Главный герой фильма "Брат" Данила Багров - нацист, русский фашист. В этом заключалась сверхзадача режиссёра Алексея Балабанова - показать образ нашего, собственного, дома выращенного фашиста. И эта сущность Данилы видна практически в каждом его слове и поступке.
Вспомним!
"Не люблю евреев", "Не брат ты мне, гнида черножопая!", "Вашей Америке скоро кирдык и музыка ваша говно!" "Он француз! - А какая разница?" и т.д.
Багров не несёт никаких идей, кроме идеи русского мира". Во всём - от торговли на рынке до музыки.
В любом его появлении на экране нет ничего, кроме демонстрации его правоты. Он всегда прав, что бы он ни делал! Он прав, потому что он - русский! И этого достаточно! Без разговоров и сомнений!
Драться и убивать Данила умеет легко и без всяких сомнений. Вообще оружие и насилие в этом фильме со стороны Данилы - абсолютно естественно, его образ не отделим от них.
А ещё он любит деньги и знает их силу.
При этом есть на свете немало дел, которые невозможно ассоциировать с Данилой Багровым. Он не тот, кто читает книги, не тот, кто ходит в музеи, не тот, кто сидит на концерте симфонической музыки. Его невозможно представить даже в цеху у станка.
Сцена, где Данила в очках и "интеллигентном" беретике высматывает на рынке свою жертву, вызывает улыбку! Ему никак не идёт этот образ! Это прямая противоположность Даниле, прямая насмешка над "гнилой, беспомощной интеллигенцией".
Единственное, что органично связывается с его образом - война, стрельба и насилие.
Загадка присутствия в фильме Гофмана разрешается очень просто!
Он, немец, т.е. представитель народа, давшего миру нацизм и фашизм, как никто другой, видит Данилу насквозь. Он - его далёкое прошлое, очень хорошо знакомое.
Именно поэтому в одной из сцен, на кладбище, в заброшенной беседке он говорит "Бог тебе судья!", а позже, в финальной сцене , когда Данила предлагает ему много денег, Гофман бесповоротно отказывается, говоря - что русскому хорошо, то немцу смерть!
Он слишком хорошо знает цену этим словам как раз потому что он - немец! Он знает, чем это заканчивается.
Это же самое хорошо знал и Алексей Балабанов, умело маскируя образ Данилы и исподволь подводя зрителя к этой сцене.
Но помимо нацистской природы самого Багрова, режиссёр с исключительной силой изобразил среду, в которой прорастает фашизм и вся идея ресентимента - нищету, убогость, бесправие, уголовный беспредел и безнадёжность. Поэтому фильм снят в нарочито бурых тонах, придающих фильму характер документального кино, а на ужасающем положении народа сделан особый акцент.
Однако, самая главная загадка фильма - в самом образе Багрова! Сыграть обычного, заурядного или даже незаурядного бандита в отечественном кино могли многие талантливые актёры. Но Сергей Бодров, в отличие от них всех, обладал изначально положительным, при этом исключительно положительным типажом. Это симпатичный, умный, приветливый парень! Образ бандита - не его роль. В фильме "Бандитский Петербург" ему было бы некого играть.
И вводя Бодрова на эту роль, Балабанов заранее знал, что с бандитом в классическом понимании зритель его не свяжет в своём сознании. Зрителю, купившемуся на природное обаяние артиста, наверняка понравится симпатичный, смелый и честный, принципиальный герой, но чем именно - он либо не поймёт вообще, либо начнёт понимать долгие годы спустя.
Так и случилось.
Зачем Балабанов это делал? С какой целью нaмеренно вводил в заблуждение зрителя, сбивая привычные стереотипы и показывая в образе чистого зла внешне привлекательного человека?
На этом изображении - три разных фотографии, но на самом деле здесь не три, а два человека. Слева и в центре - один, а справа другой.
Обоим меньше 40 лет, оба полны жизни и оптимизма, оба улыбаются вполне искренне и естественно. Оба производят крайне приятное впечатление, оба похожи на киногероев или светских львов - любимцев женщин, ценителей хороших вин и изящных искусств.
