Новости партнеров

Самое свежее

Ася Резницкая. Строгая фея Андрей Нальгин. О выборном скандале вокруг Путина Игорь Поночевный. Картошка Путин Александр Росляков. Почему экономическое чудо Сталина доставило нам больше зла Владимир Поляков. А если голову отрезать... Двустишия Андрей Нальгин. Выборы – или лохотрон для избирателей
Загрузка...

Великие тени минувшего

  • Известно, что практика - критерий истины. И нет лучших учителей и воспитателей, чем собственная жизнь и собственный опыт. Спорить с ними бессмысленно, потому что они - объективная реальность. И её уже невозможно изменить. У неё можно только учиться. И в очередной раз пытаться осознать.
    Осознавать и учиться дано далеко не всем. Это нелёгкое дело.

    Но это не освобождает разумного, мыслящего человека от необходимости осмысления истории своей страны в прошлом и настоящем в контексте понимания своего нынешнего личного, персонального бытия, зачастую весьма прискорбного.
    Наоборот, любой, кто хочет хотя бы для себя самого, для своего собственного душевного спокойствия доискаться до истины, просто обязан это сделать.
    И в качестве такой попытки сейчас будет текст, который уже был опубликован ранее. Возможно, кто-то его уже читал и даже запомнил.
    Но для того, чтобы некоторые мысли автора по поводу дней сегодняшних стали понятнее, а сами эти  дни предстали как можно более выпукло и наглядно, в их первозданно обнажённом виде, повторная публикация представляется целесообразной и оправданной.

     

     

                                                            ***

     

    Она родилась в Женеве, кажется, в 1901 или в 1902 году, yже не вспомню. Она была единственной дочерью в семье питерских рабочих - большевиков, фанатичных сторонников сначала Г.В. Плеханова, а затем - Ленина.


    В Швейцарии они жили очень бедно, едва ли не нищенствовали, всё своё время отдавая типографии, где в то время печатались большевистские материалы. Её родители часто встречались с лидерами социал-демократической эмиграции. Вот в этом доме на третьем этаже они много раз участвовали в жарких и долгих партийных дискуссиях, обычных для того времени.

     

     

     

     

    Она была единственным ребёнком в той компании взрослых. Родители брали её с собой, потому что её не с кем было оставить, а на няню у них не было средств.


    - Ничего не помню с тех пор, - смеясь говорила она много-много лет спустя, - помню только, что много спорили и очень много курили. И однажды я, кажется, закашлялась от дыма и расплакалась.
    - Товарищи! - строго сказал тогда Ленин, - давайте-ка пожалеем ребёнка! Попрошу всех отныне воздержаться от курения и выходить при надобности в коридор или на кухню, там открыто окно.
    А после этого он посадил её к себе на колени и что-то сказал ей на ухо.


    - Вот, хоть плачь, - не помню! - говорила она потом, - сколько ни пыталась вспомнить - так и не смогла. Но помню, что я засмеялась, а следом засмеялись и все присутствовавшие. И я, вроде бы, перестала кашлять.
    И надолго с тех пор возненавидела табак.

     

    Потом Ленин уехал из Швейцарии. А они остались. И вновь встретились с ним уже в Петрограде, весной или летом 1917 года. А потом - в Москве, в Горках, незадолго до смерти Ленина, уже серьёзно больного. Там же, в Горках, она видела Троцкого, Сталина, Зиновьева, Каменева, Луначарского и очень многих других видных партийцев.


    Из всех великих революционеров тех лет лучше всего запомнила Дзержинского, о котором говорила одновременно и с огромным уважением, и немного сo страхом. Говорила, что его вид и особенно взгляд - гипнотизировали и парализовали волю.
    Её очень любила Крупская и всегда встречала как свою собственную дочь. Бывало, что оказавшись в Горках по делу, она проводила с Н.К. больше времени, чем с кем бы то ни было ещё.

    Она свободно, как на русском, говорила, читала и писала на трёх языках: французском, немецком и итальянском. Английский знала похуже, но вполне достаточно для чтения.

