Новости партнеров

Самое свежее

Как правозащитница Алексеева нанесла нам посмертную оплеуху Сергей Лесков. Славные имена как фиговый листок для бесславного российского авиапрома Фашизм под маской либеральной демократии Виктор Алкснис. Политический процесс над сталинизмом: насколько справедлив он? Леонид Радзиховский. Следующий год будет годом Медведева? Судьба негодяя: предатель Бабченко не стал героем Украины, предав Россию
Loading...
Loading...
Загрузка...

Михаил Хазин. Правительство РФ – это еще не власть. Как сделать его сносной властью?

  • Количество текстов, посвященных новому правительству Медведева, огромно: все словно ждут чего-то нового от старых его членов. Попробую объяснить суть этих ожиданий.

    Начать нужно с главной, системной проблемы, которая уходит корнями в далекий 1991 год: с организационной точки зрения наше правительство сразу было принципиально недееспособным. Его базовая модель, доставшаяся еще от СССР, предполагала, что есть некоторый внешний институт (ЦК КПСС), который задает стратегию и занимается согласованием сложных вопросов. Но с 1991 года партийной власти не стало, а роль правительства выросла, поскольку именно оно занялось собственностью, что при капитализме – главный, если вообще не единственный вопрос.

    В 90-е каждый сегмент правительства осваивал (читай: приватизировал) тот кусок, который ему достался по формальному распределению ролей, и места хватало для всех. Но к 1998 году обозначился серьезный организационный кризис, обязанный наличию в правительстве нескольких контуров принятия решений (начиная от лично премьера и его секретариата – и заканчивая аппаратом правительства и министерств). И каждый по любому вопросу имел собственное мнение.

    Согласовать их можно было либо через воссоздание аналога ЦК КПСС (что и пытались сделать на внешней базе Администрации Президента или Совбеза), либо путем утверждения правил согласования. Первый путь носил опасно политический характер, кроме того приводил к острому конфликту с правительством, которое в этом случае выступало как единое целое. А второй путь реализовали на практике, впервые – в правительстве Кириенко летом 1998 года.

    Суть этого механизма состояла в том, что руководители секретариатов ключевых вице-премьеров и самого премьера договорились о коррупционном механизме согласования вопросов. Грубо говоря – кто, как и с кем делится. Именно после этого коррупция приобрела у нас системный характер, а правительственные чиновники стали пренебрегать вопросами, за которым не стоит «бюджет».

    И дело не в том, что они не понимали, что такие вопросы могут быть крайне важными для страны. Просто согласовать такие вопросы будет практически невозможно – а потому не имело смысла с ними связываться.

     

    Можно привести простой пример. По телевизору все время показывают сериалы, где доблестные правоохранители борются с правонарушителями, открывая на них уголовные дела направо и налево. Я сталкивался с ситуацией, когда такие дела нужно было открывать реально (они касались рейдерских захватов жилья, что стало достаточно частым явлением нашей жизни), и все мои знакомые обнаруживали, что для решения таких вопросов необходимо обеспечить «бюджет».

    Злые языки говорят, что в Москве он сегодня составляет (если есть реальное, доказуемое преступление) до 20 000 долларов США. Так что можно себе представить, как весело живут правительственные чиновники в рамках такого соглашения! И уж коли оно заключено, можно смело забыть про содержательную работу правительства!

    Последние годы в правительстве царил жесткий контроль либеральных политических лидеров (Шувалов, Дворкович, Приходько) за тем, чтобы ничего «разумного, доброго и вечного», отвечающего интересам России, в правительственных решениях не появлялось. Даже если за это кто-то готов платить. Кстати именно поэтому китайское руководство не желало с этим правительством работать.

     

    Тут нужно сделать еще одно примечание. Я нарисовал вовсе инфернальную картину – но в реальности это только часть всех взаимодействий, которая впрочем резко усиливался, как только от правительства начинали требовать какой-то результат.

    Сегодня же ситуация, похоже, меняется. Президенту (как и стране) позарез нужен результат, причем ждать уже невозможно, объективные обстоятельства требуют каких-то позитивных действий. А это значит, что правительству надо вернуть дееспособность.

    Еще раз повторю, система параллельных контуров принятия решений делает совершенно невозможным любую конструктивную деятельность – кто бы эти контуры ни возглавлял, патриоты или компрадоры. И я полагаю, что в новом составе правительства так много вице-премьеров, потому что эти люди должны будут непосредственно отвечать за результат перед Президентом. И согласовывать все противоречия в его Администрации.

