Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

АХТУНГ!!! АХТУНГ!!! РУССКИЕ АСЫ В НЕБЕ

  •  

    Григорий Речкалов, Александр Покрышкин, Иван Кожедуб. Имена этих Героев во время войны были у всех на слуху, даря людям надежду. Причем первые двое летали всю войну рука об руку, разрабатывая истребительную воздушную тактику советской армии.

    Покрышкин и Речкалов самые результативные летчики, воюющие с первого дня войны, которым чаще всего и приписывают разработку тактики советской истребительной авиации, являющуюся коллективным творчеством всех военных летчиков.

    Они выступали противниками авиационного боевого построения "тройки" усложняющей маневренность, летая "двойками" нарушая регламент того времени. Дело в том, что практически до середины Великой Отечественной, советские истребители летали неповоротливыми тройками, один ведущий два ведомых, из-за чего боевое звено представляло собой неуклюжий треугольник. Во время полета ведомые ориентировочную горизонталь держали относительно плоскости крыла ведущего. При любом маневре старшего, его самолет, отклоняющийся от горизонта крыльями, вынуждал для сохранения строя, одного ведомого брать выше, другого ниже. С учетом того что самолет вынужденный идти выше при маневре терял скорость, а тот что ниже наоборот набирал, вынуждая летчиков соответственно подруливать одновременно ручкой газа, элеронами, рулем высоты и направления, любой маневр тройки был непростым действием. Поэтому резкие и сложные эволюции, необходимые в скоростном воздушном бою Второй Мировой, для троек были невозможны. Либо правый ведомый, либо левый вываливался из строя, вынуждая тройку всегда стараться летать максимально прямо и горизонтально. Мало того у тройки ведомый представлял собой легкую мишень, так как сзади его никто не прикрывал. Чем и пользовались немцы, использующие построение маневренной двойки.

    Двойка ведущий – ведомый, лишена всех недостатков тройки. Ведомый цеплялся в хвост, повторяя все действия ведущего, не смещаясь относительно его по оси, что позволяло двойке летать с максимальной скоростью, выполняя любой по сложности маневр, не опасаясь потери строя. Причем сбить ведущего двойки было практически невозможно, так как болтающийся сзади самолет ведомого, закрывал собой его от противника.

    Тактика "Качели" или "Кубанская этажерка" называлась так, потому что впервые была применена во время летних боев 42-го года за Кубань, летчиками 55-го ГИАП, представляла собой эшелонированную по высоте боевую группу. Летящую как на параллельных, так и на встречных курсах, где каждому звену отведено определенное место и роль. Те, что выше прикрывали нижних, мгновенно пикируя со стороны солнца, при атаке немцев. Те, что ниже представляли собой  "легкую" мишень, являясь для противника "лакомым" кусочком, на который трудно не позариться. Как только немцы начинали атаку на "лохов" намеренно летающих медленно и неповоротливо на самом виду, на них наваливались сверху наши истребители, навязывая бой с наиболее выгодной позиции. Тогда же и появилось прославившееся на всю советскую страну кудахтанье немецких летчиков – Ахтунг!!! Ахтунг!!! "русские асы в небе"

    "Размытая бочка" впервые была применена Григорием Речкаловым на Чайке И-15 в первый месяц войны. Который сбил благодаря этому маневру, преследующий его Мессершмитт Bf.109. Этот маневр представлял собой поворот вокруг оси самолета, со значительным смещением его относительно центра траектории. Что на короткий миг существенно уменьшало прямолинейную скорость истребителя, вынуждая преследующего противника проскочить вперед. Превращая его из охотника в дичь, так как он тут же практически в упор расстреливался сзади, что не оставляло ему шансов выжить.    


