Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

8 мифов об авторском праве

  • Александр Лаврентьев

    Генеральный директор юридической компании «Антипиратские Технологии»

    «Еще работая фотографом, я сталкивался с проблемой незаконного заимствования моего контента. С открытием агентства стало ясно, что с подобным сталкивался не только я, но и другие коллеги-фотографы. В попытке добиться справедливости я собрал команду юристов, чтобы помочь себе и другим авторам.

    Больше пяти лет мы развиваем в России практику в сфере защиты интеллектуального права. В своей работе я сталкиваюсь с большим количеством вопросов, корни которых скрыты в заблуждениях об авторском праве. Рассмотрим их подробно».

    Миф №1. Чтобы авторское право возникло, его нужно зарегистрировать

    Это заблуждение связано с незнанием правил и законов. В российском законодательстве нет определенных формальностей и требований, связанных с регистрацией авторского права. Для его возникновения человеку достаточно создать объект творческого труда, который будет иметь определенную форму и отражать идею и мысли автора. Чтобы право начало действовать, регистрировать ничего не нужно.

    Миф №2. Если контент попал в интернет, его может использовать любой

    С появлением доступного интернета люди получили множество возможностей: доступ практически к любой информации, свободное прослушивание музыки, скачивание фильмов, работу и получение образования онлайн. А также иллюзию вседозволенности: всё, что выложено в интернет, может быть использовано без ограничений. И это самое большое заблуждение пользователей сети.

    Использование произведений без согласия правообладателя возможно в трех случаях: в научных, учебных и культурных целях. При этом обязательно указание имени автора и источника заимствования.

    Например, можно использовать выдержки из научных публикаций для подготовки дипломной работы. Можно создавать и размещать музыкальные пародии на произведения на основе оригинала. Нельзя заимствовать научные докторские труды, наращивая аудиторию блогеру-врачу.

    Миф №3. Если указать автора и источник заимствования, это не нарушит право

    Если бы это правило работало, практика в сфере защиты интеллектуального права не была бы такой обширной. Разместить авторский контент и указать сведения недостаточно. Например, незаконной будет перепечатка снимка фотографа в коммерческом журнале. Даже с указанием его имени и фамилии.

    Однако это правило действительно работает в случае с цитированием: чтобы использовать выдержку, достаточно отметить автора и источник.

    Миф №4. Использовать чужой контент в интернете — нормально. Это обычное дело.

    Действительно, заимствования в интернете кажутся безобидным и довольно массовым явлением. Но это не значит, что закон не нарушен. Защите авторского права посвящена четвертая глава Гражданского кодекса, а споры рассматривает суд по интеллектуальным правам. При этом за нарушение предусмотрено три типа ответственности: гражданско-правовая, административная и в некоторых случаях уголовная ответственность.

    В гражданско-правовом порядке автор может рассчитывать на взыскание компенсаций, пресечение действий распространения контента. Административная ответственность наступает в случае заимствования произведения с целью получения прибыли. Уголовное наказание могут получить лица, присвоившие авторство и действия которых причиняют крупный и особо крупный ущерб автору.

    Миф №5. Можно брать чужие произведения, если нет задачи заработать

    В судебной практике достаточно случаев привлечения к ответственности нарушителя при заимствовании объекта без цели привлечения средств. В таком случае нарушитель, как правило, обходится выплатой компенсации, но не стоит ожидать полного освобождения от ответственности. Использование авторского объекта признается незаконным, вне зависимости от того, совершаются ли действия в целях извлечения прибыли или без таковой.

    Миф №6. Произведения со свободной лицензией можно использовать без ограничений

    Свободная лицензия дает право пользования объектом интеллектуальной деятельности. С помощью нее автор или правообладатель разрешает пользоваться произведением или контентом для определенных целей. Однако это не говорит об отсутствии ограничений. Пользователю необходимо соблюдать условия, указанные в этой лицензии.

    Это же касается произведений общественного достояния. В этом случае ограничением будет являться закон о защите авторского права.

    Миф №7. Защита авторского права — это для звезд и больших компаний

    Под защитой находится авторское право любого человека, который создает интеллектуальные произведения. Сегодня в процессах создания контента занято огромное количество людей. Это касается не только съемок фильмов, создания музыкальных и художественных произведений для массовой аудитории. Весь произведенный и размещенный в сети контент становится объектом авторского права с момента его появления. А незаконное его использование может привести к потере дохода и нарушению прав.

    Миф №8. Защитить свою интеллектуальную собственность в интернете невозможно

    Еще каких-то пять лет назад практики ведения подобных дел в нашей стране практически не существовало. Юристы неохотно брались за такие истории и требовали большие гонорары, не давая гарантии на результат. Сегодня практика растет, но хороших специалистов, работающих по данному направлению все еще не так много.

     

    В коллективе «Антипиратских Технологий» — более 30 человек. За время работы нам удалось занять лидирующую позицию в стране по количеству дел в сфере защиты авторского права. Но не это главное. Большой вклад сделан в развитие всей судебной практики. Так, благодаря команде, мы смогли сформировать правила обязательного цитирования для информационных публикаций, внедрить и укрепить практику оплаты за коммерческое использование произведений авторов. Судебные процессы стали проходить быстрее и проще благодаря внедрению специального протокола и процедуры фиксации нарушений.

     

    Сегодня защитить свои произведения, размещенные в сети стало гораздо проще. При обнаружении заимствования контента необходимо зафиксировать эпизод: например, сделать скриншот, запись экрана и обратиться к юристам. Мы изучим дело, подготовим документы и направим досудебную претензию с требованием выплаты компенсации, если нарушитель откажется — направим дело в суд и сами будем представлять интересы клиента практически без его участия. Если попытки заимствования случались ранее, мы сможем найти нарушителей и возместить нанесенный ущерб.

    Большинство дел сегодня решается в досудебном порядке, а компенсация возвращается за каждое нарушение в полном объеме.

0