    Ну, или, иначе говоря, их ввели в некоторый (пока неофициальный) совет, который должен сыграть роль ЦК КПСС. То есть после того, как на Старой площади или в Кремле они приняли некое решение, всем остальным участникам процесса (секретариату премьера, министрам, аппарату правительства и т.д.) придется либо подчиниться, либо покинуть насиженное место. Возможно, если они попытаются продолжить коррупционную активность – переселившись в совсем уж неприятные места.

    Я вовсе не настаиваю на том, что дал полную раскладку модели усиления управляемости правительства. Собственно я описал лишь один аспект его деятельности – возможность конструктивного согласования позиций.

    Что механизм будет именно таким – это моя личная гипотеза. Я также не уверен, что он покажет результат. Но в том, что налицо попытка уйти от застарелой практики, при которой системная коррупция доминировала при принятии решений, я не сомневаюсь. И в этом есть какой-то позитив нынешней подспудной реформы правительства.

7

Комментарии

9 комментариев
  • Сергей Жуков
    Сергей Жуков16 мая+3
    Принять точку зрения автора можно было бы при условии, что Путин точно нацелен на результат. Но пока похоже его больше всего волнует проблема трудоустройства соратников. Пример--Мутко. Провалил даже то, что нельзя, над ним смеются все, даже однопартийцы. И--вновь получаем его в виде вице.
  • Николай Астров
    Николай Астров16 мая+4
    Сама система власти, обслуживающей интересы компрадорской буржуазии, нуждается в коренном изменении. Можно выкрутить и поменять местами все болты, можно старые болты заменить на новые, но добиться таким способом превращения трактора в танк всё равно не получится.
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов17 мая
    На мой взгляд, автор немножко не стой стороны зашёл при анализе ситуации. Надо принимать во внимание, что государственная собственность при капитализме - это госкапитализм, а частный бизнес - просто капитализм. Первое связано с откатами в пропорции: управленцы распределяют бюджет и ждут откатов, менеджеры госкорпораций осваивают то, что получили, и откатывают управленцам. То же самое относится и к частному бизнесу, если он получает средства на развитие из бюджета. Проблема развития не только в изначально коррупционной схеме, сломать которую при капитализме невозможна, так как она построена на интересах и не подконтрольна ни снизу, ни сверху, а в отсутствии стимула у всех в инновационном развитии. Ни частному сектору, ни госсектору это не надо.
  • Рососвет Солнечный
    Рососвет Солнечный17 мая+3
    Накану грандиозные суммы в триллионах. Грандиозный ажиотаж и очередь с пилами стоит уже от окраин Москвы до стен Кремля. Страна накануне грандиозного распильного шухера и появления новых миллиардеров и миллионеров далеких от созидательного труда. О каких еще новых схемах может идти речь?
  • владимир кот
    владимир кот17 мая+1
    кто нибудь признается,что он ждет от ЭТОГО правительства ПРОрыва?люди годами жующие одну и туже жвачку(по моему мнению) на это просто не способны.все эти мантры,от лукавого.
  • Рафик  Кулиев
    Рафик Кулиев17 мая
    "Еще раз повторю, система параллельных контуров принятия решений делает совершенно невозможным любую конструктивную деятельность – кто бы эти контуры ни возглавлял, патриоты или компрадоры. И я полагаю, что в новом составе правительства так много вице-премьеров, потому что эти люди должны будут непосредственно отвечать за результат перед Президентом. И согласовывать все противоречия в его Администрации". С таким же успехом Хазин может сказать, что это правительство должно заранее отвечать за результаты столкновения нашей планеты с гигантским астероидом.
  • влад влад
    влад влад17 мая+1
    Спасибо автору - по меньшей мере мы точно знаем , что в стране с 1991 года действует не правительство и президент , а вполне себе сборище различных корпоративчиков , которые друг у друга что-то жмут , чем-то делятся , но за результат не отвечают .И даже воров в законе нет , чтобы наши управленческие интеллигенции по понятиям рассудить ,не говоря о законе и законниках , где тоже вполне себе сборище различных корпоративчиков,которые друг у друга что-то жмут ,чем -то делятся ,но за результат не отвечают .Тридцать лет все корпоративчики интеллигентов пытаются скрыть воровскую малину ,где даже паханы не авторитеты , за успешнокрасивыми отчётами -вот и весь результат .Сталыпинщина намбе ту - офигеть .
  • Lucifer Centurion
    Lucifer Centurion17 мая+1
    Повесить. На их место поставить людей компетентных.
  • Леонид Ильич
    Леонид Ильич18 мая+1
    Путин думает только о том, как избежать расстрела.