В Сети появилось письмо Алексея Навального. Необычное как по эмоциональной силе откровений, в нём изложенных, так и по их смыслу, что ещё важнее.
Отвечая на один из комментариев к моей статье о родившемся и расправившем крылья российском фашизме, я писал буквально следующее:
"Я не либерал. Я целиком отрицаю либеральную идею в России, как полностью несостоятельную. Мы не Америка и не Европа. И демократии такого типа у нас не будет ещё сотни лет. Это эволюционный процесс, и Россия физически не доросла до этого".
И хотя в течение многих лет я пояснял, как умел, эту мою точку зрения, и многим из моих читателей, надеюсь, памятны те пояснения, рискну повторить их ещё раз.
У поражения Временного Правительства и победы большевиков в октябре 17-го года помимо всем известных и тысячекратно объяснённых и подтверждённых исторических причин была и ещё одна - историко-философская, быть может, самая главная из всех.
Россия - традиционно тоталитарная страна. Веками мы кланялись барину, как единственному авторитету и самой главной силе. Не народ, не коллективное самосознание, как многомиллионная сумма индивидуальных "я", а царь, монарх, его близкие, его наперсники и их персональная воля были у нас последним решающим аргументом.
Так было столетиями, двести лет из которых пришлись на крепостное право, т.е. рабство. Из этой особенности отечественного развития вырос известный всем российский патернализм - вера в доброго барина или мудрого, спрведливого и всемогущего "отца нации".
И этот патернализм стал позвоночником общественного сознания, шампуром, на который нанизано мясо наших общественных и персональных потребностей.
Ничего другого на такой почве вырасти не могло. Бытие определяет сознание.
Самодержавная диктатура, как единственная, безальтернативная форма существования общества и государства в течение долгих столетий определила и сформировала менталитет податного сословия именно так, как определила и сформировала. Другого просто не могло быть.
Демократия, т.е. отказ от патернализма, вера в себя и свои собственные силы, неприемлема для среднего россиянина, не потому что она плоха. А потому что она изначально чужда ему, как китайский язык мужику в глухой русской деревне, потому что она насильничает над разумом, предполагaя ломку вековых стереотипов мышления, доставшихся от дедов и прадедов.
Она незнакома и непонятна ему, как скрипачу - логарифмическая линейка. Он не знает, что с ней делать. Играть на ней нельзя, использовать в музыкальном творчестве невозможно, а другого использования он не знает. Поэтому она ему не нужна. Физически! Он сто лет проживёт без неё. И умрёт без неё.
В этом, в числе прочих, причина поражения Временного Правительства, сулившего послереволюционной державе буржуазную демократию, т.е. новую для неё модель горизонтально интегрированной самоорганизации, и победы большевиков, которые пообещали стране не только невиданные социально-экономические преобразования, но и привычную форму их реализации - диктатуру, т.е. исторически понятное вертикально структурированное социально-политическое существование, когда все решения исходят с самого верха, и надо не ломать голову над собственным выбором, а работать над выполнением спущенных вниз готовых решений.
При этом необходимо понимать, что преобразования большевиков при всей нескрываемой диктаторской форме нового строя, предполагали те самые изменения в общественном сознании, которые планировались и буржуазными демократами Керенского. Разница была лишь в том, что Временное правительство и его сторонники опирались на социально просвещённый класс, способный добровольно воспринять эти правила игры, а таковых людей в России было подавляющее меньшинство.
А большевики - на основную, забитую, отсталую, безграмотную массу, бывшую подавляющим большинством. И это большинство предполагалось принудительно сделать главной движущей силой нового общества, доминантой общественных процессов. А для этого - выучить, образовать его, дать ему необходимые навыки и тем самым изменить его менталитет.
В этом была суть Революции, которую не случайно называют одним из величайших социальных экспериментов в истории человечества.
Насколько эксперимент удался, каждый может судить сам.
Но многочисленные прорывы, достижения страны при новой власти общеизвестны. Как и огромные ошибки, неизбежные в любом новом деле.
Отказываясь от коммунизма в 1991 году, реформаторы и "отцы-основатели" новой России собирались сделать то же самое, что и их предшественники в 1917-м - предложить народу систему новых ценностей, изначально ему неизвестную и потому чуждую.
Однако трагедия в том, что не только народ, но и те, кто насильно втаскивал его за уши в новую жизнь, не имели о ней ни малейшего понимания. И не могли иметь.
В постсоветской стране не могло быть иных политиков.
Ни коммунизму и социализму, ни демократии и капитализму невозможно научиться за пару месяцев обучения в Йеле или Кембридже. Для того, чтобы газон был идеально ровным и аккуратным его надо регулярно стричь в течение многих лет. Парой недель здесь не обойдёшься.
Все они - Ельцин и Чубайс, Гайдар и Шахрай, Шохин и Бурбулис, и прочие были точно такими же вчерашними советскими людьми, как и всё население бывшего СССР. И их представление о демократии было телевизионно-журнальным.
