Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ - УЖАС ФАШИСТА

  • Самолет Ил-2 уникальное и неоднозначное детище сталинской военной промышленности. Разрабатывался как универсальный самолет одновременно с возможностями бомбардировщика и истребителя. В качестве противовеса немецкому пикировщику Ju-87. Самолет имел бронированный корпус, защищающий летчика от пулеметных пуль. Он, как и любая техника, в которую пытаются вместить противоположные возможности, имел ряд серьезных недостатков. Но все же это было грозное оружие, который немецкая пехота окрестила "мясником" и "черной смертью", по нашей версии "горбатый" из-за специфического внешнего вида.

    Изначально С.В. Ильюшиным разрабатывался вариант самолета с воздушным стрелком, но, как и в случае с истребителями, все упиралось в двигатель. Ни у одного имеющегося на тот момент в советском союзе двигателя не было достаточной мощности, чтобы поднять в воздух бронированный корпус, рассчитанный на двух человек. Поэтому в серию пошли одноместные самолеты. Что значительно снизило живучесть Ил-2.

    На Ил установили специально переделанный под него двигатель АМ-38. Прототипом, которого являлся мотор АМ-35 устанавливаемый на высотный истребитель Миг-3.

    Крейсерская скорость с нагрузкой до подлета к цели 350 км.ч, без нагрузки после выполнения боевого задания 370 км.ч, а максимальная скорость на форсаже 415 км.ч. Довольно приличная скорость для бомбера тех времен, у "лаптежника" Ju-87  для сравнения, крейсерская скорость с нагрузкой 280 км.ч, без нагрузки 300 км.ч, максимальная скорость 350 км.ч.  

    Вооружение штурмовика состояло из двух пушек ШВАК (Шпитальный, Владимиров, авиационная крупнокалиберная) калибра 20 мм с боезапасом 500 снарядов, и двух пулеметов ШКАС с боезапасом 1500 патронов. На наружных пусковых устройствах под крылом установили 8 ракетных снарядов РС-82. Бомбовая нагрузка составляла 400 кг.

    Смертность летчиков летающих на илах была самой высокой в авиации, а за 10 боевых вылетов в начале войны, пилоту давали звезду героя. Надо ли говорить, что основная масса летчиков до звезды не доживала? Так как неповоротливый и относительно тихоходный самолет, не имеющий в задней полусфере защиты, был легкой мишенью для немецких истребителей. Но больше всего потерь приходилось непосредственно на время штурмовки, так как против зенитной артиллерии бронированный корпус не спасал, а самолет эффективно мог применяться только на небольшой высоте 100 -50 метров, при пикировании под углом не более 35%, что делало штурмовку крайне опасной.

    Летчики истребители называли за глаза штурмовиков смертниками, а немецкая пехота их считала маньяками, так как геббельсовская пропаганда объясняла солдатам, что летчики штурмовики это обученные летать уголовники, садисты и маньяки, которые в перерывах между вылетами развлекаются тем, что расстреливают немецких военнопленных.

    Но такое отношение к летчикам имело некоторые основания, так как были случаи, когда по израсходованию боекомплекта штурмовики спускались к самой земле и рубили врагов винтами самолетов.

     

    Так как Ил-2 наносил серьезные потери живой силе противника, пугал внезапностью, нес смерть и жуть пехотинцу, летчики упавшие недалеко от линии фронта на территории немцев редко оставались живыми, весь страх и ужас перед "мясником" вымещался на них.

    .

    В  конце 42 года появилась новая модификация самолета с воздушным стрелком, разработанная непосредственно на поле боя в войсках. Из-за больших потерь от немецких истребителей военные начали задумываться, как защитить заднюю полусферу самолета. И войсковые механики по просьбе летчиков начали вырезать позади бронированной кабины в деревянном корпусе отверстие. К краям отверстия прибивался гвоздями широкий брезентовый ремень, а позади отверстия устанавливалась турель для пулемета.

    После успешного применения модифицированных войсковыми механиками двухместных самолетов в боевых условиях, конструкторам дали задание запустить в серию модификацию с воздушным стрелком.

    На заводе мудрствовать не стали, и разработанная народными умельцами модификация с ремнем вместо сидения пошла в серию без изменений, на заводе лишь добавили небольшой остекленный навес над головой воздушного стрелка.

    Стрелками становились штрафники, а каждый летчик в среднем за войну похоронил около 3-х стрелков, так как стрелок ничем защищен не был, а немецкие истребители старались в первую очередь обезвредить именно его.

    В 1944 году появляется новая модификация самолета Ил-10, с полностью бронированной кабиной для всего экипажа. Но выпущено их было мало, а в боях успело поучаствовать лишь 3 авиационных полка.

    Тактика применения вырабатывалась непосредственно в боевых условиях, а написана была кровью пилотов. Что и обусловило неоправданно высокую численность потерь в начале войны среди летчиков штурмовиков. Самолеты на боевое задание летели на высоте 1000 метров. Перед целью спускались на бреющий полет на высоту 100-50 метров. Заходить старались со стороны естественных препятствий, холмов, лесопосадок, гор. Первые самолеты, внезапно появляясь,  подавляли зенитную артиллерию, пользуясь неожиданностью, далее остальные самолеты группы отрабатывали боекомплект в 2-3 захода по цели.

