И ещё удивительный факт. По своим рабочим компетенциям молодёжь в России уступает людям среднего возраста. Такого в развитых странах нет. На смену «выпускникам советских школы и вузов» идёт крайне слабое в знаниях поколение:
«В большинстве стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) молодёжь (16-25 лет) демонстрирует более высокий уровень владения ключевыми компетенциями, чем население в целом. Для всех стран ОЭСР характерна одна и та же картина: уровень владения ключевыми компетенциями достигает максимума к 35 годам, а потом медленно снижается. Российская Федерация – редкое исключение из этого правила. В России самый высокий уровень владения ключевыми компетенциями продемонстрировали респонденты в возрасте 45-49 лет. Особого внимания заслуживает тот факт, что и способностью решения задач в технологически насыщенной среде лица этого возраста владеют лучше молодёжи».
Вспомнилось наблюдение учителя школы о том, чем современные дети отличаются от школьников 1980-х.
Игорь Гусев преподавал историю в школе в конце 1980-х. Потом ушёл из школы. Спустя 25 лет возвратился снова в школу, и сделал это сравнение:
– Современные дети очень быстро устают, теряют внимание и концентрацию. Я ещё помню уроки по 45 минут. Но сегодня они длятся 40, и даже этого много! Современный ученик уже через 20 минут практически неработоспособен, он уже не в состоянии следить за речью учителя. Проявляется немотивированная гиперактивность: сам вертится, ёрзает, руки бегают по парте, ребёнок бессмысленно перекладывает карандаши-ручки-линейки с места на место. Вдруг в разгар урока поднимает сумку и начинает шумно копаться в ней, после чего снова ставит её на место. Интересуюсь: «Саша, что ты искал?». Смущённо улыбается, краснеет, пожимает плечами… Он и сам не знает. Таких «Саш» – полкласса.
– Дети не читают вообще! Уже общее правило современной школы: если ученик хорошо и бойко отвечает, если учится успешно, значит – читающий ребёнок. Увы, но таких прискорбно мало.
– У современных детей крайне низкая мотивация к успешной учёбе. Они вообще не понимают, зачем им нужно учиться хорошо? Столкнувшись с этим удивительным явлением, я поставил эксперимент: выложил на парты учебники, задал несколько вопросов и велел ученикам просто найти и написать из учебников готовые ответы. В прежние годы мне подобная профанация учебного процесса и в страшном сне бы не приснилась.
Эксперимент дал поразительные результаты. Многие ученики не нашли ответов в указанном мною параграфе. Для них оказалось непосильной работой прочитать текст и выписать готовые ответы! Многие и не пытались этого делать. Их даже не соблазняла хорошая оценка. За десять минут до конца урока мне сдавались листочки с несколькими случайно подобранными фразами, их владельцы в ожидании звонка просто сидели, украдкой под партами играя на мобильных телефонах. Складывается впечатление, что у многих детей прочно укоренился стереотип, что всё в жизни к ним как-то придёт и сложится само-собой.
– Дети удручающе прагматичны. Они мало чем интересуются кроме того, что относится к их «личному потреблению». Я вообще был приучен к вниманию моих учеников, привык, что после урока возле учительского стола обязательно собирается стайка любознательных чудаков, засыпающих меня вопросами, доказывающих своё, особое мнение. Сегодня это невозможно. Сразу после звонка, все дружно хватают мобильники и играя в них на ходу, вылетают в коридор...
Комментарии