Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Андрей Кураев. Звенящие епископы России

  • Вчера в храме Христа Спасителя была дивная минута: по всему храму был слышен звон бубенчиков – когда сотни епископов дружно пошли в алтарь.

    На облачения диаконов или священников бубенчики не вешают – только на епископские саккосы.

    Зачем???

    Епископ – как бы "архипастырь". Супер-пастух. Кто и когда видел пастуха, который сам обвешался бубенцами? Бубенцы вроде вешают на пасомых, а не на пастухов...

    Вешают колокольчики на коз, чтобы пастух их быстрее нашел. Что, Бог не сможет найти своих епископов, если те не будут звенеть?

    А когда епископы идут нескончаемым потоком и при этом все звенят – картина бесподобная!

    Саккос, бубенчики видны по краям облачения и снизу на рукавах

     

    Семинарские учебники, конечно, постарались все оправдать: мол колокольчики на архипастырском облачении – это параллель из Ветхого Завета:

    «И сделал верхнюю ризу тканую, всю из голубой шерсти, и среди верхней ризы отверстие и вокруг него обшивку, чтобы не дралось; по подолу верхней ризы сделали они яблоки из голубой, пурпуровой и червленой шерсти; и сделали позвонки из чистого золота и повесили позвонки между яблоками по подолу верхней ризы кругом для служения, как повелел Господь Моисею".

    Но эти параллели всегда очень натянуты. Уж взяли бы тогда весь ветхозаветный гардероб и ритуал.

    А если даже и заимствовать выборочно лишь один предмет – так брать его так, как о нем и предписано: и бубенчики делать из золота, и ризы из голубой шерсти…

    Впрочем самое смешное в этих натужно-услужливых «толкваниях» то, что их прилагают к саккосам – облачениям, которые епископы позаимствовали вовсе не у апостолов, а у византийских императоров в 11 веке. Обязательной частью епископской ризницы они вообще стали лишь в 18 столетии – «с 1705 года было установлено, чтобы все архиереи Русской Церкви носили саккос».

    А когда и зачем на саккосе появились бубенчики – науке вообще неизвестно.

    Так и представляю себе апостолов, входящих в горницу Тайной Вечери с бубенчиками…

     

    Да, я сегодня злой, ибо вчера в Сергиевом Посаде выслушал очередную исповедь о домогательствах гомоепископа (не местного). И она напомнила мне давнюю церковную быль.

    19 век. Село. Лето. В немноголюдном храме батюшка не спеша принимает исповедь. Отошел очередной исповедник, и с дальнего угла храма к исповедальному аналою идет юноша. Батюшка замечает, что у этого светлого молодца есенинского вида к штанине внизу пришит позвякивающий колокольчик. И прежде чем тот открыл рот для начала исповеди, вопрошает:

    – Подожди. Сперва скажи, зачем тебе колокольчик на штанине?

    – Видите ли, батюшка, я люблю гулять по нашим русским полям – и даже не по тропинке, а среди вольных трав. Смотрю на небо, на облака, слушаю стрёкот кузнечиков и пение птиц. Душа ликует и славит Творца... Но поелику под ноги я при этом не смотрю, то и выходит, что ненароком могу задавить какую-нибудь Божью тварь. Птенчика или кротика... И вот чтобы этой беды не случилось, я и прицепил колокольчик к краешку штанины. Зверушки издалека услышат этот звон, разбегутся и будут целы!

    Священник, пораженный этим рассказом, в сердце воссылает хвалу Господу за то, что есть еще такие чистые и святые души на Святой Руси, а устами молвит:

    – Ну молодец, ступай, сыночек, с Богом!

    – Батюшка, а как же исповедь?

    – Да зачем же она тебе, святая твоя душа? Разве ж есть у тебя какие грехи?

    – Ох, есть, батюшка!

    – Да? Ну ладно, слушаю.

    – Я, батюшка, работаю на усадьбе у нашего барина. Плотничаю я. И вот как-то барин и барыня по своим делам в город уехали, а меня позвали в дом к ним шкафчик починить. Я зашел, а там барышня одна скучает. То да сё... Ну, в общем, согрешил я с ней...

    – Нехорошо, конечно. Но ладно, дело молодое, иди с Богом!

    – Ой, батюшка, это еще не всё!

    – Да что же еще-то?

    – Как-то вот барин и барышня тоже в город уехали, а меня позвали в дом к ним стульчик починить. Я зашел, а там барыня одна скучает. То да сё... Ну, в общем, согрешил я и с ней...

    – Ну это уже совсем нехорошо! С замужней женщиной! Это же прелюбодеяние! Не смей так больше никогда делать! Ступай отсюда.

    – Ой, батюшка, да я еще не все вам рассказал!

    – Еще что-то натворил?

    – Однажды барыня и барышня уехали по своим делам в город, а меня позвали в дом окошко поправить. Я зашел, а там барин один скучает. То да сё... Ну, в общем, согрешил я и с ним...

    – Как? Да это же Содом! Пошел вон отсюда!

    – Батюшка, помилосердствуйте, это же еще не всё!

    – Да что еще-то может быть?

    – Да вот как-то вот барин, барыня и барышня погулять к речке пошли, а мне велели в конюшне денник починить. Я захожу – а там кобылка одна стоит. То да сё... Ну, в общем, согрешил я и с ней...

    – Так, парень, знаешь, что я тебе скажу?! Тебе колокольчик не на штанину, а на хер цеплять надо!

4

Комментарии

5 комментариев
  • Юрий Комаров
    Юрий Комаров6 февраля 2015 г.+2
    Кураев - сам бубенчик на рясе РПЦ! Кем бы он был без этой рясы?
  • Валерий Варламкин
    Валерий Варламкин6 февраля 2015 г.
    Я так и не понял о чем статья. Если убрать фамилию и фото автора, а человек он публичный и достаточно известный, то я бы сделал вывод о том, что статья написана неудачником с синдромом "непризнанного гения".
    • Олег Кизим
      Олег Кизим7 февраля 2015 г.
      Про Христа, который точно так же подрывал основы современной ему церковной традиции, можно тоже сказать: «неудачник с синдромом непризнанного гения». Причем Христос при жизни был куда более непризнан, чем сейчас Кураев.
      • Валерий Варламкин
        Валерий Варламкин7 февраля 2015 г.
        Не вдаваюсь в дискуссию относительно Христианства. Христос страдал физически и духовно, а Кураев на страдальца не очень похож. Христос страдал "за", а Кураев, если и страдает, то только духовно и "против". Синдром непризнанности присутствует в голове конкретной личности и практически не связан с внешними реалиями.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский23 мая 2019 г.
    Христос пострадал не ЗА людей, а ИЗ-ЗА порочных людей, осудивших Его на позорную казнь, как неисправимого преступника.