     

    Её знания потрясали. Казалось, она знает абсолютно всё. Она спокойно цитировала Данте, Рабле, Сервантеса, Мериме, Толстого и Достоевского, Чехова и Герцена. "Евгения Онегина", "Медного всадника", "Мцыри", "Бородино", баллады Жуковского, как и почти всех поэтов Золотого Века, знала наизусть.

    Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и всю партийно-политическую литературу, когда-либо изданную в СССР, она не только читала, но знала и понимала досконально.

    Вообще казалось, что она ничего не знает, кроме книг.


    Она совсем не умела готовить или шить. Она никогда не была замужем. И это было не очень удивительно, потому что назвать её красивой было невозможно.

    Она была невысокого роста, кряжистая и крепкая, с чуть скуластым по-сибирски лицом и серо-седыми волосами, уложенными в незамысловатую короткую причёску. Её лицо никогда не знало косметики.
    И никто и никогда не видел её одетой иначе, чем в простое тёмное или чёрное строгое платье чуть ниже колена с непременным серым пуховым блокадным "ленинградским" платком на плечах.


    И только глаза - большие, чуть иронично прищуренные, совсем не по-женски внимательные и умные заставляли немедленно забыть обо всём и ловить каждое её слово.

     

    С ней никто и никогда не спорил. Её слушали, с нескрываемым уважением благодарили и уходили, чтобы вскоре снова обратиться с каким-то вопросом или просьбой. Потому что не было в Ленинграде таких кабинетов, куда бы она не могла зайти в любое время - от Первого секретаря Обкома Григория Романова до Управления КГБ или МВД.


    Частенько просьбы бывали невыполнимыми. И тогда она, внимательно выслушав человека, говорила:
    - Нет, к сожалению, это невозможно. Это непорядочно, извините!
    И в нескольких словах объясняла, почему. И люди понимающе соглашались и уходили. Обидеться на неё было нельзя. Её аргументы были неоспоримы.

     

    Она была моей учительницей истории.

     

    Много позже я узнал, как она оказалась в школе. Одинокой женщине, никогда не имевшей семьи, вдруг стало физически не хватать детей.
    И она стала преподавателем общественных наук - истории и обществоведения. И для средних классов, и для старших. И надо сказать, что малышей она любила гораздо больше.


    Иногда, когда другие учителя - по немецкому языку или литературе -  оказывались больны, она подменяла их. И мы ожидали её появления в классе со страхом. Она не знала пощады и требовала так, как не требовал никто и никогда.

     

    В то время практика факультативных занятий была обычным делом. Уроки заканчивались в 2 часа дня. А в 4 часа уже начинались наши внеклассные занятия. Преподаватели вели эти факультативы по химии, физике, литературе и истории, математике и немецкому языку.
    Многие из нас бегали на эти занятия с большим удовольствием.

     

    Евгения Николаевна тоже вела свой факультатив. По общественным дисциплинам.
    Но у неё это получалось хуже, чем у других учителей. Мы её откровенно побаивались, сидели каменные и напряжённые, боясь ляпнуть какую-то глупость. Она это видела, понимала, старалась быть с нами как можно мягче и терпеливее. Но сказывалось отсутствие педагогического образования. Детей она понимала плохо, хотя и любила всей душой. Всю жизнь ей приходилось иметь дело с взрослыми.
    И эти занятия как-то незаметно прекратились.

     

    Именно на одном из этих занятий я услышал от неё выражение, которое помню до сих пор и глубже которого мне не приходилось встречать.

    - Как вы думаете, ребята, что такое Марксизм и о чём он? - спросила Евгения Николаевна, начиная занятие.
    Мы молчали. Тема казалаясь настолько безграничной, что сразу найти ответ нам казалось невозможным.
    Она с улыбкой обвела нас глазами и просто ответила:
    - Марксизм - это наука о справедливости. И ни о чём больше.
    - О какой справедливости? - спросил кто-то
    - О любой! - сказала она, - там, где нет справедливости, там нет марксизма.

     

    Забегая вперёд на десятилетия, должен признаться, что это на самом деле так. И марксизм это действительно - Справедливость. И ничего иного. Правда, чтобы понять это, мне потребовались долгие десятилетия. Но это не страшно. Потому что многие не поняли этого до сих пор.

