Новости партнеров

Самое свежее

Леонид Радзиховский. Оппозиция в РФ слаба и малочисленна. Почему же власть боится ее как огня? Дмитрий Ольшанский. Московский фарс: Мосгордума им нужна лишь как политический трамплин Правительство усекает число бедных и повышает число богатых в РФ как умеет О прологе к распаду России: кризис налицо, а выхода из него не видно Аббас Галлямов. У выборов в плену: чем власть рискует, разгоняя кандидатов от оппозиции Александр Росляков. О страхе нашей власти перед мертвым Сталиным: и кто кого живей?
Загрузка...

Михаил Хазин. Правительство РФ – это еще не власть. Как сделать его сносной властью?

  • Количество текстов, посвященных новому правительству Медведева, огромно: все словно ждут чего-то нового от старых его членов. Попробую объяснить суть этих ожиданий.

    Начать нужно с главной, системной проблемы, которая уходит корнями в далекий 1991 год: с организационной точки зрения наше правительство сразу было принципиально недееспособным. Его базовая модель, доставшаяся еще от СССР, предполагала, что есть некоторый внешний институт (ЦК КПСС), который задает стратегию и занимается согласованием сложных вопросов. Но с 1991 года партийной власти не стало, а роль правительства выросла, поскольку именно оно занялось собственностью, что при капитализме – главный, если вообще не единственный вопрос.

    В 90-е каждый сегмент правительства осваивал (читай: приватизировал) тот кусок, который ему достался по формальному распределению ролей, и места хватало для всех. Но к 1998 году обозначился серьезный организационный кризис, обязанный наличию в правительстве нескольких контуров принятия решений (начиная от лично премьера и его секретариата – и заканчивая аппаратом правительства и министерств). И каждый по любому вопросу имел собственное мнение.

    Согласовать их можно было либо через воссоздание аналога ЦК КПСС (что и пытались сделать на внешней базе Администрации Президента или Совбеза), либо путем утверждения правил согласования. Первый путь носил опасно политический характер, кроме того приводил к острому конфликту с правительством, которое в этом случае выступало как единое целое. А второй путь реализовали на практике, впервые – в правительстве Кириенко летом 1998 года.

    Суть этого механизма состояла в том, что руководители секретариатов ключевых вице-премьеров и самого премьера договорились о коррупционном механизме согласования вопросов. Грубо говоря – кто, как и с кем делится. Именно после этого коррупция приобрела у нас системный характер, а правительственные чиновники стали пренебрегать вопросами, за которым не стоит «бюджет».

    И дело не в том, что они не понимали, что такие вопросы могут быть крайне важными для страны. Просто согласовать такие вопросы будет практически невозможно – а потому не имело смысла с ними связываться.

     

    Можно привести простой пример. По телевизору все время показывают сериалы, где доблестные правоохранители борются с правонарушителями, открывая на них уголовные дела направо и налево. Я сталкивался с ситуацией, когда такие дела нужно было открывать реально (они касались рейдерских захватов жилья, что стало достаточно частым явлением нашей жизни), и все мои знакомые обнаруживали, что для решения таких вопросов необходимо обеспечить «бюджет».

    Злые языки говорят, что в Москве он сегодня составляет (если есть реальное, доказуемое преступление) до 20 000 долларов США. Так что можно себе представить, как весело живут правительственные чиновники в рамках такого соглашения! И уж коли оно заключено, можно смело забыть про содержательную работу правительства!

    Последние годы в правительстве царил жесткий контроль либеральных политических лидеров (Шувалов, Дворкович, Приходько) за тем, чтобы ничего «разумного, доброго и вечного», отвечающего интересам России, в правительственных решениях не появлялось. Даже если за это кто-то готов платить. Кстати именно поэтому китайское руководство не желало с этим правительством работать.

     

    Тут нужно сделать еще одно примечание. Я нарисовал вовсе инфернальную картину – но в реальности это только часть всех взаимодействий, которая впрочем резко усиливался, как только от правительства начинали требовать какой-то результат.

    Сегодня же ситуация, похоже, меняется. Президенту (как и стране) позарез нужен результат, причем ждать уже невозможно, объективные обстоятельства требуют каких-то позитивных действий. А это значит, что правительству надо вернуть дееспособность.

    Еще раз повторю, система параллельных контуров принятия решений делает совершенно невозможным любую конструктивную деятельность – кто бы эти контуры ни возглавлял, патриоты или компрадоры. И я полагаю, что в новом составе правительства так много вице-премьеров, потому что эти люди должны будут непосредственно отвечать за результат перед Президентом. И согласовывать все противоречия в его Администрации.

