Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Дмитрий Ольшанский: Надо продолжать

  • В идее Бессмертного полка, помимо общей гениальности замысла - шествие сонма мертвых победителей-предков, замещенных живыми наследниками их коллективного военного мифа, - есть и другой важный момент.
    Это плавное, мягкое, гармоничное создание новой гражданской нации из прежней, советской.
    Вспомните советские демонстрации.
    Граждане, которые строго организованы по районам, заводам и прочим местам социальной прописки, идут колоннами под надзором ответственных лиц, а откуда-то сверху им машут вожди.
    Теперь перед нами нечто абсолютно другое.
    Люди идут сами. То большими группами, то поодиночке, то семьями, то тусовками. И у каждого - своя, отдельная фотография, отдельная фамилия, своя история, а не одно казенное "да здравствует" на всех.
    Они идут сами, но в то же время и вместе, складываясь в единое множество уже не так, как это было принято в СССР - согласно распределяющему приказу больших и малых божеств, - а добровольно. 
    Это гражданская нация, собирающая свободных людей в общность вроде французской или американской, а не какой-нибудь полупринудительный "рабоче-крестьянский трудовой фронт".
    И даже Путин, тот самый Путин, который так тщательно выстраивает свою власть как сакральную, царскую, отделенную от людей, - в это день идет вместе со всеми, а не "машет сверху", идет как "император французов", а не как "Богом данный Бурбон".
    Иными словами, Бессмертный полк показывает нам, что такое нация в западном смысле слова - и сам процесс ее рождения у нас.
    А что же либералы? Что же все эти люди, которые десятилетиями рыдали, что ничего подобного у нас нет, а есть одно сплошное ать-два-смирна?
    Выяснилось, что шендеровичам, файбисовичам, левковичам, моревым и рубинштейнам ужасно не нравится, когда все то же самое, что создано в западном мире, самым органическим образом растет у нас.
    И это логично.
    Колониальная диаспора любит выдавать себя за гражданскую нацию, но как только настоящая гражданская нация появляется из-за руин империй и диктатур - колониальная диаспора бежит прочь с завываниями, плевками и слезами.
    Они же хотели нами руководить, а мы вдруг как-то сами. И так, как хотим - с пилотками и ленточками, а не с украинским флагом и покаянием перед всеми хорошими народами мира за то, что мы есть.
    Но это их проблемы.
    А русская гражданская нация - еще немного, и будет создана.
    Надо продолжать.

3