     

    Кажется, она испытывала ко мне некоторую симпатию, которую тщательно скрывала. Потому что однажды, уже незадолго до окончания школы, она вдруг пригласила меня к себе в гости.

     

    Помню, как-то на уроке я спрашивал её о Плеханове, она, как всегда спокойно и обстоятельно, отвечала, но потом перебила сама себя и сказала:

    - Георгий Валентинович - это целая эпоха, о нём не расскажешь в двух словах. Если вам (она всегда обращалась к нам только на "вы", больше этого не делал никто) действительно интересно, подойдите ко мне на перемене, а сейчас давайте вернёмся к уроку.
    На перемене она оказалась занята. Но за минуту до звонка она сама нашла меня и сказала:
    - Извините, я не смогла уделить вам время. Но вы можете зайти ко мне после уроков, если хотите.

    И я оказался в её доме. Первый и последний раз.


    Маленькая однокомнатная квартирка недалеко от школы выходила окнами на Невский проспект.
    Было пасмурно, кажется, шёл мелкий обычный ленинградский дождь. Туда-сюда сновали мокрые автомобили, спешили такие же промокшие, сердитые пешеходы.
    На противоположной стороне Невского, немного наискосок от окна, у которого я стоял, была видна улица Плеханова.

     

    В комнате не было ничего кроме железной узкой кровати, маленького журнального столика и книг. Они были везде - на стеллажах, на подоконнике, в коридоре рядом с гардеробом. Книги, журналы, рукописи, папки с газетными вырезками. И снова книги. Им не было конца.

     

    Она вернулась из кухни с небольшим блестящим чайником и кое-как поставила его на столик, отодвинув книги в сторону. Потом усадила меня на единственный в комнате стул, села напротив на невысокий, старенький табурет и спросила:
    - Так что конкретно вы хотели узнать о Плеханове?
    И закурила "Беломор", аккуратно выпуская дым в сторону открытой форточки.


    Я никогда не видел её курящей и не смог скрыть удивления.
    - Евгения Николаевна! Вы курите?
    - Курю! - улыбнулась она и вдруг, неожидано перейдя на "ты", попросила:
    - Ты не говори никому, пожалуйста! Ладно?
    - Но вы же говорили, что всегда ненавидели табак!
    - Что поделаешь, война...- виновато сказала она.
    - А где вы воевали? - не удержался я от вопроса.
    - Так что ты хотел узнать о Плеханове? - улыбнувшись, ещё раз спросила она.
    И тут же добавила:
    - Ты не обижайся, но не обо всём можно говорить. Даже сейчас, двадцать с лишним лет спустя. А врать я не умею. Понимаешь?
    И без всякого перехода спокойно и неторопливо, как-будто читая лекцию, объяснила мне суть взглядов на революцию Плеханова и Ленина. И так, что эту разницу я понял мгновенно и запомнил до сих пор.

     

    - Плеханов был выдающимся умом, наверное - самым мощным из всех современников, а ведь тогда людей, отлично знающих марксизм, было очень много. Но стать лидером Революции он не мог. Для этого он был "слишком учёным" и "слишком теоретиком". Марксизм для него был иконой. А для Ильича - руководством к действию.
    Дело в том, что марксизм, как ты знаешь, появился в Европе, а не в России. И создавался, как революционная теория, на основе европейских реалий, а не наших.
    Разница состояла в том, что в Европе рабочий класс был уже очень развитым даже в середине ХIX века, когда Маркс и Энгельс создавали своё учение. Поэтому Маркс и Энгельс в своих трудах опирались именно на пролетариат. А к концу века рабочие в Европе были уже многомиллионным отрядом. Россия же всегда при царях была аграрной, слабо развитой страной, крестьянство у нас было классом наиболее многочисленным. А рабочие только-только появились. К тому же все они тоже совсем недавно вышли из деревни. Пролетарских традиций в России просто не существовало. А каждый крестьянин, даже бедный и безземельный - это всегда носитель мелкобуржуазного мировоззрения. Поэтому он не может быть в авангарде политической борьбы, не может быть лидером Революции. Но крестьян у нас было очень много, а рабочих - очень мало. Поэтому без прочного союза с крестьянством Революция в России была невозможна.
    Именно это отлично понимал Ленин и не понимал Плеханов, - закончила она.

