Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Ева Меркачева. Взятка с особым цинизмом: вместо следователя-мздоимца наказали за нее другого

  • Статья 43 УК РФ «Понятие и цели наказания» – пожалуй, одна из самых важных (если не главная) в Уголовном кодексе. В ней декларируется, что наказание применяется в «целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений».

    История, о которой пойдет речь, привела к прямо противоположному результату.

    – Это произошло 28 ноября 2019 года, – начинает свой рассказ пожилая женщина Людмила Беспалова. – Раздался телефонный звонок. Друг нашего сына сообщил, что Сергей задержан за разбой. Для меня это было как взрыв бомбы. Все, кто знаком с Сережей, уверены, что он никогда не смог бы совершить то, в чем его обвиняют. После окончания института (учился на юриста) поступил на работу в полицию на должность оперуполномоченного уголовного розыска. Однако пришло разочарование в профессии. Он уволился из органов и устроился в филиал ФГУП «Охрана» Росгвардии по Московской области. У них с другом был маленький IT-бизнес...

    Сама история довольно простая. Сергей Беспалов и его друг приехали к некоему москвичу Рауфу – поговорить о возврате суммы, которую друзья давали в долг: 1 миллион рублей. Место людное, кругом видеокамеры. Сами мужчины без масок, на автомобиле с незакрытыми номерами, то есть явно не собирались скрываться. Но разговор не заладился. Рауф вытащил пистолет, завязалась драка, в процессе которой оружие у него выбили, а он сам упал. На вызов приехала полиция, всех забрали. Рауф в своих первоначальных показаниях сказал, что у него отняли пистолет и деньги в размере 300 тысяч рублей. Беспалова и его друга заподозрили в разбое, арестовали, поместили в СИЗО.

    А дальше… Следователь УМВД по Красногорскому городскому округу полковник Сергей Картунов, видимо, прикинул, что на ст. 162, ч. 4 («Разбой группой лиц») вся эта история не тянет. И предложил переквалифицировать дело на статью УК «самоуправство» за пять миллионов рублей. В первый раз он об этом сообщил адвокату в курилке. Причем так и сказал: состава преступления по 162-й нет и деньги «за воздух». Зато в случае переквалификации парни отделаются штрафом или условным сроком. Ну а если деньги не соберут или, не дай бог, сообщат кому, то сядут «по полной» – лет на 10-11. Адвокат передал предложение брату Беспалова. Стали думать, как быть.

    – У нас в голове никак не укладывался тот факт, что следователь признает невиновность сына, а за эту невиновность надо отдать 5 млн рублей, иначе сразу будешь виновным, – говорит мать. – За защитой мы обратились в ФСБ в надежде, что правда восторжествует.

     

    Цитата из материалов дела:

    «В служебном Картунов С.А., продолжая реализовывать свой преступный умысел, направленный на получение лично взятки в виде денег в особо крупном размере за совершение в пользу представляемых Беспаловым А.А. лиц – обвиняемых Беспалова С.А. и Гришневского А.А. вышеуказанных незаконных действий, входящих в его служебные полномочия, получил от Беспалова А.А. устное согласие на передачу ему денежных средств в качестве взятки в размере 5 000 000 (пять миллионов) рублей... Картунов С.А., продолжая реализовывать свой преступный умысел, в ходе личной встречи с Беспаловым А.А., действующим в интересах Беспалова С.А. и Гришневского А.А. в рамках проводимого Управлением ФСБ России по городу Москве и Московской области оперативно-розыскного мероприятия «Оперативный эксперимент», находясь в своем служебном кабинете, умышленно, из корыстных побуждений, в целях достижения желаемого преступного результата в виде получения взятки в особо крупном размере в сумме 5 000 000 (пять миллионов) рублей, не принял у последнего часть требуемой им суммы в размере 2 000 000 (двух миллионов) рублей, указав на необходимость передачи ему всей суммы взятки не позднее 25.03.2020 года, до начала производства с обвиняемыми Беспаловым С.А. и Гришневским А.А. следственных действий».

