилья, что стало достаточно частым явлением нашей жизни), и все мои знакомые обнаруживали, что для решения таких вопросов необходимо обеспечить «бюджет».

    Злые языки говорят, что в Москве он сегодня составляет (если есть реальное, доказуемое преступление) до 20 000 долларов США. Так что можно себе представить, как весело живут правительственные чиновники в рамках такого соглашения! И уж коли оно заключено, можно смело забыть про содержательную работу правительства!

    Последние годы в правительстве царил жесткий контроль либеральных политических лидеров (Шувалов, Дворкович, Приходько) за тем, чтобы ничего «разумного, доброго и вечного», отвечающего интересам России, в правительственных решениях не появлялось. Даже если за это кто-то готов платить. Кстати именно поэтому китайское руководство не желало с этим правительством работать.

     

    Тут нужно сделать еще одно примечание. Я нарисовал вовсе инфернальную картину – но в реальности это только часть всех взаимодействий, которая впрочем резко усиливался, как только от правительства начинали требовать какой-то результат.

    Сегодня же ситуация, похоже, меняется. Президенту (как и стране) позарез нужен результат, причем ждать уже невозможно, объективные обстоятельства требуют каких-то позитивных действий. А это значит, что правительству надо вернуть дееспособность.

    Еще раз повторю, система параллельных контуров принятия решений делает совершенно невозможным любую конструктивную деятельность – кто бы эти контуры ни возглавлял, патриоты или компрадоры. И я полагаю, что в новом составе правительства так много вице-премьеров, потому что эти люди должны будут непосредственно отвечать за результат перед Президентом. И согласовывать все противоречия в его Администрации.

    Ну, или, иначе говоря, их ввели в некоторый (пока неофициальный) совет, который должен сыграть роль ЦК КПСС. То есть после того, как на Старой площади или в Кремле они приняли некое решение, всем остальным участникам процесса (секретариату премьера, министрам, аппарату правительства и т.д.) придется либо подчиниться, либо покинуть насиженное место. Возможно, если они попытаются продолжить коррупционную активность – переселившись в совсем уж неприятные места.

    Я вовсе не настаиваю на том, что дал полную раскладку модели усиления управляемости правительства. Собственно я описал лишь один аспект его деятельности – возможность конструктивного согласования позиций.

    Что механизм будет именно таким – это моя личная гипотеза. Я также не уверен, что он покажет результат. Но в том, что налицо попытка уйти от застарелой практики, при которой системная коррупция доминировала при принятии решений, я не сомневаюсь. И в этом есть какой-то позитив нынешней подспудной реформы правительства.