    И вдруг, быстро взглянув на меня, весело рассмеялась.
    - Знаю, знаю, о чём ты подумал! - продолжая смеяться, сказала она, - о Ленине? Угадала?
    - Да, смущённо признался я.
    - Тогда поясню тебе. Георгий Валентинович был великим умом и выдающимся марксистом-теоретиком. А Владимир Ильич был практиком и гением. Плеханов был, как Солнце. А Ленин - целая Вселенная. И Плеханов поместился в неё целиком. Хотя ему это, кажется, не очень нравилось.


    И она улыбнулась так весело и по-детски, словно вновь оказалась в Женеве в самом начале ХХ века.

     

    На следующий день в школе мы встретились, как обычно.
    - Здравствуйте, Евгения Николаевна! - поздоровался я с некоторой лёгкой долей мальчишеской фамильярности.
    - Здравствуйте! - подчёркнуто официально ответила она. Я смутился и растерялся. Потом посмотрел на неё, увидел, что она чуть-чуть улыбается одними глазами, и успокоился.

     

    Она умерла в 1979 году.


    Я узнал об этом совершенно случайно, когда спустя несколько лет заглянул в школу на встречу одноклассников. На втором этаже, рядом со входом в канцелярию, на доске объявлений висел её портрет в траурной рамке.


    Её партийный стаж составлял 61 год.

     

    Все те не очень долгие годы, что мне посчастливилось её знать, я пытался понять, из какого материала она сделана.

    А потом посмотрел знаменитый фильм с Е. Урбанским. И всё понял.

    На всю оставшуюся жизнь.

     

