Богородица за красных
14 июня в подмосковном парке «Патриот» был освящен главный храм Вооруженных сил России. Освящение прошло торжественно, динамично и очень формально. Министр обороны Сергей Шойгу стоял перед алтарем первым, рядом с позолоченным киотом.
Но за всё время прямого эфира – а он продолжался три часа – камера ни разу не показала, чтобы тот крестился, или во время молитвы становился на колени, или преклонял голову в ответ на благословение патриарха.
А если этого не делал министр обороны, то и прочие генералы и офицеры «просто стояли». Лишь молодые курсанты время от времени решались перекреститься.
Словом, богослужение показало, что нет никакой общины, которая могла бы стать центром реальной молитвенной жизни этого храма. Впрочем, и заказчики, и архитекторы, и художники прекрасно всё это знали с самого начала.
Действительно, если храм построен и освящен не для молитвы, то можно всё, что будет развлекать входящих и создаст длинный и запутанный рассказ для экскурсий. И получился то ли вокзал, то ли торговый пассаж начала ХХ века.
«Богословие» войны
Да, на протяжении веков храмы строились в память о военных победах и Московского княжества, и Российской империи. Однако они были прежде всего свидетельством молитвенной памяти народа о погибших воинах.
Церковь видела свою задачу в том, чтобы через память о погибших напоминать об ужасе и трагедии войны, не занимаясь ее богословским оправданием, отдав это оправдание государству.
Художники главного храма Вооруженных сил, наоборот, внесли в иконописную программу новый элемент, который пытается убедить и молящегося, и экскурсанта, что русское православие – это воинственная религия, и сама Богородица всегда покровительствовала русской и даже Красной Армии.
Страдающий на Кресте Бог был вместе со страдающими. Он был вместе со всеми жертвами, потому что он себя принес в жертву.
Дело в том, что идею всемогущества Бога взяли на вооружение авторитарные режимы, и на ее основе создавали свою политическую религию и планы военной экспансии.
И поэтому не случайно, что память о павших воинах, о трагедии войны вынесена за пределы храма и, кстати, оформлена отдельным мемориалом с вечным огнем – совершенно нехристианским символом – как смысловым центром памяти о павших.
Освящение храма завершилось парадом, то есть символической демонстрацией силы и превосходства, – финал весьма закономерный.
Но перед этим случилось еще одно событие, которое стоит отметить особо. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, полностью солидаризировавшись с этим культом силы, заявил, что решил возложить на себя обязанности настоятеля нового храма.
Поскольку храм находится на балансе Министерства обороны, то его настоятель – это генеральская должность. Что ж, подождем.
Не исключено, что уже совсем скоро патриарх получит серый мундир государственного гражданского служащего с генеральскими погонами – четыре шитые пятиконечные звезды.
Сергей Чапнин, председатель Содружества христианских художников.
«Артос»