    Для уничтожения вражеских колонн отрабатывали сначала по первым и последним машинам, что бы заблокировать между ними всю колонну, далее не спеша расстреливали остальную технику и разбегающуюся во все стороны пехоту.

    Самой легкой целью для Ила были ЖД составы. По рассказам летчиков, как только машинисты замечали самолеты, начинали кочегарить паровоз, чем вызывали улыбку у пилотов своими глупыми действиями. Вместо того что бы остановить паровоз и спрятаться в ближайшем укрытии они пытались убежать, но так как паровоз не способен убежать от самолета итог был более чем предсказуем. Взорванный котел, клубы пара, гибель машинистов, уничтоженный состав.

    Где то с середины войны летчики Ил-2,  оставаясь без сопровождения, когда на них наваливались истребители противника стали применять тактику "защитного круга", переняв ее у немецких пикировщиков. Летчики выстаивались в круг, а каждый находящийся сзади самолет прикрывал хвост летящего впереди. Имея мощное вооружение 2 пушки 2 пулемета защитить товарища было нетрудно, среди немецких истребителей героев самоубийц практически не встречалось. Поэтому немцы, покружив вокруг чаще всего, убирались восвояси.

    Были среди пилотов штурмовиков настоящие асы сбивших по нескольку самолетов противника. В пример можно привести Героя Советского Союза  С. А. Феоктистова совершившего 146 боевых вылетов, сбившего 7 вражеских истребителей.

    И в заключение, на Ил-2 с 42 по 45 годы  воевал дважды Герой Советского Союза летчик космонавт Георгий Береговой, совершив  185 боевых вылетов, сбив 3 самолета противника.

6

Комментарии

10 комментариев
  • Дмитрий Григорьев
    Дмитрий Григорьев4 апреля 2019 г.
  • Дмитрий Григорьев
    Дмитрий Григорьев4 апреля 2019 г.+1
    Надо разделять начало войны и вторую половину, в начале ни тактики ни опыта боевого применения не было, по этому и случилась катастрофа. К середине войны воевать научились, выработали тактику, узнали слабые стороны свои и противника.
  • Дмитрий Григорьев
    Дмитрий Григорьев4 апреля 2019 г.
    Бомбили, но не все это знают. Это была акция возмездия, как месть Джеймса Дулиттла, после Перл Харбора.
  • Константин   Корнев
    Константин Корнев4 апреля 2019 г.
    Оборонительный круг наши ни у кого не перенимали...... Этот прием был известен всем еще с 1930 годов.
    • Дмитрий Григорьев
      Дмитрий Григорьев4 апреля 2019 г.
      Кому известен? Вам спустя 80 лет? А может наши истребители с начала войны еще и двойками летали?
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский4 апреля 2019 г.+1
    Нет, пары - ведомый и ведущий - это есть гений моего земляка Покрышкина. К слову, за самовольное внедрение этой новой тактики ведения воздушного боя в своём полку,его чуть было не поставили к стенке как врага народа. Что касаемо Ил -2, то, безусловно, этот самый массовый с-т времён ВОВ, был выдающимся летательным аппаратом тех времён. Я был знаком с несколькими лётчиками-фронтовиками, летавшими на Ил-2. Один из них Герой СССР был командиром в моём авиаотряде. У него с 1942 по 45 г. было что-то несколько сотен боевых вылетов на Ил-2, несколько раз его сбивал. Большие потери авиации СССР, как и Германии во времена ВОВ происходили в основном из-за неподготовленности лётного состава. Ну, какие бойцы могут быть у мальчишек с налётом нескольких десятков часов? Поэтому выживали, как говорят в авиации, лётчики от Бога, т.е. люди с выдающимися психофизическими данными, коих в любых обществах - ед
    • Дмитрий Григорьев
      Дмитрий Григорьев4 апреля 2019 г.
      Не только из за плохой подготовки, свою лепту вносило низкое качество техники, отсутствие раций в начале войны, ну и полный бардак в командовании. Перетягивание одеяла, так как изначально авиация подчинялась сухопутным войскам. Все эти факторы сыграли отрицательную роль, и спровоцировали высокую смертность личного состава.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский4 апреля 2019 г.
    единицы.
  • Дмитрий Григорьев
    Дмитрий Григорьев4 апреля 2019 г.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский4 апреля 2019 г.+1
    На авиазаводах, спешно эвакуированных за линии фронтов, работали женщины и дети. Какое могло быть качество? Но самолёты изначально были рассчитаны на несколько боевых вылетов. Допустим, немецкие с-ты были намного сложнее наших в изготовлении. Поэтому Германия уже после 43 г. не смогла восполнять потери своих с-тов. По лётно-техническим качествам наши самолёты, особливо фронтовые бомбёры не говоря уж о Ил -2, которых не было ни в одной армии, превосходили немецкие.