Самое свежее

Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний! Алексей Рощин. А где пятый?

Константин Калачев. Хочешь жить – умей заткнуться!

  • В соцсетях обсуждают уход чересчур вольномыслящих преподавателей Макаркина и Архангельского из ВШЭ.

    Это, конечно, печально. Но еще печальнее исход из школ учителей.

    На днях в Екатеринбурге уволили учителя дочки брата. Молодого и прогрессивного. Дети в слезах, родители в шоке.

    Понятно, что любое образование выстраивается под стратегию развития страны.

    Советское формировалось для советского государства: там тренировали память, учили дисциплине, прививали идеологию, давали знания, но не учили главному – думать. Дискуссии отсутствовали, возможность разных мнений отвергалась. Заучивание заменяло познание. С последствиями сталкиваемся до сих пор.

    У советских и постсоветских людей серьезные проблемы не только с критическим мышлением, но даже со способностью выстраивать причинно-следственные связи.

    Установка на получение «хорошего образования» стала благим пожеланием, ибо критерии качества зависят от стратегии развития страны.

    А страна выбрала особый путь.

    Что хорошо для открытой страны, включенной в глобальные мировые процессы, то не годится для склонной к автаркии.

    В сословно-корпоративном обществе, где жизненный успех – это стать силовиком или чиновником, будет своё специфическое образование.

    В авторитарной, милитаризованная, закрытой от Запада стране, которой нужны воины, а не гуманитарии, приветствуются иные образовательные принципы, чем там, где развивают критическое мышление, культивируют свободу выбора, приветствуют креативность.

    Гуманитарные дисциплины развивают критическое мышление – но зачем? Зачем нужны те, кто рефлексирует и фантазирует?

    Поэтому Архангельский и Макаркин не нужны.

    Разговорчики в строю, что интеллектуальный фундамент образованного человека – это гуманитарные дисциплины, не приветствуются.

    Прогресс воспринимается только свозь призму лояльных и патриотичных технократов.

    Идеология вместо дискуссии, дисциплина вместо диалога, унификации вместо дифференциации, турбопатриотизм как сверхдоминанта.

    Студенты ВШЭ и без Макаркина и Архангельского, если что, займутся самообразованием. Если они уже умеют думать и искать новые знания, то этого у них уже не отнять.

    Душа болит за школьников. Декларативная забота о равенстве доступа детей к знанию и преимуществах советской системы оборачивается возвращением коллективной зубрежки, выстраиванием всех в одну шеренгу, отсутствием индивидуального подхода, приучением самых умных к двоемыслию.

    Понижение качества образования в среднесрочной перспективе мне представляется неизбежным.

    Отдельная тема – роль родителей и родительское просвещение.

    Вместо того, чтобы следить за тем, чтобы школа приглашала хороших учителей, родители нынче пишут доносы и добиваются увольнения хороших преподавателей, поскольку те на уроках или после расходятся во мнении с телевизором.

    Впрочем есть ведь и обратные случаи, когда родители пытаются защитить педагогов, не вписавшихся в пенсионерский междусобойчик консервативной школы. В этом случае родители обычно бессильны.

    Это к теме о готовности россиян быть ответственным даже за собственных детей.

    Бабушки и дедушки, папы и мамы, которых захватил имперский восторг, не отдавая себе в этом отчета, лишают лучшего будущего своих собственных детей и внуков, которым с детства предлагают закрыть рот на замок по всем темам кроме одобренных.

    Что благополучие их детей в будущем и интересы возрождения империи и сохранения режима могут не сочетаться, этого очень многие просто не понимают, да и не хотят понимать.

    Во главу угла ставятся ценности приспособления и выживания.

    «Отечество и его превосходительство» в школьном и высшем образовании теперь сливаются в одно целое. Не высовывайся и не буди лихо, вот и весь сказ.

    Скоро дойдем до суверенных российских физики и математики...

    Считайте это преувеличением, но исход из страны математиков тоже уже имеет место.

    И, главное, переоценка взаимоотношений педагогов и учеников: хочешь жить – умей заткнуться!

3

Комментарии

2 комментария
  • Дмитрий Тим
    Дмитрий Тим19 апреля 2023 г.+1
    Умные не надобны, надобны верные.
  • Наталия Мещерская
    Наталия Мещерская19 апреля 2023 г.-2+2
    Ишь ты! "В советской школе не учили главному – думать". Хотела бы я посмотреть, как двоечник Костик не думая решал бы задачки по математике-геометрии.