У Путина перед началом войны против Украины было пять рубежей обороны, если что-то пойдёт не так. Это разногласия Запада, накопленные резервы, нефтегазовый шантаж, право «вето» в СБ ООН и, наконец, «ядерная триада».
Теперь уже вполне очевидно, что всё это не работает.
Запад вполне един как в оценке российской атаки на Украину, так и в решимости противостоять ей любыми способами. Все российские «резервы» как минимум на две трети обнулились – и трёхзначный курс доллара хорошее тому подтверждение. От российской нефти западные страны уже сами отказываются: Urals дешевле Brent уже на 12 долл., и такого гигантского дисконта не было никогда, а о «Северном потоке – 2» можно забыть, поскольку его оператор, Nord Stream 2 AG, спешно банкротится.
Теперь дошла очередь и до статуса России как постоянного члена Совета безопасности ООН.
Могут ли Россию оттуда выгнать?
Оптимисты говорят, нет, ни за что. Якобы Россия законно получила это кресло как правопреемник СССР, и для исключения её из Совбеза ООН нужна как минимум резолюция того самого Совбеза, где у РФ право «вето».! Тупик…
Но – нет.
В действительности не только правовые основания, но даже и юридические возможности, чтобы «изгнать» Россию из Совбеза – есть. Да, возможно, не однозначные. Но точно не более шаткие, чем те, на которых РФ это место получила после краха СССР.
Начнём с того, что ст. 23 Устава ООН, описывающая Совбез, вообще не упоминает ни Россию, ни РСФСР, ни Российскую Федерацию. «Китайская Республика, Франция, Союз Советских Социалистических Республик, Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединённые Штаты Америки являются постоянными членами Совета Безопасности», – говорится в ней. И всё!
Если подходить по букве закона, после распада СССР Генеральная Ассамблея ООН должна была выработать новый порядок работы Совбеза, включая и то, кем заметить СССР (либо сократить число постоянных членов до четырёх), оформив это поправками в Устав. Этого сделано не было.
Более того, в конце 1991 года начались разговоры о том, что место СССР в Совете Безопасности «должно отойти какой-нибудь другой стране». А некоторые прямо намекали на то, что оно «отойдёт Японии или Германии, а Россия не сможет стать постоянным членом». Как же она им стала?
Исключительно по доброй воле США. Которые, конечно, преследовали собственные цели – в первую очередь по скорейшему установлению контроля над советскими арсеналами оружия массового уничтожения – но в целом были настроены по отношению к «молодой российской демократии» вполне мирно. С подачи Вашингтона в приложении к Алма-Атинской декларации 1991 года, констатировавшей «смерть» Советского Союза и «рождение» СНГ, появился и такой пункт:
«Государства-участники Содружества… в интересах своих народов и всего международного сообщества, решили:
1. Государства Содружества поддерживают Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях.
2. Республика Беларусь, РСФСР, Украина окажут другим государствам Содружества поддержку в решении вопросов их полноправного членства в ООН и других международных организациях».
То есть это была схема размена между бывшими советскими республиками, по которым те признали Россию государством, продолжающим членство СССР в ООН, а взамен получили содействие в признании их в качестве полноправных субъектов международного права. На основании этого 24 декабря 1991 г. было направлено официальное послание президента РФ Бориса Ельцина Генеральному секретарю ООН, в котором, со ссылкой на упомянутое выше решение Совета глав государств СНГ, сообщалось о продолжении членства СССР в OOH Российской Федерацией.
Но это было, так сказать, «самопровозглашение». Чтобы оно получило международное признание, тогдашний генеральный секретарь ООН Хавьер Перес де Куэльяр направил текст этого послания всем членам ООН. И ссылаясь на мнение юридического департамента Секретариата ООН, предложил считать, что это обращение носит уведомительный характер, констатируя реальность, и не требует формального одобрения со стороны ООН. О согласии с таким подходом сообщили все постоянные члены Совета Безопасности и другие ведущие страны. Таким образом с 24 декабря 1991 года Российская Федерация как бы продолжила членство СССР в ООН, включая и членство в Совете Безопасности.
Ещё раз. Право на членство России в Совбезе ООН как страны-правопреемника СССР возникло исключительно на основании добровольного согласия четырёх других стран-членов СБ это «правопреемство» признать. А это означает, что при отзыве указанного согласия правовые основания считать нынешнюю Россию «продолжателем» Советского Союза исчезают. И дальше вопрос может быть решён Генассамблеей ООН. Причём простым большинством голосов (пример того, как заменили Тайвань на КНР в том же Совбезе – всем в помощь).
Тут искушённый читатель может спросить: а как же Китай?
Но тот же юридический департамент Секретариата ООН, живущий на деньги США, может согласиться с тем, что даже отзыв согласия трёх из четырёх постоянных членов СБ ООН относительно членства России в этом органе уже позволяет вынести вопрос на рассмотрение Генассамблеи. Где у России вряд ли найдётся даже дюжина союзников. Беларусь, Венесуэла, Иран, Куба, Сирия, быть может, Китай… Кто ещё?
Ну и что Путин сможет предпринять, если и эту опору вышибут из-под него? Грозить миру ядерной войной? Тут, пожалуй, даже Китай с Ираном открестятся от подобного безумства…
Какой тогда выход?
Комментарии