    Ну, или, иначе говоря, их ввели в некоторый (пока неофициальный) совет, который должен сыграть роль ЦК КПСС. То есть после того, как на Старой площади или в Кремле они приняли некое решение, всем остальным участникам процесса (секретариату премьера, министрам, аппарату правительства и т.д.) придется либо подчиниться, либо покинуть насиженное место. Возможно, если они попытаются продолжить коррупционную активность – переселившись в совсем уж неприятные места.

    Я вовсе не настаиваю на том, что дал полную раскладку модели усиления управляемости правительства. Собственно я описал лишь один аспект его деятельности – возможность конструктивного согласования позиций.

    Что механизм будет именно таким – это моя личная гипотеза. Я также не уверен, что он покажет результат. Но в том, что налицо попытка уйти от застарелой практики, при которой системная коррупция доминировала при принятии решений, я не сомневаюсь. И в этом есть какой-то позитив нынешней подспудной реформы правительства.

7

Комментарии

9 комментариев
  • Сергей Жуков
    Сергей Жуков16 мая 2018 г.+3
    Принять точку зрения автора можно было бы при условии, что Путин точно нацелен на результат. Но пока похоже его больше всего волнует проблема трудоустройства соратников. Пример--Мутко. Провалил даже то, что нельзя, над ним смеются все, даже однопартийцы. И--вновь получаем его в виде вице.
  • Николай Астров
    Николай Астров16 мая 2018 г.+4
    Сама система власти, обслуживающей интересы компрадорской буржуазии, нуждается в коренном изменении. Можно выкрутить и поменять местами все болты, можно старые болты заменить на новые, но добиться таким способом превращения трактора в танк всё равно не получится.
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов17 мая 2018 г.
    На мой взгляд, автор немножко не стой стороны зашёл при анализе ситуации. Надо принимать во внимание, что государственная собственность при капитализме - это госкапитализм, а частный бизнес - просто капитализм. Первое связано с откатами в пропорции: управленцы распределяют бюджет и ждут откатов, менеджеры госкорпораций осваивают то, что получили, и откатывают управленцам. То же самое относится и к частному бизнесу, если он получает средства на развитие из бюджета. Проблема развития не только в изначально коррупционной схеме, сломать которую при капитализме невозможна, так как она построена на интересах и не подконтрольна ни снизу, ни сверху, а в отсутствии стимула у всех в инновационном развитии. Ни частному сектору, ни госсектору это не надо.
  • Рососвет Солнечный
    Рососвет Солнечный17 мая 2018 г.+3
    Накану грандиозные суммы в триллионах. Грандиозный ажиотаж и очередь с пилами стоит уже от окраин Москвы до стен Кремля. Страна накануне грандиозного распильного шухера и появления новых миллиардеров и миллионеров далеких от созидательного труда. О каких еще новых схемах может идти речь?
  • владимир кот
    владимир кот17 мая 2018 г.+1
    кто нибудь признается,что он ждет от ЭТОГО правительства ПРОрыва?люди годами жующие одну и туже жвачку(по моему мнению) на это просто не способны.все эти мантры,от лукавого.
  • Рафик  Кулиев
    Рафик Кулиев17 мая 2018 г.
    "Еще раз повторю, система параллельных контуров принятия решений делает совершенно невозможным любую конструктивную деятельность – кто бы эти контуры ни возглавлял, патриоты или компрадоры. И я полагаю, что в новом составе правительства так много вице-премьеров, потому что эти люди должны будут непосредственно отвечать за результат перед Президентом. И согласовывать все противоречия в его Администрации". С таким же успехом Хазин может сказать, что это правительство должно заранее отвечать за результаты столкновения нашей планеты с гигантским астероидом.
  • влад влад
    влад влад17 мая 2018 г.+1
    Спасибо автору - по меньшей мере мы точно знаем , что в стране с 1991 года действует не правительство и президент , а вполне себе сборище различных корпоративчиков , которые друг у друга что-то жмут , чем-то делятся , но за результат не отвечают .И даже воров в законе нет , чтобы наши управленческие интеллигенции по понятиям рассудить ,не говоря о законе и законниках , где тоже вполне себе сборище различных корпоративчиков,которые друг у друга что-то жмут ,чем -то делятся ,но за результат не отвечают .Тридцать лет все корпоративчики интеллигентов пытаются скрыть воровскую малину ,где даже паханы не авторитеты , за успешнокрасивыми отчётами -вот и весь результат .Сталыпинщина намбе ту - офигеть .
  • Lucifer Centurion
    Lucifer Centurion17 мая 2018 г.+1
    Повесить. На их место поставить людей компетентных.
  • Леонид Ильич
    Леонид Ильич18 мая 2018 г.+1
    Путин думает только о том, как избежать расстрела.