32

Комментарии

51 комментарий
  • yuri 54
    yuri 5428 июля+12
    Да,я помню эту статью. ... Доискаться до истины ..это и легко,и невероятно трудно одновременно. Иногда кажется,что вот она ,истина,всё просто и понятно! А потом, почти в конце жизни,понимаешь,что истина совсем в другом. А некоторые так и не поймут до конца жизни. .. Сегодня увидел вот такой коммент: " "Я живу без газа, без водопровода, без канализации, без дорог в 30 км от райцентра, на 10 тыс руб в абсолютной нищете, но Путина люблю, и всегда голосую за ЕР! Не хочу, чтобы казнокрады пришли во власть. Я образованная женщина, учительница, и вижу по ТВ, как нам завидует весь мир!" Вот так, бывают и такие учительницы, и до истины её ученикам докопаться будет крайне трудно.
    • Ехидный  Douglas
      Ехидный Douglas28 июля+15
      Она не учительница, Юрий, она кремлебпот. Их сейчас во всех соцсетях, как на Барбоске блох! Всё загажено. Не верьте ей и забудьте.
      • Старший  Повар
        Старший Повар28 июля+9
        Согласен, что-то из разряда - я сама учительница, дочь коммуниста.
      • Клим Чугунов
        Клим Чугунов28 июля-1+9
        Douglas. Дураков с промытыми мозгами полно. Да и простых навалом. Взять хоть нашего родного Электорального барана, его братва пригласила на шашлыки, а он и бежит. Ещё уверен, что научит братков манерам.
        • Ехидный  Douglas
          Ехидный Douglas28 июля+8
          Да! Самое страшное - даже не подонок тролль, а обыкновенный дурак, которому лень думать и учиться.
          • Клим Чугунов
            Клим Чугунов28 июля-1+5
            Douglas. Ещё и обижаются. Мол, отступники. Пошли бы все вместе играть в казино и обыграли бы, разорили кровопивцов мирными методами.
            • Зима ...
              Зима ...29 июля-1+5
              Клим. Они не обладают умом и сообразительностью (с), а также запасом слов :-) Быстро вычисляются.
  • Клим Чугунов
    Клим Чугунов28 июля-1+5
    За работу с детьми памятники надо ставить. Мне не так повезло со школой и учителями. Формально всё было. Не говорили с нами про марксизм с 1 по 8. За то в 10-11 запели про репрессии Сталина и солжа читать предлагали.
    • Ехидный  Douglas
      Ехидный Douglas29 июля-1+6
      Тебе, Иваныч, надо памятник при жизни поставить за то, что сам, своим умом до всего дошёл! Ах, если бы весь народ так мог!
      • Клим Чугунов
        Клим Чугунов29 июля-1+7
        Печально, информация открыта, а люди не хотят её воспринимать. А ведь многие застали Союз. Но, всёж тенденция движения в правильную сторону намечается . И большую роль играют люди могущие грамотно написать, рассказать о сути. Как Евгения Николаевна. Просто и понятно. Как вы, как многие с ютюба Сёмин, Майснер,Жуков, Простые числа. Пропаганда на данном этапе важнее всяких выборов без выбора. Ведь взять ту же кпрф, сами туда входящие говорят, что если они начнут борьбу с режимом, то их того этого самого. Зю сволочь и избавиться от него простые коммунисты не могут. Орут- иди голосуй. За что? За отказ от борьбы и личную партию гр. Зю?
        • yuri 54
          yuri 5429 июля-4+7
          Все четыре партии ,что ныне представлены в ГД , это ,по сути, одна партия. Но для видимости якобы оппозиции, разделена на фракции. У всех этих фракций,само собой естественно, задача одна— сохранение нынешней системы государственного управления, хотя каждая из них использует,а вернее,эксплуатирует разную риторику. Селано это для того, чтобы у электората сложилось впечатление, что действительно идёт борьба,и если отдать предпочтение другой фракции,то возможны изменения. Ага,щас! ... Поэтому отдавая голос ,скажем, за КПРФ — это то же самое, что проголосовать за ЕР
          • Ирина  Журавлева
            Ирина Журавлева29 июля+6
            Если бы это было так ,то не устроили бы враги коммунистов маштабную травлю КПРФ и Грудинина .
            • Клим Чугунов
              Клим Чугунов29 июля-3+3
              Ирина. Выходит, что Вся кпрф на Грудинине и Бондаренко держится? А остальные, так, для балласту. Сдаётся мне, что чистят могущих и двигают разных политимпотентов.
  • docent 17
    docent 1729 июля-3+1
    ..чтобы некоторые мысли автора".. это понятно по поводу/ишь, эко вы планку задрали.. в свете, критерий, объективная реальность и всё такое, душевного тс.. наглядно, в первозданно обнажённом, есть у нас, кх-м ..вот что /вам умный вещь скажу, но только вы не обижайся(с)/ коммунисты (здесь о ктрых - настоящие) Джомолунгму НЕ взяли (хотя думали что), застряли на Южном седле, а кто рискнул-пошёл дальше/вошёл в зону смерти - НЕ вернулся. Вот, собственно, и часть "поче-му". Даже взять вершину только полдела, цель - вернуться.. ТОТ (кто вернулся/сможет вернуться) – ДРУГОЙ! Дано осознать? Это нелёгкое дело.. дано далеко не всем.(с)