    Задерживали полковника Сергея Картунова сотрудники ФСБ ярко и красиво. Перед этим они выдали брату Беспалова «куклу», снабдили его записывающей техникой. И вот брат зашел в кабинет к полковнику. Первый показал деньги. Второй — постановление о переквалификации уголовного дела на «самоуправство». Между ними состоялся диалог: «Что будет с братом? Когда ждать его на свободе?» – «9 апреля».

    Следователь был в шоке, когда увидел сотрудников ФСБ, прервавших эту беседу. Но отпираться было бессмысленно, и он это понял. Так что прямо там во всем покаялся.

    Цитата из приговора суда:

    «25.03.2020 сотрудники ФСБ ему выдали денежные средства, в том числе 100 000 рублей банкнотами Банка России и 4 900 000 рублей муляжом, всего на сумму 5 млн рублей. Также ему выдали технические средства. С указанными денежными средствами он прибыл к следователю Картунову, а именно в его служебный кабинет в здании УМВД России по г.о. Красногорск. Вначале Картунов ему выдал вещественные доказательства. Он в свою очередь сообщил, что привез требуемую денежную сумму в размере 5 млн рублей, которую поместил в указанный Картуновым шкаф, после чего спросил, что будет с братом, когда ждать его на свободе. Картунов С.А. ответил, что 09.04.2020 года он может ожидать брата на свободе. После этого в кабинет зашли сотрудники ФСБ».

     

    Дело против полковника возбудили по ч. 6 ст. 290 УК РФ «Взятка в особо крупном размере с использованием служебных полномочий». Это преступление относится к особо тяжким, за него закон предусматривает до 15 лет лишения свободы. Но – о чудо! – Картунова не стали арестовывать! В процессе следствия он вину полностью признал.

    6 ноября 2020 года Красногорский суд вынес ему фантастический по гуманности приговор – штраф в 700 тысяч рублей и запрет занимать государственные должности сроком на 5 лет. Фемида учла раскаяние полковника и его всяческое содействие следствию.

    Дело о разбое после задержания Картунова передали другому следователю этого же отдела. После чего в нем появилась еще одна статья 226 УК «Хищение оружия». И это при том, что потерпевший заявил, что пропавшие деньги он нашел, что пистолет у него не отнимали, что долг действительно был (но имело место недопонимание).

    А еще в деле появилась информация, что якобы у Беспалова и его друга был при себе «предмет, предназначенный для метания поражающих элементов». Что это такое, даже суд не смог установить.

    Какое давление пытались оказать на Беспалова во время следствия, говорить смысла нет – теперь это уже вряд ли можно доказать. Но, по его словам, ему не раз намекали, что это месть. К слову, свидетелями со стороны обвинения выступили оперативники, которые задерживали Беспалова. Потерпевший на суде заявил, что простил обвиняемых и считает, что их действия должны быть переквалифицированы с «разбоя» на «самоуправство». Красногорский городской суд проявил завидную принципиальность, взяв за основу в приговоре его первоначальные показания. Беспалов был приговорен к 11 годам колонии строгого режима, его друг – к 9.

    Все то, что было смягчающим для следователя-коррупционера (наличие детей и болезней), не стало таковым для Беспалова.

    Еще до вступления приговора в законную силу его отправили на этап. Это близкие тоже расценили как месть.

    Одну из апелляционных жалоб на приговор подал сам потерпевший Рауф. Он просит отменить его как незаконный. Много ли вы таких жалоб видели?

    Цитата из апелляционной жалобы потерпевшего Рауфа:

    «В судебном заседании я указал, что денежные средства в размере 300 тысяч, которые считал похищенными в момент нападения, я нашел, выдал их следствию. Пистолет, который у меня пропал, был выбит из моей руки и откинут ударом в сторону дома, в которую не ходили подсудимые, и, соответственно, забрать его не могли... Я пояснял, что у меня были долговые обязательства перед Ж., а также что тот неоднократно просил вернуть денежные средства, которые я не мог отдать в течение месяца после оговоренной даты.

