Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Как ищут сбитых лётчиков?

  • Немного подробностей:

    Рассказывает бывший командир отдельного батальона связи и радиотехнического обеспечения авиационного полка подполковник запаса Роман Стосорок:

    - На аэродроме в случае аварийного покидания летчиком самолета и срабатывания аварийного маяка "Комар" на экране автоматического пеленгатора типа АРП-10, АРП-11 и им подобным автоматически отбивается пеленг (направление) на его место. Оператор пеленгатора обязан немедленно доложить об этом руководителю полетов. Так как данные пеленгаторы работают в метровом (100-150 Мгц) или дециметровом (220-399 Мгц) диапазонах, дальность приема сигнала "Комара", находящегося на земле, не превышает 15-20 км.

    В гористой местности меньше в 2-3 раза. В воздухе (при подъеме вертолета или самолета ПСС - поисково-спасательной службы) обнаружение сигнала "Комара" происходит при приеме на бортовую радиостанцию типа Р-862, Р-863 (в наушниках слышен специфический писк), направление на маяк указывает автоматический радиокомпас типа АРК-2 и подобные ему. Дальность обнаружения аварийного маяка с воздуха в зависимости от высоты полета воздушного судна ПСС. Например, на высоте 3000 метров - до 60 км. В горных условиях - несколько километров. Это общий алгоритм .

    Теперь о деталях.

    Очевидно, что с первого мгновения пребывания на земле лётчик становится объектом поиска и захвата. При этом район приземления обычно легко локализуется визуально. Поэтому лётчиков специально обучают алгоритму спасения.

    Первое, что должен сделать после приземления лётчик, это как можно быстрее покинуть место приземления и найти укрытие вне района приземления, откуда он должен связаться с базой или самолётом ПСС. Для этого в состав НАЗа (носимого аварийного запаса) входит аварийная радиостанция индивидуального пользования Р-855УМ.

    Радиостанция является ультракоротковолновой, симплексной, переносной, малогабаритной, индивидуального пользования. Виды работ: радиотелефон, радиомаяк с прерывистой тональной модуляцией. Рабочая частота фиксированная - 121,5 МГц.

    Мощность передатчика не менее 130 мВт. Свежеизготовленная батарея обеспечивает непрерывную работу радиостанции по циклу: 1 минута «Передача», 3 минуты «Прием» в течение не менее 55 часов при температуре окружающей среды 20—50°С. В режиме «Тон» продолжительность непрерывной работы не менее 24 часов.

    Радиостанция обеспечивает двухстороннюю беспоисковую и бесподстроечную связь с самолетными УКВ радиостанциями на частоте 121,5 МГц в любое время года и суток. Дальность связи между двумя радиостанциями Р-855УМ при расположении их на открытой местности на высоте 1,5 м составляет не менее 800 м.

    Дальность связи с самолетом и привода зависят от высоты полета и чувствительности бортового приемника и составляет при высоте полета ВС 1000 м – 30км, при высоте полета ВС 3000м – 60 км.

    Любой выход в эфир на территории занятой противником это риск быть немедленно обнаруженным, поэтому лётчику рекомендуется крайне осторожно использовать радиосвязь. Включение радиостанции в режим «передача» производится в определённое время или при непосредственном подлёте вертолётов ПСС или пролёте над районом самолёта-ретранслятора.

    В условиях постоянного прослушивания эфира противником для связи используется в основном тоновый режим в системе условных сигналов. Все координаты и информация о перемещении передаются по заранее разработанной кодировке имеющейся у лётчика карты, исключающей её вскрытие противником даже при перехвате радиообмена.

    После сеанса радиосвязи лётчик обязан покинуть место, с которого выходил в эфир. Фактически, весь радиообмен сводится к нескольким коротким сообщениям: докладе лётчика о приземлении и состоянии, определении своего местоположения и получении информации о точке эвакуации.

    После этого, обычно, в условленное время подаётся подтверждающий сигнал в тоновом режиме, если для этого есть условия. Ключевой момент – связь с поисково-спасательной группой в точке эвакуации. Это самый опасный и драматичный момент – взаимное опознавание лётчика и ПСС на территории занятой противником в условиях его непрерывного поиска т.к. и сам летчик и ПССГ находятся в одной точке и уязвимы для противника.

    Поэтому обычно для этого радиосвязь не используется вообще. Пользуются другими установленными сигналами. Сказки о «папуасах», которые захватив радиостанцию погибшего лётчика, получили всю имеющуюся информацию о перемещениях другого и, найдя русских переводчиков, слушали его радиообмен – это сказки отставных связистов. Даже имея радиостанцию погибшего подполковника Пешкова боевики мало что могли от этого получить.

    А вот турецкие РТС развёрнутые в этом районе постоянно пеленговали радиостанцию капитана Мурахтина и наводили на неё группы захвата.

    Спасение лётчика-штурмана Су-24 это действительно блестящая поисково-спасательная операция!

    На замкнутой территории – примерно три на три километра, насыщенной боевиками, которые к тому же являются местным населением – мы смогли обнаружить и спасти своего лётчика – это настоящий подвиг!

     

    Владислав Шурыгин

3