7

Комментарии

26 комментариев
  • اناتولي  ختم النفط
    اناتولي ختم النفط16 мая
    самого премьера договорились о коррупционном механизме согласования вопросов. Грубо говоря – кто, как и с кем делится. ============================================================== Это картина верхушки. Собственно упущен важный аспект коррупционной схемы, когда нижние звенья забрасывают на верх установленные суммы, чтобы удержаться на должности. Именно наличие этой составляющей в общей коррупционной картине и считается фактом, который позволяет называть коррупцию системной. Т. е. по всей вертикали. Именно начиная с низов идёт конкуренция бизнеса за работы и решается примитивно - все стараются выдать максимальный откат. Поэтому в арифметической прогрессии деньги утекают из бюджета и вырисовывается картина застоя в официальной экономике. В криминале суммы оборота возрастают.
  • اناتولي  ختم النفط
    اناتولي ختم النفط16 мая
    Поэтому первичная задача нового состава, стабилизация общей картины коррупции, без её стремительного роста. Я вижу такую модель усиления управляемости. У Вас слишком оптимистичная. Почти идеальная, чего в реалии не бывает.
  • Сергей Жуков
    Сергей Жуков16 мая+3
    Принять точку зрения автора можно было бы при условии, что Путин точно нацелен на результат. Но пока похоже его больше всего волнует проблема трудоустройства соратников. Пример--Мутко. Провалил даже то, что нельзя, над ним смеются все, даже однопартийцы. И--вновь получаем его в виде вице.
  • Николай Астров
    Николай Астров16 мая+4
    Сама система власти, обслуживающей интересы компрадорской буржуазии, нуждается в коренном изменении. Можно выкрутить и поменять местами все болты, можно старые болты заменить на новые, но добиться таким способом превращения трактора в танк всё равно не получится.
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов17 мая
    На мой взгляд, автор немножко не стой стороны зашёл при анализе ситуации. Надо принимать во внимание, что государственная собственность при капитализме - это госкапитализм, а частный бизнес - просто капитализм. Первое связано с откатами в пропорции: управленцы распределяют бюджет и ждут откатов, менеджеры госкорпораций осваивают то, что получили, и откатывают управленцам. То же самое относится и к частному бизнесу, если он получает средства на развитие из бюджета. Проблема развития не только в изначально коррупционной схеме, сломать которую при капитализме невозможна, так как она построена на интересах и не подконтрольна ни снизу, ни сверху, а в отсутствии стимула у всех в инновационном развитии. Ни частному сектору, ни госсектору это не надо.
    • اناتولي  ختم النفط
      اناتولي ختم النفط17 мая
      Проблема развития не только в изначально коррупционной схеме, сломать которую при капитализме невозможна, так как она построена на интересах и не подконтрольна ни снизу, ни сверху ============================================================== Подконтрольна. При угрозе потери кормушки, а это стратегическая задача, жертвуют тактическими. А это уровень, размеры коррупции. Вот этим уровнем, размерами в сторону уменьшения управляют. Для этого и существуют карательные органы. Это противовес беспредельному, безграничному воровству, как предохранительный клапан. Клапан работает при превышении заданных параметров.
      • Сергей Бахматов
        Сергей Бахматов17 мая+1
        Просто не знаю, как к вам и обращаться. Таинственный незнакомец, контроль снизу означает возможность, если ни сведения до нуля, то хотя бы ограничение, близкое к этому, уровня коррупции во всей вертикали власти. В буржуазном обществе, полностью лишённого контроля снизу, а также очевидных пороках выборности во власть, коррупционный процесс активно идёт, подобно тому, как это имеет место в управляемой атомной реакции, когда предотвращают цепную реакцию, дабы избежать взрыва. Контроль контролю - рознь, а дьявол в деталях.
        • اناتولي  ختم النفط
          اناتولي ختم النفط17 мая
          Просто не знаю, как к вам и обращаться. ============================================================== По порядку, моё имя на аве и кириллицей и арабской вязью.
        • اناتولي  ختم النفط
          اناتولي ختم النفط17 мая-1
          В буржуазном обществе, полностью лишённого контроля снизу ============================================================== В буржуазном обществе контроль снизу осуществляет буржуазия. потому и называется буржуазное. В любой, абсолютно любой системе связанной с переработкой и хранением информации, которая проявляет свойства самоорганизации, ОБЯЗАТЕЛЬНО присутствует контроль снизу. Читайте Норберта Винера, Клода Шеннона -это классики кибернетики. Т. е. теории об управляемых системах. О (биологических, социальных) системах, где есть блоки управления.
          • Сергей Бахматов
            Сергей Бахматов17 мая+1
            Во-первых, буржуазное общество - это капиталократия, а капиталократия - это контроль государства капиталом сверху, а не снизу. Именно поэтому власть ставится капиталом и обслуживает его интересы. Во-вторых, я не только знаком с трудами Винера, Шеннона, Котельникова и т.д., но и знаю уже больше них, так как наука на месте не стоит. Без контроля (обратной связи от субъекта к объекту управления) система управления становится неустойчивой. Советую вам не использовать менторский стиль общения и относиться ко всему вдумчивей.
            • اناتولي  ختم النفط
              اناتولي ختم النفط17 мая
              капиталократия - это контроль государства капиталом сверху ============================================================== такого контроля в природе не существует. Если уверены - положите на формулы.
              • Сергей Бахматов
                Сергей Бахматов17 мая
                Вы на самом деле не понимаете или притворяетесь? Для контроля капиталом государства есть большое количество инструментов. Основные - это буржуазные выборы, стоящие больших денег, действующая власть прикармливается формальным и неформальным лоббированием, неугодные капиталу люди из власти изгоняются. Кроме этого, система распределения средств и откатов делает власть и бизнес взаимообуславливающими. Бизнес кормит власть, поэтому она у него под контролем. По вашей же логике получается, что хозяин под контролем сверху у своей собаки. Она же всех гоняет и лает, а он только кормит её.
