Суд в Грозном приговорил сжегшего Коран Никиту Журавеля к 3,5 годам лишения свободы – за оскорбление чувств верующих.
Сама по себе статья об оскорблении их чувств выглядит, мягко говоря, сильно спорной. Как и иные этически небезупречные или провокационные деяния, которые почему-то введены в правовое пространство. В рамках традиционного средневекового права это, возможно, и допустимо, но вот сейчас, если на минутку предположить, что мы все-таки уже не в Средневековье, действует иная система деления действий преступных и этически небезупречных. Есть ключевые критерии: насилие, посягательство на собственность, реальный ущерб, который может быть исчислен в материальном выражении.
Чувства – категория, которую невозможно измерить. Нет инструмента. Чем и по какой шкале можно измерить ущерб песней Цоя на русском языке для чувств одичалой одесской депутатши, которая потребовала возбудить уголовное дело на поющего её? Как можно измерить ущерб, нанесенной песней на украинском языке, по эту сторону? Где та линейка, которая ясно покажет его размеры?
Как можно оскорбить чувство верующего, если он впрямь верит? Это его внутреннее убеждение, и если он стоек в нем, то какая ему разница, кто и как относится к его вере; главное, чтобы он сам верил в то, что считает необходимым для себя. Чем можно измерить супружескую измену – а ведь прелюбодеяние тоже нарушает одну из заповедей? И допустимо ли в индустриальном городском обществе забивать женщину камнями по решению суда за измену? В традиционном – да. Обязаны забить. В развитом – нет, так как отступление от норм этики осуждаются, но уже не вписываются в нормы права, тем более уголовного.
Вне всяких сомнений, в будущем нужно будет пересматривать российское уголовное уложение с точки зрения очистки его от подобных вещей, взамен создав систему и механизмы общественного порицания (причем достаточно жесткого и действенного) за отступления от этических норм. В СССР кстати такой механизм был, назывался «партбилет на стол», и инструментом контроля над этическим поведением выступала партия. Сейчас, когда страна катится в дичь, подобного рода предложения бессмысленны, но потом, когда мы все-таки начнем мучительно возвращаться обратно в развитое состояние, этот вопрос неизбежно встанет.
В современной России механизмы контроля над соблюдением этических норм разрушены, соответственно упор сделан на государственное принуждение даже там, где это и выглядит, и является полным абсурдом. Как в случае с Журавелем. Этически его поступок недопустим, как недопустимо глумление пропагандистов над мертвым Навальным. Однако его сажают на три с половиной года, а пропагандистам платят зарплату. За то же самое – за надругательство над этическими нормами.
Комментарии