Вчера в храме Христа Спасителя была дивная минута: по всему храму был слышен звон бубенчиков – когда сотни епископов дружно пошли в алтарь.
На облачения диаконов или священников бубенчики не вешают – только на епископские саккосы.
Зачем???
Епископ – как бы "архипастырь". Супер-пастух. Кто и когда видел пастуха, который сам обвешался бубенцами? Бубенцы вроде вешают на пасомых, а не на пастухов...
Вешают колокольчики на коз, чтобы пастух их быстрее нашел. Что, Бог не сможет найти своих епископов, если те не будут звенеть?
А когда епископы идут нескончаемым потоком и при этом все звенят – картина бесподобная!
Саккос, бубенчики видны по краям облачения и снизу на рукавах
Семинарские учебники, конечно, постарались все оправдать: мол колокольчики на архипастырском облачении – это параллель из Ветхого Завета:
«И сделал верхнюю ризу тканую, всю из голубой шерсти, и среди верхней ризы отверстие и вокруг него обшивку, чтобы не дралось; по подолу верхней ризы сделали они яблоки из голубой, пурпуровой и червленой шерсти; и сделали позвонки из чистого золота и повесили позвонки между яблоками по подолу верхней ризы кругом для служения, как повелел Господь Моисею".
Но эти параллели всегда очень натянуты. Уж взяли бы тогда весь ветхозаветный гардероб и ритуал.
А если даже и заимствовать выборочно лишь один предмет – так брать его так, как о нем и предписано: и бубенчики делать из золота, и ризы из голубой шерсти…
Впрочем самое смешное в этих натужно-услужливых «толкваниях» то, что их прилагают к саккосам – облачениям, которые епископы позаимствовали вовсе не у апостолов, а у византийских императоров в 11 веке. Обязательной частью епископской ризницы они вообще стали лишь в 18 столетии – «с 1705 года было установлено, чтобы все архиереи Русской Церкви носили саккос».
А когда и зачем на саккосе появились бубенчики – науке вообще неизвестно.
Так и представляю себе апостолов, входящих в горницу Тайной Вечери с бубенчиками…
Да, я сегодня злой, ибо вчера в Сергиевом Посаде выслушал очередную исповедь о домогательствах гомоепископа (не местного). И она напомнила мне давнюю церковную быль.
19 век. Село. Лето. В немноголюдном храме батюшка не спеша принимает исповедь. Отошел очередной исповедник, и с дальнего угла храма к исповедальному аналою идет юноша. Батюшка замечает, что у этого светлого молодца есенинского вида к штанине внизу пришит позвякивающий колокольчик. И прежде чем тот открыл рот для начала исповеди, вопрошает:
– Подожди. Сперва скажи, зачем тебе колокольчик на штанине?
– Видите ли, батюшка, я люблю гулять по нашим русским полям – и даже не по тропинке, а среди вольных трав. Смотрю на небо, на облака, слушаю стрёкот кузнечиков и пение птиц. Душа ликует и славит Творца... Но поелику под ноги я при этом не смотрю, то и выходит, что ненароком могу задавить какую-нибудь Божью тварь. Птенчика или кротика... И вот чтобы этой беды не случилось, я и прицепил колокольчик к краешку штанины. Зверушки издалека услышат этот звон, разбегутся и будут целы!
Священник, пораженный этим рассказом, в сердце воссылает хвалу Господу за то, что есть еще такие чистые и святые души на Святой Руси, а устами молвит:
– Ну молодец, ступай, сыночек, с Богом!
– Батюшка, а как же исповедь?
– Да зачем же она тебе, святая твоя душа? Разве ж есть у тебя какие грехи?
– Ох, есть, батюшка!
– Да? Ну ладно, слушаю.
– Я, батюшка, работаю на усадьбе у нашего барина. Плотничаю я. И вот как-то барин и барыня по своим делам в город уехали, а меня позвали в дом к ним шкафчик починить. Я зашел, а там барышня одна скучает. То да сё... Ну, в общем, согрешил я с ней...
– Нехорошо, конечно. Но ладно, дело молодое, иди с Богом!
– Ой, батюшка, это еще не всё!
– Да что же еще-то?
– Как-то вот барин и барышня тоже в город уехали, а меня позвали в дом к ним стульчик починить. Я зашел, а там барыня одна скучает. То да сё... Ну, в общем, согрешил я и с ней...
– Ну это уже совсем нехорошо! С замужней женщиной! Это же прелюбодеяние! Не смей так больше никогда делать! Ступай отсюда.
– Ой, батюшка, да я еще не все вам рассказал!
– Еще что-то натворил?
– Однажды барыня и барышня уехали по своим делам в город, а меня позвали в дом окошко поправить. Я зашел, а там барин один скучает. То да сё... Ну, в общем, согрешил я и с ним...
– Как? Да это же Содом! Пошел вон отсюда!
– Батюшка, помилосердствуйте, это же еще не всё!
– Да что еще-то может быть?
– Да вот как-то вот барин, барыня и барышня погулять к речке пошли, а мне велели в конюшне денник починить. Я захожу – а там кобылка одна стоит. То да сё... Ну, в общем, согрешил я и с ней...
– Так, парень, знаешь, что я тебе скажу?! Тебе колокольчик не на штанину, а на хер цеплять надо!
Комментарии