    Отношения между Речкаловым и Покрышкиным складывались сложные. Такие сложные, что Григорий Речкалов в своей автобиографической книге "В небе Молдавии" ни разу не упоминает своего боевого товарища Александра Покрышкина. А Александр Покрышкин хоть и упоминает Речкалова трижды, но в неодобрительном ключе. Первый раз рассказывает, что Григорий Речкалов легкомысленно выкинул дополнительные топливные баки со своей Аэрокобры P-39,  а когда Покрышкин стал летать на свободную охоту над Черным Морем, пишет, как Речкалов клянчил у него эти баки. Второй раз во время отпуска, вспоминает хмурого Речкалова в грузопассажирском самолете Ли-2, в котором они вместе летели на родину.  Третий раз упоминает в связи с гибелью своего друга и ведомого, во время тренировочного полета на Ла-7, дважды Героя Советского союза Александра Клубова, обвиняя Речкалова в халатности, так как он как начальник полка допустил тот злопоучный вылет, в неблагоприятных метеоусловиях. Сам Покрышкин к тому времени был уже командиром дивизии. От Ла-7 дивизия Покрышкина после этого случая отказалась.   

    Кошка между асами пробежала, со слов родственников Григория Речкалова, из-за сбитых им трех самолетов в начале войны, которые как он считал, были записаны на Покрышкина, практически не отличившегося в то время. Так как Покрышкин "отличился" лишь тем в первый месяц, что по ошибке сбил свой самолет, бомбардировщик Су-2.

    Путанница в записях произошла по причине того, что при отступлении штабу 55-го ГИАП пришлось сжечь все документы. И пока Речкалов после первых боев попавший в госпиталь с ранением, восстанавливал здоровье, эти самолеты как он считал, приписали Покрышкину. Ранение его было серьезным, пуля зенитки перебила рулевую педаль вместе с ногой. Лечение было долгим, и вновь попасть в полк ему удалось только к апрелю 42 года.

    С его слов "Я глянул в кабину и не поверил... Половинка перебитой правой педали валялась на полу в маслянисто - бурой луже. Нос сапога, наполовину развороченный, представлял собой месиво из кусков кожи и крови. Я попытался пошевелить ногой - она не подчинялась. Только теперь смысл происшедшего дошёл до моего сознания, потряс холодным ознобом".

    Речкалов попытался взять курс на свой аэродром, однако его И-16 был замечен немецкими истребителями, решившими его добить. Но раненому лётчику все же удалось от них уйти и сесть на своём аэродроме. После приземления его сразу отправили в госпиталь.

     

    Григорий Речкалов скорее всего, второй по результативности ас Советского Союза после Ивана Кожедуба. Но благодаря мухлежу со сбитыми самолетами, официально является четвертым после Николая Дмитриевича Гулаева.

    Соответственно: Трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб первый по результативности летчик из стран антигитлеровской каолиции - совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев и лично сбил 64 самолета противника. Сам себя называл учеником Покрышкина, так как применял его известную формулу ведения боя "высота - скорость - маневр - огонь".   Летал на самолетах Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7. По официальным советским документам фигурировало 62 сбитых самолета противника, но архивные исследования показали, что Кожедуб сбил 64 самолета, по каким-то причинам отсутствовали две воздушных победы — 11 апреля 1944 года - PZL P.24 и 8 июня 1944 года - Bf.109. Среди трофеев советского летчика-аса были 39 истребителей 21 Fw.190, 17 Bf.109 и 1 PZL P.24, 17 пикирующих бомбардировщиков Ju.87, 4 бомбардировщика 2 Ju.88 и 2 Не.111, 3 штурмовика Hs.129 и один реактивный истребитель Ме.262. Помимо этого, в своей автобиографии он указал, что в 1945 году сбил два американских истребителя P-51 Мустанг, которые атаковали его с большого расстояния, приняв за немца.

    Трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин - совершил 650 боевых вылетов, в которых провел 156 воздушных боев и официально лично сбил 59 самолетов противника и 6 самолетов в группе. Является вторым по результативности летчиком асом стран антигитлеровской коалиции после Кожедуба. В войну летал на самолетах МиГ-3, Як-1 и американском P-39 Аэрокобра.

