Довольно сухая статистика об экспорте российской нефти и мазута:
«По данным Vortexa, Российская Федерация сократила отгрузку нефтепродуктов на 14%, а объем ежедневного экспорта нефти упал до 2,24 млн баррелей. Согласно информации агентства, это максимально низкий показатель с мая прошлого года...»
Вроде ничего бьющего в глаза, но эти данные могут в том числе объяснить топливный кризис, накрывающий сегодня нас.
В чем тут дело? Переработка нефти (грубо) дает на выходе порядка 20 процентов бензинов, порядка 30-35 процентов дизельного топлива, процентов 5 в продукции переработки занимает авиационный керосин, 5 процентов масла, смазки, битума – и около 35 процентов мазута.
И в чем тогда проблема? В том, что все эти фракции нужно куда-то девать после переработки – пускать в промышленность, использовать внутри страны или отправлять на экспорт. Что произойдет, если начнутся сбои? Если, к примеру, резко упадет экспорт мазута, который у нас девать некуда? Хранилища заполнятся, и переработка из-за «мазутной пробки» прекратится.
И если сейчас упал экспорт мазута, переработка вынужденно сокращает прием нефти, так как возникает проблема: куда девать избыток этого мазута? Сжигать? Сливать на землю? Здесь-то и возникает проблема с производством бензинов и дизельного топлива, которая дополнительно усугубляет общую обстановку, связанную с развалом логистики, развалившейся при «повороте на Восток».
В СССР вопрос «куда девать» не возникал – растущая быстрыми темпами промышленность (за пятилетку вводились в строй две тысячи только крупных предприятий, то есть по одному в день) потребляла столько, что проблема была не куда деть, а где найти еще. В современной России уничтожение производства идет примерно такими же темпами, как строительство при Союзе, а потому излишки, не мудрствуя лукаво – на экспорт.
Но теперь экспорт переломан через колено. Да, мазут в основном шел в страны Азии, но сейчас через коллапс логистики начинает рваться везде. Железная дорога не в состоянии адекватно перестроить потоки заново, транспортное плечо на Восток – длинное, что требует дополнительного парка подвижного состава, которого нет. И не будет еще очень долго, так как сейчас основные производители рвут жилы, пытаясь строить танки. Не до вагонов. Морской путь – та же история, у России очень мало портов и совсем чуть-чуть морского транспорта. Строить новые мощности – дело небыстрое, да и та же картина: теперь львиную долю работы верфей загружают в интересах министерства обороны.
Начинаются сбои по всем направлениям, они накапливаются, а количественное накопление негативных эффектов рано или поздно даст качественный скачок.
В данный момент этот скачок проявляется в нарастающем дефиците топлива внутри страны. Что неизбежно даст отложенный эффект в других отраслях – в аграрной например. Пока запас устойчивости еще не исчерпан до конца, но если так бездарно его расходовать налево и направо, то несложно представить, что в итоге лопнет все.
Комментарии