Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Анатолий Вассерман: Вопрос "нужно ли россиянам высшее образование" — ловушка

  • Вопрос о том, нужно ли высшее образование, на мой взгляд, сам по себе в принципе не имеет смысла, поскольку в нём не указано, для чего оно может быть нужно. Дело в том, что образование может быть получено с самыми разными целями. Но общеизвестная фраза «чтобы стать интеллигентом нужно три высших образования — у деда, у отца и у Вас» указывает на роль высшего образования в формировании определённого стиля мышления. А, скажем, вопрос о том, нужно ли на современном производстве высшее образование или можно обойтись дрессировкой в нажимании кнопок в болонском стиле — он, естественно, зависит от того, что именно мы понимаем под современным производством.

    Поэтому сама постановка вопроса, нужно ли россиянам высшее образование — это ловушка, она подменяет содержание формой, и поэтому я могу ответить на этот вопрос только с точки зрения моих представлений о целях образования.

    Первая, на мой взгляд, цель образования — это формирование целостной картины мира, то есть представления о мире как о результате взаимодействия небольшого числа фундаментальных закономерностей, ну, и представления о том, как именно эти закономерности взаимодействуют. В этом смысле образование несомненно необходимо каждому, но, на мой взгляд, основы такого образования можно сформировать ещё в средней школе, а необязательно в высшей.

    Если речь идёт о том, чтобы заниматься, как сейчас говорят, наукоёмкими производствами, то опять же всё зависит от того, как эти производства сами по себе организованы, ибо есть производства высокоавтоматизированные, где роль человека сведена к минимуму. Но на таком производстве нужны специалисты с высшим образованием, чтобы понимать какие процессы творятся внутри вверенного им оборудования, а не просто нажимать на кнопки. Причём в этом случае образование должно быть профильным. Ключевая причина чернобыльского взрыва  в том, что среди персонала Чернобыльской Атомной станции к моменту взрыва не было ни одного человека, получившего бы высшее образование именно по ядерной энергетике. Там были только энергетики вообще, и они просто в принципе не могли понять, почему нельзя нарушать те пункты инструкции, которые они нарушили. Если же речь идёт о производстве классического конвейерного типа, то на таком производстве действительно не требуется большое число людей с высшим образованием. Такие люди нужны только среди разработчиков продукции, выпускаемой конвейером, но такие производства, по сути, постепенно отмирают, и в обозримом будущем большую часть конвейерных производств удастся автоматизировать до такой степени, что люди для них вообще не будут нужны.

    Соответственно раз высшее образование не будет востребовано только на заведомо отмирающих производствах, можно сделать вывод, что на всех остальных оно будет необходимо. И, следовательно, заявление, что высшее образование нужно только незначительной части граждан Российской Федерации — это заявление так сказать отмирающее. То есть оно относится только к той части нашего хозяйства, какой, по все видимости, осталось существовать сравнительно недолго.

    Источник

7

Комментарии

8 комментариев
  • влад влад
    влад влад23 июля 2016 г.+1
    Образование ,как источник обязательного кастового дохода ,показало свою вредоносность на излёте Советского Союза .Но при обязательных принципах нравственности( не во зло людям и не для господства над людьми) ,ответственности ( не навреди ,но пользу принести обязан ) и реального человеколюбия ( нет ни одного человека ниже тебя и тебе за диплом обязанного прислуживать) образование высшее не кастовое будет необходимостью для большинства людей и для всех сфер деятельности .
  • Геннадий Гениван
    Геннадий Гениван23 июля 2016 г.+2
    Вопрос поставлен не верно, а звчит он лучше так: нужны ли нам хорошие и умные инженеры? Представте себе, что,вдруг, все россияне - инженеры, нужно ли нам это? Но среди них мы всегда сможем выбрать лучших, которые смогут опередить всех остальных. А из кого выбирать, если такой конкуренции нет. Уже даже не нужно доказывать, что вложение денег в образование самое прибыльное, тогда почему наше государство, имея лучшее образование в мире, не может на этом зарабатывать? Оно, что, настолько некомпетентно в таком бизнесе или специально нас устраняет как конкурентов для других стран? Тогда - это враги.
  • Olegator Грибанов
    Olegator Грибанов24 июля 2016 г.-1
    Образование есть фундаментальная часть современного общества. Его качество определяет качество социальной системы, которая в конечном итоге влияет на качество производительных сил общества. Высшее образование это наивысшая форма организации позновательных процессов, которая дает человеку возможность не просто встроиться в производительный контур, а стать его активным звеном. Совершенно не случайно разваливают высшее образованиев нашей стране. И подобные диллемы сами по себе указывают на попытку притормозить развитие производительных сил.
  • Olegator Грибанов
    Olegator Грибанов24 июля 2016 г.+1
    Переход на болонскую систему получения знаний, четко указывает на попытку реструктуризировать производительные силы в нашей стране таким образом, чтобы снизить ее конкурентоспособность. К сожалению наличие компрадорской элиты практически не позволяет противостоять подобным процессам. Это уже здорово аукнулось низкой компетенцией российского бизнес сообщества, которое демонстрирует примитивные формы организации бизнес процессов. Даже в наукоемких отраслях уровень менеджмента недостаточный, чтобы двигаться с необходимой скоростью. Кризис предопределен во многом не отсутствием денег, а поголовной безграмотностью управленческого персонала в компаниях.
  • Olegator Грибанов
    Olegator Грибанов24 июля 2016 г.-1
    В стране отсутствуют специалисты по системным технологическим кластерам, нет структур формирующих целостность макроэкономического поля, что определяет качество всей экономики, и это также проблемы высшего образования. В подобных условиях необходимо спорить не по поводу нужно не нужно, а каким образом довести структуру образования до современных требований рынка. Мы сегодня наблюдаем не просто дисбаланс между тем что нужно и тем что дают, а общий системный разгром целостности образовательной науки. Образование загадили нелепыми учебными процедурами, которые подменили процесс познания на процесс поиска адаптивных механизмов. Это резко снизило качество самого высшего образования.
  • Olegator Грибанов
    Olegator Грибанов24 июля 2016 г.+1
    Сегодня процесс создания профессиональной команды превратился в некий нереальный организационный процесс с почти нулевым результатом. Наличие технологий производственных возможностей и даже финансовых ресурсов составляют лишь мизерную часть состоятельности большинства проектных решений. Все разбивается о недееспособный безграмотный персонал, который очень непросто преобразовать в производительный потенциал даже в рамках простых бизнес процессов. Люди с высшим образованием приходят не просто неграмотные, а с перекошенной ментальностью, где доход никак не коррелируется с уровнем профессиональной компетенции.
  • Olegator Грибанов
    Olegator Грибанов24 июля 2016 г.-1
    На самом деле вопрос о высшем образовании это вопрос конкурентоспособности страны. Если нам достаточно иметь офисный планктон и мается от кризиса к кризису, то проблему высшего образования не стоит и рассматривать. Если мы хотим выбраться из того болота, куда по собственному желанию забрели, то вопрос о высшем образовании куда приоритетней, чем вопрос бюджетного секвестра.
  • влад влад
    влад влад24 июля 2016 г.
    Вопрос о ответственности и мотивации управленцев -действительно вопрос конкурентноспособности страны .Дипломированные на сегодня не самая ответственная часть населения ,зато самая мотивированная на вывоз ресурсов и колониальную деградацию.В японии нашим господам -интеллигентам уже давно бы предложили сделать харакири .Требования рынка т.е. своих западных хозяев ,наша интеллигенция выполняет(продаёт страну) по стахановски .ол инклюзив хотит за это .И будет отторгнута неизбежно .