                • اناتولي  ختم النفط
                  اناتولي ختم النفط17 мая-1
                  В бурж. общ. капитал задаёт целевую функцию. Верховная власть осуществляет оперативное выполнение по реализации функции. При социализме наёмный труд задаёт целевую функцию. Верховная власть так же исполняет оперативные мероприятия. И при кап. и соц. имеется набор инструментов для воздействия на власть. Т. е. это идентичные структуры обратных связей. Суды, прокуратура. менты поганые. Т. е. владельцы собственности "рулят" во всех случаях. И при феодализме тоже. Во всех случаях на абстрактном уровне схематично это выглядит идентично. Почти идентично, с разницей в деталях, ничего не меняющие. Как при социализме я разработал математическую модель управления комбинатом, так и продаже комбината частнику эта модель работала. Т. е. задаются технико экономические показатели по периодам. Те же люди в бухгалтерии обрабатывают данные и выдают генеральному директору. Должностные инструкции оставались
                  • Сергей Бахматов
                    Сергей Бахматов17 мая
                    Бросьте эти ваши целевые функции! Вы к управление подходите не с той стороны. Проблема управления экономики при капитализме нравственная, а не технократическая. С помощью технократии её не решить. У меня такое впечатление, что на воду будете смотреть и воды не видеть, а анализировать молекулы H2O.
                    • اناتولي  ختم النفط
                      اناتولي ختم النفط17 мая
                      Проблема управления экономики при капитализме нравственная ============================================================== Как только поднимается такая тема, я перестаю её обсуждать. Я заметил, Вы как зацепитесь в серию комментариев на абстрактную тему, так она уходит на вселенский уровень. При этом все остаются при своём мнении плюс ещё один негатив - взаимные оскорбления. Хотя у меня с Вами есть тема. Я поищу среди Ваших постов, который без комментариев. Это для диалога.
                      • Сергей Бахматов
                        Сергей Бахматов17 мая
                        Извините, но неужели вы не понимаете, что собственность на СП кардинальным образом определяет производственные и общественные отношения, которые в свою очередь влияет на справедливость распределения доходов и должностей, свободу творчества и реализации, прозрачность деятельности управленцев, право на труд, образование, медицину, на политические права и правосудие и т.д.? Это всё - нравственный аспект, который полностью определяет и обуславливает подлинное развитие общества.
                    • اناتولي  ختم النفط
                      اناتولي ختم النفط17 мая
                      Ну вот, Вы наглухо закрылись. Ваши посты не увидеть.
          • влад влад
            влад влад17 мая
            Буржуазия в буржуазном обществе процветает именно потому, что осуществляет контроль снизу.Это сказка для рылочных интеллигентов .Контроль всегда осуществляется самым крупным капиталом ,который в любом государстве становится частью госмашины или проще нанимает государство ,суды ,прокуратуры, независимые сми и интеллектуальных интеллигентов .Низовой бизнес,как хермер и бюджетник ,настолько зависим и настолько повязан обязательствами перед крупным капиталом ,его журналистами,банками,судами ,что по сути является полноценным рабом и не более .Именно крупный капитал в националсоциалистических государствах финансирует механизмы социального равенства и управляемой на общее благо конкуренции низовых рабов -бизнесов и интеллигенций .Частник малый и средний - не субъект , а объект .Интеллигент не субъект , а объект .
        • اناتولي  ختم النفط
          اناتولي ختم النفط17 мая-1
          Буржуазия в буржуазном обществе процветает именно потому, что осуществляет контроль снизу. Поэтому и происходит смена правительств. По результатам непрерывного контроля. За свои капиталы богатенькие закатают в асфальт любого правителя, быстро и незамедлительно. Это и есть самый жёсткий контроль снизу, за все времена существования цивилизации. ФИО таких президентов Вы знаете.
  • Рососвет Солнечный
    Рососвет Солнечный17 мая+3
    Накану грандиозные суммы в триллионах. Грандиозный ажиотаж и очередь с пилами стоит уже от окраин Москвы до стен Кремля. Страна накануне грандиозного распильного шухера и появления новых миллиардеров и миллионеров далеких от созидательного труда. О каких еще новых схемах может идти речь?
    • اناتولي  ختم النفط
      اناتولي ختم النفط17 мая+1
      Чтобы точно и кратко, действительно - должна быть сатира и язвительность. +
  • владимир кот
    владимир кот17 мая+1
    кто нибудь признается,что он ждет от ЭТОГО правительства ПРОрыва?люди годами жующие одну и туже жвачку(по моему мнению) на это просто не способны.все эти мантры,от лукавого.
  • Рафик  Кулиев
    Рафик Кулиев17 мая
    "Еще раз повторю, система параллельных контуров принятия решений делает совершенно невозможным любую конструктивную деятельность – кто бы эти контуры ни возглавлял, патриоты или компрадоры. И я полагаю, что в новом составе правительства так много вице-премьеров, потому что эти люди должны будут непосредственно отвечать за результат перед Президентом. И согласовывать все противоречия в его Администрации". С таким же успехом Хазин может сказать, что это правительство должно заранее отвечать за результаты столкновения нашей планеты с гигантским астероидом.
  • влад влад
    влад влад17 мая+1
    Спасибо автору - по меньшей мере мы точно знаем , что в стране с 1991 года действует не правительство и президент , а вполне себе сборище различных корпоративчиков , которые друг у друга что-то жмут , чем-то делятся , но за результат не отвечают .И даже воров в законе нет , чтобы наши управленческие интеллигенции по понятиям рассудить ,не говоря о законе и законниках , где тоже вполне себе сборище различных корпоративчиков,которые друг у друга что-то жмут ,чем -то делятся ,но за результат не отвечают .Тридцать лет все корпоративчики интеллигентов пытаются скрыть воровскую малину ,где даже паханы не авторитеты , за успешнокрасивыми отчётами -вот и весь результат .Сталыпинщина намбе ту - офигеть .
  • Lucifer Centurion
    Lucifer Centurion17 мая+1
    Повесить. На их место поставить людей компетентных.
  • Леонид Ильич
    Леонид Ильич18 мая+1
    Путин думает только о том, как избежать расстрела.