Выходные посвятил добросовестному просмотру "xита сезона" - сериалa "Слово пацана". Вооружившись щедрой бадьёй кофе, смотрел все восемь серий, пытаясь понять, что именно вызвало такой ажиотаж вокруг этого фильма, несомненно крепкого, профессионально сделанного, но всё же (да простят меня многочисленные поклонники и фанаты) не выдающегося, не экстраординарного, не того, что принято называть "явлением" в кинематографе.
Было бы безусловной пошлостью пуститься здесь в избитые сентенции на тему, как смогла страна Тарковского, Германа, Козинцева, Чухрая и других великих упасть до уровня Жоры Крыжовникова и его сериала, повторюсь - вполне достойно исполненного.
Поэтому говорить надо о другом - не столько о причинах этого падения, сколько о причинах точного попадания в цель этой работы, которой при прочих, обычных условиях была бы уготована роль очередного проходного бандитского боевика.
И в конце концов пришёл к выводу, возможно и неверному, но зато позволяющему с известной степенью объективности оценить многое в сегодняшней российской действительности.
"О чём кино?" - принято говорить в таких случаях.
Кино о том, что если ты - обычный, нормальный, независимый или, как говорится в фильме, "непришитый" подросток, т.е. "чушпан" на языке героев сериала, то жить тебе в 90-х годах прошлого века в городе Казани совершенно невозможно. Ты оказываешься тем, кого в следующем десятилетии назовут "лох".
Tы всем должен, ты абсолютно незащищён, и перспективы у тебя самые незамысловатые - либо становиться "пацаном", т.е. членом одной из многочисленных организованных подростковых бандитских шаек и начинать жить по воровским, криминальным понятиям, либо терпеть унижения, избиения и поборы, от которых тебя никто не защитит, либо уезжать вон из родного города и начинать новую жизнь где-нибудь ещё.
Иной жизни для мальчишки не было, будь он "трудным" ребёнком из неблагополучной семьи или, наоборот, полностью положительным, "правильным" пионером, посещающим после школы музыкальные занятия и не имеющим никаких нареканий со стороны окружающих.
"Хороший мальчик" из интеллигентной семьи Андрей по прозвищу "Пальто" оказывается вынужденным пойти по обычному пути - влиться в банду, "пришиться", как говорилось у них.
В результате этого выбора его мать сходит с ума, а он сам оказывается в колонии.
Вполне обычный, предсказуемый финал, продиктованный суровой реальностью жизни.
Конечно, теоретически рассуждая, можно было бы предположить, что Андрей и такие, как он, могли бы, наверное, как-нибудь объединиться в сплочённую группу и с опорой на здоровые общественные силы попытаться вместе противостоять бесчисленной ораве гопников, захвативших их родной город, и даже в случае удачи совершить там революцию и вышвырнуть вон зарвавшийся наглый люмпен всех возрастов, должностей и званий, восстановив у себя на Родине закон и порядок.
Но это, конечно, невозможно по множеству причин.
Во-первых, такие, как Андрей, находятся в подавляющем меньшинстве, они не обучены организованному насилию, не имеют единой программы и цели.
Во-вторых, городские власти, общественные организации и органы правопорядка насквозь прогнили и не в состоянии оказать им никакой поддержки.
B-третьих, "хорошие и правильные мальчики" разобщены, лишены механизма самоидентификации, они не только не могут солидаризироваться, но даже не представляют, как это сделать и главное - не верят в свои силы. Они заняты выживанием и приспособлением. А бросить семьи, родителей, братьев и сестёр и уехать они не могут физически.
А в-четвёртых, всегда были, есть и будут такие "правильные", хитро скроенные мальчики и девочки, которым стрaшно влиться в стаю распоясавшейся босоты, диктующей всем правила нового общежития, но ещё более страшно решиться на какие-то радикальные простестные шаги. И тогда они наивно решают оставаться в своём "чушпанском" звании, одновременно всеми силами дружески подмигивая гопникам, давая им понять, что хоть они и не члены их банды, но "душою с ними", что поддерживают их и одобряют по мере сил.
Это наиболее презираемая категория приспособленцев, причём презираемая одновременно со всех сторон за двуличие, шкурничество, трусость и нравственную импотенцию.
Поэтому усреднённый, обычный мальчишка (или девчонка) принимает единственное решение: стать "как все". То есть начать бандитствовать и тем обеспечить себе защиту и безопасность на ближайшую перспективу. Об отдалённой перспективе, в которой есть только два выхода - смерть или тюрьма они пока не в состоянии задумываться.
Будучи детьми, такие, как Андрей, ещё не понимают, что такое "вход рубль - выход два". Они ещё не знают, что вырваться из порочного круга практически невозможно, что есть на свете такие компромиссы с самим собой, которые скоро окажутся фатальными, и что шаг, который они предпринимают - роковой. Его нельзя переиграть. С возрастом они это поймут. Почти всегда слишком поздно. Но в настоящем им не до этого. Им слишком невыносимо звание "чушпана".
Если предлагаемая диспозиция прaвомерна, то становится совсем нетрудно оценить многое, что происходит сегодня в обычной жизни за пределами нашумевшего сериала.
Например, громкий скандал с т.н. "голой вечеринкой" Н. Ивлеевой.
Какоe право имеют так себя вести эти музыкальные и другие чушпаны, прикидывающиеся правильными пацанами, когда настоящим пацанам трудно, когда они себя не жалеют в окопах и в борьбе с врагами, которые везде?
Кто им дал право? Это кому это они показывают свои голые задницы? Нам? Правильным пацанам? Они что, на "стрелки" ездили, в разборках участвовали? Прикрывали своей спиной старших?
Может быть, эта Настя с друзьями давала концерты в траншеях под Марьинкой? Или помогала Герою ДНР Жоге в борьбе с украинскими диверсантами в Донецке и окрестностях?
Или хотя бы денег далa на правое пацанское дело?
У них был выбор - стать, как все или свалить из страны. Но они решили всех обмануть, зависнуть не там и не тут. Одной тощей задницей cесть на два стула сразу.
За это им положено предъявить по понятиям.
Правильно сказал некто Гаспарян в программе Соловьёв-live: - выходит, те, кто остался, хуже тех, кто уехал!
И с пацанской точки зрения этот вывод безукоризненно верен.
Впрочем, с обычной, человеческой - тоже.
Реакция официоза на сериал оказалась предсказуемой - он ему категорически не понравился, что полностью понятно.
Поэтому один из героев получил 15 суток ареста, другому грозит реальный срок, а самой Насте иск на один миллиард рублей за "моральный ущерб", т.e. оскорбление чувств правильных пацанов, вчинённый не кем-нибудь, а самим Александром Иншаковым - одним из создателей другой бандитской кинолегенды - сериала "Бригада" и одновременно, как уверяют вражеские голоса, исключительно правильным пацаном и устойчивым членом одной из наиболее влиятельных бандитских группиировок 90-х, которому по решению ФБР навеки запрещён въезд на территорию США.
Сериал "Слово пацана" производит гнетущее впечатление. И своей предсказуемостью, и своей беспросветной безнадёгой.
И хотя он действительно профессионален по замыслу и исполнению, думается, главное его достоинство не в этом, а в пронзительном созвучии с временем, в котором он появился.
Наверное, поэтому он позволяет ещё раз оглядеться вокруг, увидеть знакомые и незнакомые лица, услышать о самых различных происшествиях и нечаянно связать их в единое целое.
Название которому Россия - 2023.
Комментарии