В соцсетях обсуждают уход чересчур вольномыслящих преподавателей Макаркина и Архангельского из ВШЭ.
Это, конечно, печально. Но еще печальнее исход из школ учителей.
На днях в Екатеринбурге уволили учителя дочки брата. Молодого и прогрессивного. Дети в слезах, родители в шоке.
Понятно, что любое образование выстраивается под стратегию развития страны.
Советское формировалось для советского государства: там тренировали память, учили дисциплине, прививали идеологию, давали знания, но не учили главному – думать. Дискуссии отсутствовали, возможность разных мнений отвергалась. Заучивание заменяло познание. С последствиями сталкиваемся до сих пор.
У советских и постсоветских людей серьезные проблемы не только с критическим мышлением, но даже со способностью выстраивать причинно-следственные связи.
Установка на получение «хорошего образования» стала благим пожеланием, ибо критерии качества зависят от стратегии развития страны.
А страна выбрала особый путь.
Что хорошо для открытой страны, включенной в глобальные мировые процессы, то не годится для склонной к автаркии.
В сословно-корпоративном обществе, где жизненный успех – это стать силовиком или чиновником, будет своё специфическое образование.
В авторитарной, милитаризованная, закрытой от Запада стране, которой нужны воины, а не гуманитарии, приветствуются иные образовательные принципы, чем там, где развивают критическое мышление, культивируют свободу выбора, приветствуют креативность.
Гуманитарные дисциплины развивают критическое мышление – но зачем? Зачем нужны те, кто рефлексирует и фантазирует?
Поэтому Архангельский и Макаркин не нужны.
Разговорчики в строю, что интеллектуальный фундамент образованного человека – это гуманитарные дисциплины, не приветствуются.
Прогресс воспринимается только свозь призму лояльных и патриотичных технократов.
Идеология вместо дискуссии, дисциплина вместо диалога, унификации вместо дифференциации, турбопатриотизм как сверхдоминанта.
Студенты ВШЭ и без Макаркина и Архангельского, если что, займутся самообразованием. Если они уже умеют думать и искать новые знания, то этого у них уже не отнять.
Душа болит за школьников. Декларативная забота о равенстве доступа детей к знанию и преимуществах советской системы оборачивается возвращением коллективной зубрежки, выстраиванием всех в одну шеренгу, отсутствием индивидуального подхода, приучением самых умных к двоемыслию.
Понижение качества образования в среднесрочной перспективе мне представляется неизбежным.
Отдельная тема – роль родителей и родительское просвещение.
Вместо того, чтобы следить за тем, чтобы школа приглашала хороших учителей, родители нынче пишут доносы и добиваются увольнения хороших преподавателей, поскольку те на уроках или после расходятся во мнении с телевизором.
Впрочем есть ведь и обратные случаи, когда родители пытаются защитить педагогов, не вписавшихся в пенсионерский междусобойчик консервативной школы. В этом случае родители обычно бессильны.
Это к теме о готовности россиян быть ответственным даже за собственных детей.
Бабушки и дедушки, папы и мамы, которых захватил имперский восторг, не отдавая себе в этом отчета, лишают лучшего будущего своих собственных детей и внуков, которым с детства предлагают закрыть рот на замок по всем темам кроме одобренных.
Что благополучие их детей в будущем и интересы возрождения империи и сохранения режима могут не сочетаться, этого очень многие просто не понимают, да и не хотят понимать.
Во главу угла ставятся ценности приспособления и выживания.
«Отечество и его превосходительство» в школьном и высшем образовании теперь сливаются в одно целое. Не высовывайся и не буди лихо, вот и весь сказ.
Скоро дойдем до суверенных российских физики и математики...
Считайте это преувеличением, но исход из страны математиков тоже уже имеет место.
И, главное, переоценка взаимоотношений педагогов и учеников: хочешь жить – умей заткнуться!
Комментарии