Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Почему я против возврата смертной казни

  • Наверное, не стоит лишний раз напоминать, что сейчас происходит в России и вокруг неё: западные санкции, уход иностранных компаний, девальвация рубля, исключение нашей страны из международных организаций, в том числе Совета Европы. Последний пункт может иметь для нас одно существенное последствие – возврат смертной казни. О чём высказался недавно Дмитрий Медведев.

    Не секрет, что тема смертной казни и возможной отмены моратория на неё в российском обществе является одной из самых горячих и обсуждаемых. То громче, то тише она дискутируется почти постоянно. Степень остроты дискуссии, естественно, во многом зависит от текущей общественно-политической конъюнктуры. В относительно спокойных условиях эта проблема слегка затихает, но, как только появляется повод, из этой искры вновь разгорается весьма жаркое пламя.

    Так случилось, например, после недавнего трагического случая в казанской гимназии. Это же случается после каждого громкого случая педофилии.

    В принципе, чисто по-человечески это понятно и объяснимо. Оказавшись в состоянии стресса, общество (любое, не только российское) склонно впадать в истерию и поддерживать простые примитивные решения и подходы, а также простые объяснения различных катаклизмов и неудач. Так было, например, во время Первой мировой войны, когда тогдашнее российское общество кинулось громить немецкие магазины и искать шпионов и предателей. Или уже в наше время, скажем, после громких терактов звучат призывы в духе «мочить в сортире».

    К сожалению, эта картина повторяется из раза в раз. Стоит произойти очередному резонансному убийству, как начинают громко раздаваться призывы «наплевать на загнивающий Запад» и вернуть смертную казнь. Опять же, это нормально – обычный человек в первую очередь реагирует на сильные внешние раздражители на уровне инстинктов. Понятно, что, когда мы слышим про жуткие случаи изнасилований и убийств, взрывы в общественных местах и т.п., то у нас «эмоцио» превалирует над «рацио» и непроизвольно руки тянутся к воображаемому маузеру. Но когда эти же тезисы ретранслируют представители власти или какие-то публичные люди, то это уже, на мой взгляд, немного иная история. Как по мне, им всё-таки следует не идти на поводу у возбуждённого общества, и руководствоваться не эмоциями, а здравым смыслом. Но зачастую происходит иначе.

    У нас часто происходит так, что громкие трагедии используются для потока популистских заявлений и разнообразных запретительных инициатив. Так было после Беслана, когда под надуманным предлогом упразднили губернаторские выборы, а после нескольких терактов (скажем, взрывов в Волгограде) по всей стране началась повальная установка заборов и металлодетекторов. Давно доказано, что к реальной безопасности этот так называемый «театр безопасности» никакого отношения не имеет. Так же как и выборы губернаторов никак не были связаны с теми событиями в бесланской школе. Но эмоции застилают разум, причём не только у простых людей, но и у властей, которые идут на поводу у народной истерии, попутно, видимо, решая какие-то свои задачи, вместо того, чтобы принимать взвешенные и продуманные решения.

    Я лично выступаю решительно против этого по нескольким причинам. Основных две.

    Во-первых, смертная казнь противоречит всем нормам и принципам христианства. На этот счёт можно почитать, например. знаменитую статью Л.Н.Толстого «Смертная казнь и христианство», не менее знаменитую статью «Не могу молчать», да и вообще, в принципе всё творчество Льва Николаевича, особенно его сочинения на религиозную тематику. Известно, кстати, что Толстой писал письмо Александру III с просьбой помиловать народовольцев, убийц его отца Александра II.

    Во-вторых, как ни крути, но следует признать, что наша судебная система далека от идеала и отнюдь не совершенна. Довольно часто в ней случаются ошибки. Только если одни ошибки можно исправить, то при смертной казни ничего исправить уже не получится. Учитывая обвинительный уклон нашего правосудия, зачастую далёкого от объективности и беспристрастности, и точно далеко не «самого гуманного в мире»,  а также нынешнюю истерию по поводу «врагов», «инагентов» и «пятой колонны», нетрудно представить, сколько неправосудных смертных приговоров будет вынесено в случае возврата смертной казни.

    Мы вообще очень любим бороться с последствиями вместо того, чтобы устранять причины. И возможный возврат смертной казни – из той же оперы. К сожалению, истории, подобные казанской, педалируя общественные страхи и комплексы, вновь и вновь толкают нас на этот ложный путь. Здесь не грех вспомнить, что сметная казнь практикуется в ряде стран – например, в США и Китае, но на тамошних примерах нельзя сказать, что это средство является панацеей от всех бед.

    Поэтому  я призываю подходить  к этому вопросу с холодной головой, максимально спокойно и ответственно. Если, конечно, дело дойдёт до отмены моратория и наше мнение будет при этом хоть как-то учитываться.

1

Комментарии

1 комментарий
  • Наталия Мещерская
    Наталия Мещерская26 апреля 2022 г.+2
    Во-первых, постарайтесь забыть своё "во-первых". Когда начинаются рассуждения о христианском "гуманизме" я всегда вспоминаю сцену из книги моего любимого Ремарка. "– Мы переняли методы вашей церкви. Ваша инквизиция с ее камерами пыток во славу Божию научила нас, как нужно обращаться с врагами истинной веры. Но мы действуем мягче и живьем сжигаем сравнительно редко. В то время, как он со мной беседовал, я висел на перекладине. Это был еще более или менее безобидный способ выпытывания имен у заключенных"./// А вот Ваше "во-вторых" - существенно. Но только не называйте это "судебными ошибками". Это преступления против правосудия, коего у нас нет.