Одни из многих, им подобных - энергичные, умные, отлично образованные молодые люди.
Они хорошо знакомы друг с другом. Тот, что справа - руководитель и товарищ того, что слева. Его имя - Эдвард Виртс. А местом его работы в должности главврача был Освенцим.
Справа и в центре его верный подчинённый и единомышленник, доктор Йозеф Менгеле, вошедший в историю, как "Доктор Cмерть".
Виртс внимательно и ответственно относился к работе и очень ценил своего помощника, поэтому самолично отдавал eмy приказы, составлял задания и лично проверял их выполнение.
Задания были примерно такие:
анатомирование живых младенцев; кастрация мальчиков и мужчин без использования анестетиков; удары женщин токoм высокого напряжения с целью тестирования их выносливости.
Однажды Менгеле стерилизовал группу польских монахинь при помощи рентгеновского излучения.
За 21 месяц своей работы в Освенциме заработал репутацию одного из самых опасных нацистов. Лично встречал поезда узников, приезжавших в лагерь, и сам решал, кому из них предстоит работать в лагере, кто пойдёт на его опыты, а кто сразу же отправится в газовую камеру.
Особый интерес Менгеле вызывали близнецы. В 1943 году Менгеле выбирал близнецов из общего количества прибывавших в лагерь и поселял их в специальных бараках. Из общего количества близнецов, оцениваемого от 900 до 3 тысяч (450—1500 пар), выжили порядка 300 человек. Так, Менгеле пытался создать сиамских близнецов, сшив между собой цыганскую двойню. Дети перенесли ужасные муки, начиналось заражение крови. Среди его экспериментов были попытки изменить цвет глаз ребёнка впрыскиванием различных химикатов в глаза, ампутации органов и прочее. Люди, оставшиеся в живых после этих опытов, вскоре умерщвлялись. Менгеле также проявлял интерес к физиологическим аномалиям, в частности к карликам. Проводил эксперименты над оказавшейся в Освенциме семьёй Овиц — музыкантов-лилипутов из Румынии. Жертвами Менгеле стали десятки тысяч человек.
Глядя на это добродушное, немного лукавое лицо, невозможно заподозрить его обладателя ни в чём дурном!
Наоборот, с этим парнем можно было бы неплохо выпить пива, поговорить о музыке или футболе. Конечно, он не звезда Голливуда, он обычный, самый заурядный внешне мужик, верно?
Этот человек - Амон Гёт, гауптштурмфюрер СС и комендант концентрационного лагеря в Плашове. Тот самый, который в известном фильме Шиндлера просыпался утром, выходил с винтовкой на балкон своего дома в центре концлагеря, метким выстрелом убивал очередного заключённого, затем сладко потягивался, зевал и шёл писать, потом мыл руки и садился завтракать.
Вот он на документальной фотографии тех лет:
Неизвестно, имел ли в виду именно этих людей режиссёр Алексей Балабанов, снимая свой легендарный фильм. Да это и неважно.
Важно то, что этот фильм - предупреждение.
Он о том, что Зло, придя в ваш дом, вовсе не обязательно будет в образе скелета с косой за плечами.
Наоборот, незаметно явившись ниоткуда, оно будет сильным, добрым, красивым, честным и отзывчивым с виду. Вы его не узнаете! Вы его не поймёте! Вы будете пить с ним водку, делиться с ним своими бедами. Вы будете с ним петь песни под гитару и даже дадите ему таблетку от головной боли.
А потом оно уедет в Москву.
А вы ещё долго будете им восторгаться, пока не проснётесь 24 февраля 2022 года.
Именно это имел в виду режиссёр, как все выдающиеся художники, безошибочной интуицией предчувствуя будущее, правильно предугадывая грядущие события в России.
Балабанов не ошибся. Ошиблась Россия.
Второй Алексей Балабанов ей уже не нужен.
Она ждёт второго Михаила Ромма.
Комментарии