    Тем самым я высказал свое объективное мнение, что у нас с подсудимыми возникло недопонимание, связанное с возвратом им денежных средств, которые были переданы через Ж. Умысла на нападение в целях хищения чужого имущества у подсудимых не было, считаю, что их действия неправильно квалифицированы судом. Я и ранее заявлял, что их действия охватываются составом преступления «самоуправство». Прошу приговор Красногорского суда отменить».

     

    Но – удивительное дело – апелляционная инстанция оставила все как есть.

    Год Беспалов провел в колонии, из которых почти 3 месяца находился в тюремной больнице (обострились хронические заболевания).

    Мать за это время обошла все инстанции. По ее обращению зампред комитета ГД по безопасности и коррупции направил запросы в Генпрокуратуру, на кассацию пришел представитель от уполномоченного по правам человека в России. И вот забрезжила надежда – приговор отменили, дело отправили на новое рассмотрение. Беспалова вернули из колонии в СИЗО.

    Жена говорит, что им всем было невероятно тяжело проходить все заново. Но они так надеялись... В процессе нового рассмотрения выяснилось, что свидетели обвинения (это бывшие сотрудники полиции) уже сами под уголовным преследованием. Один находится в СИЗО, подозревается в похищении человека и мошенничестве, а также в превышении должностных полномочий, а второй объявлен в розыск. Потерпевший вновь подтвердил в суде, что никакие денежные средства и пистолет у него не похищались. И снова просил переквалифицировать дело на ст. 330 УК РФ «Самоуправство». Однако переквалификации не произошло, а приговор уменьшили – но всего на 1 год и 3 месяца. Апелляция оставила все в силе. И сейчас вновь ожидается этап.

    – Мною овладевает ужас, боль и страх, – говорит мать. – Опускаются руки, кажется, безысходность, тупик, хочется просто выть от бессилия. Но в эту самую минуту перед глазами стоит сын, самый любимый и самый лучший сын на свете! И вновь откуда-то берутся силы. И только звучит где-то в голове: «не отступать и не сдаваться!». А потом опять приходят тяжелые мысли, что лучше бы мы отдали эти пять миллионов и все давно закончилось. Но ведь так же нельзя!

    Нельзя.

    Некоторые, думаю, согласятся с матерью Беспалова: приходится давать взятку, иначе система отомстит. Она прощает своих (штраф в 700 тысяч за особо тяжкое преступление) и жестко наказывает тех, кто пытается пойти против порочной коррупционной схемы. Это противоречит целям 43-й статьи УК РФ. Да и сам закон как будто бы становится фикцией. Этого ли хотим мы? Этого хочет государство?

15

Комментарии

3 комментария
  • Александр Севин
    Александр Севин24 июля 2023 г.+8
    то государство, которое у нас создано, этого хочет. чтобы простые людишки даже пикнуть не могли против системы, которую они создали.
  • Иван Игнатов
    Иван Игнатов24 июля 2023 г.+5
    Уже нет никакого "государства". А Паханат рассматривает "правосудие" как своё собственное решение вне любых законов и даже "понятий" - как им надо, так и решат! Да и сам термин "правосудие" для Паханата смешон и даже опасен! Такой симулякр от былого СССР, откуда они, паханатские, по старой памяти наприсваивали себе "академиков", "защитили" кандидатские и докторские, ввели "Героя России" - для всех своих жуликов, так же, как свадьбомалиновский Попандопуло напечатал себе денег... Шпана почувствовала себя Богами! Закончится взрывом, и крови они ещё столько прольют, что просто финиш!
  • Борис Князев
    Борис Князев5 августа 2023 г.
    Путинское кривосудие.