    Нельзя обойти стороной дважды Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Гулаева. Он оказался на войне в августе 1942 года. Всего за годы войны совершил 250 боевых вылетов, провел 49 воздушных боев, в которых лично сбил 55 самолетов противника и еще 5 самолетов в группе. Эта статистика делает его самым сильным советским асом. На каждые 4 вылета у него приходится сбитый самолет или больше одного самолета на каждый воздушный бой. Во время войны летал на истребителях И-16, Як-1, P-39 Аэрокобра, большинство своих побед, как и Покрышкин с Речкаловым, он одержал на американском самолете P-39. Николай Гулаев по эффективности намного превзошел и Покрышкина и Кожедуба. Причем на войне он был менее двух лет. Первое время в советском тылу в составе войск ПВО занимался охраной важных объектов промышленности, защищая их от налетов. А в сентябре 1944 года его фактически принудительно отправили на учебу в Военно-Воздушную академию. Свой самый результативный бой ас совершил 30 мая 1944 года. В бою над Скулени где ему удалось сбить сразу 5 вражеских самолетов,  два Bf.109, Hs.129, Ju.87 и Ju.88. Во время боя он был серьезно ранен в руку, но сумел довести свой самолет до аэродрома, истекая кровью. Совершил посадку, причем сразу после приземления потерял сознание.  Пришел в себя он только в госпитале, здесь же и узнал о присвоении ему второго звания Героя Советского Союза.

    Дважды Герой Советского Союза Григорий Андреевич Речкалов выполнил более 450 боевых вылетов, сбив в 122 воздушных боях 56 самолетов противника лично и 6 в группе. С учетом утерянных документально - 59. Во время войны летал на самолетах И-153 Чайка, И-16 Ишак, Як-1, P-39 Аэрокобра. По всей видимости, ни у одного другого советского летчика-аса не было на счету такого разнообразия сбитых машин противника, как у Григория Речкалова. Среди его трофеев были истребители Bf.110, Bf.109, Fw.190, бомбардировщики Ju.88, He.111, пикирующий бомбардировщик Ju.87, штурмовик Hs.129, самолеты-разведчики Fw.189 Рама и Hs.126, а также такая редкая машина как итальянская Савойя и польский истребитель PZL-24, который использовали ВВС Румынии.

    Конечно победа в воздухе над фашистами результат борьбы всех летчиков истребителей Советского союза, но Герои своим примером подали надежду, доказав, что хваленые асы Люфтваффе ничем особенным не отличаются, так же как и советские авиаторы - и горят и падают.

1

Комментарии

4 комментария
  • Пасечник Большаков А.П.
    Пасечник Большаков А.П.21 мая 2019 г.+1
    Сталинские соколы проявляли чудеса храбрости. Считаю ,что нет смысла выпячивать разногласия между лётчиками. Такие явления были есть и будут. Не каждый может держать СЛАВУ в узде. В отличии от фашистов свободная охота у нас практиковалась редко. Война это не прогулка в тире. Самолётов не хватало для прикрытия бомбометания и других наступательных операций. В целом статье и автору ПЛЮС.
    • Дмитрий Григорьев
      Дмитрий Григорьев21 мая 2019 г.
      Свободную охоту у нас запрещали, летали втихоря. Поэтому у наших летчиков такой маленький, по сравнению с немцами счет. Свободная охота не засчитывалась. На счет спора Речкаплова с Покрышкиным, у меня другое мнение. Герои не какие то, сверхлюди. Это простые человеки, мастера своего дела. Слава героям!!!
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский21 мая 2019 г.
    Что касаемо личности мршала Покрышкина, с коим встречался лично во времена моей авиационной молодости и получил из его рук грамоту за высокие достижения по освоению авиатехники. Автор, может быть, непредумышленно исказил заслуги аса всех времён и народов Покрышкина А.И. Перечисленные автором сподвижники Покрышкина были только лишь его подмастерьми, коих он поставил на крыло благодаря разработанной им тактики ведения воздушного боя. Как и всякий титан, покрышкин испытывал на себе давление завидующих ему посредственностей. Доносы на Покрышкина писали даже его ближайшие братья по оружию, что чуть было не подвело его под расстрельную статью. Если бы Покрышкин не занимался воспитанием и обучением лётного состава, то он бы мог совершить множество боевых вылетов, в которых бы сбил несколько сот вражеских самолётов. Ибо равного ему в мире аса не было в те времена. Частенько он поощрял лётчиков с
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский21 мая 2019 г.
    своего подразделения тем, что сбитые лично им с-ты противника он записывал на своих подчинённых. В общем, Покрышкин - это уникальное явление, равного которому покамест не наблюдается в мире.