Дело не в том, что большинство из них были бесчестными людьми. Это полбеды. Дело в том, что все они были профессионально непригодными для дела, за которое взялись.
Они сами не знали, что строить. И это неумение и незнание прикрывали, как Чубайс, громкими антиисоветскими заявлениями, говоря, что самое главное - сломать прошлое, в то время, как самое главное было - строить будущее.
Не умея взглянуть на себя со стороны, они наивно полагали, что являются носителями нового мышления, в то время как на деле они отличались от настоящих западных демократических лидеров, как нагловатые московские фарцовщики от матёрых, солидных нью-йоркских или лондонских бизнесменов.
Деятели "новой волны" российской государственности были физически неспособны осознать, что для успеха их начинаний тоже была необходима диктатура, а вовсе не свобода.
Потому что сломать прежний образ мышления и внушить новое мировоззрение можно только насильственными, а не добровольными усилиями, т.е. сделать то же, что и большевики за 100 лет до них.
Знаменитый бандитизм 90-х, повальная криминализация общества, провал всех экономических и политических реформ был вызван именно этим - непониманием власти и народа, как им следует жить и управлять в условиях, когда "всё можно и кругом свобода".
Знаменитый тезис Спинозы "Свобода есть осознанная необходимость", взятый на вооружение Марксом и его последователями, все они не только не понимали, но большинство даже не слышали о нём.
И именно в этом причина сегодняшнего, глубоко естественного поворота страны к диктатуре и поддержки этой диктатуры огромным числом россиян.
Пусть эта власть чудовищна и преступна! Пусть она антисозидательна и губительна!
Но её методы понятны, а правила существования вновь предельно упрощены.
Не спорь, не думай, верь и подчиняйся!
Поэтому те, кто возьмёт на себя труд очередных революционных изменений в нашей несчастной полудержаве или в том, что от неё останется после сегодняших потрясений, будут должны усвоить накрепко: в стране, где МарьВанна Тёткина готова продать свой голос на выборах или общенациональном референдуме за пакет гречки или полкило сосисок, в стране, где ВанВаныч, дожив до 70 лет, таращится в телевизор, как баран на новые ворота и повторяет следом всю ту чушь, которую слышит, только потому что это
барин сказал, ни о какой демократии не может быть и речи! Даже теоретически! Её тут же продадут за курицу и пакет макарон. Больше она ни на что не годна.
Выколотить дремучесть из народного сознания можно только крепкой дубиной, не останавливаясь перед применением самых жёстких мер.
Это же относится и к тем, кто продолжает наивно верить в добро и пытается вернуть в России советскую власть путём победы на выборах, которых не было, нет и никогда (!) не будет.
Эта исторически обусловленная необходимость диктатуры, как единственного действенного инструмента общественно-политических преобразований, есть самая главная политическая особенность России, и без учёта этого никакие новые идеи, никакие революции не будут иметь успеха.
Всё это длинное предисловие сделано для того, чтобы с удоволствием привести здесь некоторые фрагменты из письма Алексея Навального, в котором звучат нотки приходящего к нему осознания всего, что и почему случилось с ним самим и со страной.
И эти нотки - абсолютно новое явление в политической жизни последних десятилетий. Это медленный процесс политического взросления и глубокого философского осмысления людей, событий и причин, ими двигавших.
И если Алексей на этом не остановится и придёт к пониманию не только целей, но и методов их достижения в российских реалиях, он станет действительной мощной фигурой, способной спасти страну.
Если к тому времени она умудрится сохраниться.
Говорит А. А. Навальный:
"...бешено ненавижу тех, кто продал, пропил, растратил впустую тот исторический шанс, что был у нашей страны в начале девяностых. Ненавижу Ельцина с «Таней и Валей», Чубайса и всю остальную продажную семейку, которые поставили Путина у власти.
Ненавижу аферистов, которых мы почему-то называли реформаторами. Сейчас-то ясно как день, что ничем, кроме интриг и собственного благосостояния, они не занимались. В какой ещё стране столько министров «правительства реформ» стали миллионерами и миллиардерами?
Ненавижу «независимые СМИ» и «демократическую общественность», обеспечившие полную поддержку одному из самых драматичных поворотных событий нашей новой истории — подделке президентских выборов 96-го года.
Повторюсь, я был тогда активным сторонником этого всего. Не фальсификации выборов, конечно, это бы мне и тогда не понравилось, — но я сделал всё, чтобы этого не замечать, а общая несправедливость выборов меня ни капли не смущала. Сейчас мы платим за то, что в 96-м посчитали, что подделка результатов выборов — это не всегда плохо. Цель оправдывала средства.
Это не с Путиным в 2011-м, а с Ельциным, Чубайсом, олигархами и всей комсомольско-партийной бандой, называвшей себя «демократами», мы в 1994-м пошли не в Европу, а в Среднюю Азию. Обменяли наше европейское будущее на виллы «Тани и Вали» на «острове миллионеров» Сен-Барт.
Я хоть терпеть не могу козла, но люто и бешено ненавижу тех, кто пустил его на капустный склад".
Комментарии