Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Анатолий Вассерман: с любым правительством — разруха на Украине неизбежна

  • В рамках тех экономических теорий, которых придерживаюсь я, выживание экономики Украины возможно только в рамках единого общероссийского хозяйственного комплекса. Я уже не раз говорил, почему в том числе и Украине. Соответственно любая политическая сила, не способная восстановить это экономическое единство, будет в лучшем случае затягивать мучительны безнадёжный процесс.

    Есть ли сейчас на Украине силы, способные всё-таки добиться воссоединения? Нет, не думаю. Например, Оппозиционный блок, то есть по сути мелкие остатки партии регионов, — под контролем тех олигархов, которые всё ещё боятся Москвы больше, чем Брюсселя, не говоря уж Вашингтоне. Хотя, на мой взгляд, они глубоко неправы — причём были неправы ещё до государственного переворота.

    Понятно, что в кризисных условиях российский бизнес оказался бы просто вынужден так или иначе действовать по отношению к родственному бизнесу в той части нашей страны, которая сейчас называется Украиной. Но если бы Украина входила в состав Российской Федерации – её бизнес мог бы воспользоваться защитой антимонопольных законов и, опираясь на них, либо полностью защититься от того, что называют недружественным поглощением, либо найти взаимовыгодные условия для поглощения дружественного, то есть создания каких-то единых и взаимовыгодных хозяйственных структур. Тогда как до тех пор, пока Украина остаётся вне Российской Федерации, любой бизнес на Украине может рассматриваться конкурентами из Российской Федерации как законная мишень для поглощения, в том числе недружественного.

    Более того: сейчас, когда намечено приватизировать остатки государственной собственности на Украине на условиях «кому угодно за сколь угодно смешные гроши, лишь бы не москалям», — тоже вполне понятно, что российский бизнес воспримет это как нежелательную конкуренцию и тоже постарается организовать то самое недружественное поглощение через каких-нибудь подходящих к случаю посредников. И, таким образом, олигархи, которые рассчитывают спастись от России, и политики, которые рассчитывают ничего не дать России, в итоге рано или поздно останутся обмануты в своих надеждах.

    Но, тем не менее, пока эти надежды существуют – нет на Украине ни единой политической силы, способной восстановить хозяйственное единство, то есть спасти экономику Украины. Более того: ситуация не изменится, даже если рассматривать силы, временно вычеркнутые из политического поля, как, например, Коммунистическую партию. Насколько я понимаю, украинские коммунисты достаточно слабо разбираются в экономике и не очень представляют себе, насколько жизненно важно для экономики Украины её взаимодействие с остальной Россией.

    Поэтому я не рассчитываю даже на возврат в политическое поле Украины сил, способных спасти её от экономической разрухи. Разруха неизбежна.

4