Главными в структуре экспорта российских товаров в Китай остаются нефть, уголь, нефтепродукты. По итогам 2023 года стоимость экспорта этой номенклатурной группы достигла 94,7 млрд долларов, что на 10% превышает показатель 2022 года. В импорте товаров из Китая самой быстрорастущей номенклатурой стали автомобили и комплектующие – рост в 3,5 раза за год до 22,5 млрд долларов, но на первом месте по-прежнему промышленное оборудование – 25,2 млрд долларов (+50%).
Классические отношения метрополии и колонии. Из колонии идёт дешевое сырье и товары самого низкого передела, из метрополии – товары с высокой добавленной стоимостью.
При этом Китай всегда крайне неохотно идет на продажу технологий. В отличие от Запада он совершенно не заинтересован в строительстве своих заводов на территории принадлежащих ему колоний. Именно поэтому «локализация» китайского автопрома в России сводится к переклейке шильдиков – Китай не будет строить здесь производства. А если и будет – то все сложные узлы и комплектующие всё равно будет возить со своей территории, отдав туземцам только отверточные участки сборки готовых узлов в полноценное изделие.
Проблема китайского автопрома с точки зрения российского рынка известна. Китай действительно, может выпускать качественные автомобили на хорошем европейском уровне. Но только в дорогом ценовом сегменте, причем даже не S-класса, а еще более люксовом:
«Китайский автопроизводитель BYD изменил стратегию и делает упор на выпуске люксовых электромобилей стоимостью выше $150 000, чтобы завоевать нишу Tesla на рынке. По итогам четвертого квартала 2023 года BYD опередила Tesla в мировых продажах электромобилей».
Средний ценовой сегмент китайских авто – это уже лотерея. Причем везде – от электроники до качества конструкционных материалов любого узла. Устойчивого качества здесь китайцы пока не демонстрируют, прилететь может что угодно и когда угодно. Дешевый сегмент – это однозначно шлак, здесь повезти может только случайно.
В самом Китае это проходит, так как цены там в сравнении с российскими раза в два ниже (у нас одни сборы добавляют сразу еще одну цену), а уровень жизни и зарплат уже явно выше среднероссийских.
В России покупатель избалован европейским качеством, которого он теперь лишен стараниями руководства. И поэтому тяжело воспринимает несоответствие качества космическим ценам. Примерно такая же история была и с корейским автопромом, но корейцы упорно повышали качество, и теперь, конечно, смотрятся существенно лучше китайцев. А вот будут ли китайские автопроизводители работать в среднем сегменте на повышение качества – большой вопрос. Пока их стратегия – массовость, они просто заваливают рынок.
В России же у них вообще шоколадные условия, здесь заботиться о качестве просто нет никакого смысла. Единственный конкурент Автоваз в этом смысле смотрится еще хуже.
Комментарии