    • Клим Чугунов
      Клим Чугунов29 июля+7
      ТрудноВасЧитать.БудьТоФаршИзМясорубки.
      • Ехидный  Douglas
        Ехидный Douglas29 июля+6
        Его мысль понятна, хотя выражена, несколько, э-э...своебразно. Он прав, дело не было доведено до конца. Джомолунгму взяли. Но не смогли удержаться на вершине, это горькая правда. Но есть и другая правда. Пример нормальной жизни был подан. И люди иного человеческого качества были! Они не выдумка. Они реальность. А вот что и почему стало потом - тема отдельного разговора.
        • Клим Чугунов
          Клим Чугунов29 июля-2+5
          Douglas. Да, но стиль писания. Как пальцы в мясорубку. А так, да. Успокоились после ВОВ и перестали контролировать жизнь. В КПСС полез всякий мусор. Народ утратил контроль и отупел большей частью.
        • Дмитрий Тим
          Дмитрий Тим29 июля+1
          Я бы скорее сравнил с самолётом, который не набрал нужную скорость и свалился в штопор...
    • гоша максимилианов
      гоша максимилианов29 июля+1
      .(с) и те, кто застрял на Южном седле, спустились в долину и возвестили:" МЫ были ТАМ, вместе с ТЕМИ, Мы постигли и достигли! И познали!"
  • Зима ...
    Зима ...29 июля-1+6
    - Марксизм - это наука о справедливости. И ни о чём больше.(с) +++!!!
  • Марина  К.
    Марина К.29 июля+6
    Всем здравия! Есть в Башкирии известный активист и защитник шихана(гора одиночка) Куштау, Фарит Рахматуллов. Мне оказана честь быть лично с ним знакомой. Вы все наверное помните, люди отстояли эту реликтовую гору, прекратив незаконную разработку содовой компании БСК.Ег Фарита не раз судили и штрафовали за участия в митингах и за организацию несанкционированного чаепития, или народный курултай. по мнению полиции и суда, закон гласит: "чай пить в Башкирии запрещено". Предлагаю вам посмотреть 7-ми минутное видео, об одном таком "чаепитии", послушать этого мудрого и пожилого Человека. https://www.youtube.com/watch?v=Wp54m_xzT6c
  • Марина  К.
    Марина К.29 июля+3
    А вот видео, где к нему домой пришла полиция, предъявив ему "закон" Чаепитие в Башкирии запрещено!https://www.youtube.com/watch?v=tSzfxaRLz24
  • Виктор Старков
    Виктор Старков29 июля-3+1
    Угнетенные массы во все времена ставили вопрос о социальной справедливости. Это закономерно и объективно. Пытались найти ответ и прогрессивные мыслители. В частности французский философ и социолог Сен-Симон, у которого Маркс позаимствовал учение об общественно-экономических формациях. Что конечно же не соответствует действительности, так как капитализм существовал и в Древнем мире и в Средние века , а не пришел на смену феодализму. Ю. Бородай пишет: «В первой половине просвещенного XIX столетия (до 1864 года) в буржуазных США рабов было больше, чем в Древнем Египте, Греции и Римской империи, вместе взятых» Как в древнем, так и современном капитализме присутствуют три основные формы капитала: Производительный (владельцы производств), торговый (купцы и посредники)и денежный (банкиры). Марксисты убеждены, что самым важным является производительный капитал, расширенное воспроизводство кото
  • Виктор Старков
    Виктор Старков29 июля-4+1
    Марксисты убеждены, что самым важным является производительный капитал, расширенное воспроизводство которого создает новую прибавочную стоимость. А уж затем торговые и денежные капиталисты «откусывают» часть прибавочной стоимости в виде торговой прибыли и ссудного процента. Но в современном мире решающую роль в воспроизводстве капитала является денежный капитал, который находится на вершине так называемой «пищевой пирамиды капитализма» и подобно магниту стягивает все богатства, создаваемые в реальном секторе экономики. Об ограничениях марксима можно писать много и долго, ограничусь перечисленным. Но самое главное, чего нет в марксизме!!! Вот это – Маркс был сыном раввина и поэтому на дух не переносил ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ! !! К чему это приводит - подумайте сами.
    • Ехидный  Douglas
      Ехидный Douglas29 июля-1+4
      Вы верующий? В церковь ходите?
      • Клим Чугунов
        Клим Чугунов29 июля-2+5
        Douglas. Это просто новый социализм такой. Правильный, сугубо православный, без жидов, Маркса, Ленина, сталина, прям рой теве. А отколупни свежую красную штукатурку , под ней добротный коричневый кирпич. Капитализм в тёмные века, это по нашему, по как его там, по рентевешному.
        • Ехидный  Douglas
          Ехидный Douglas29 июля-1+5
          Всё верно! Прав! Теперь я получше понимаю Виктора. Всё становится на место.
          • Клим Чугунов
            Клим Чугунов29 июля-1+6
            прям василий алибабаевич с конту, добрый, ласковый, манящий... не туда.
        • Виктор Старков
          Виктор Старков29 июля-3+1
          Клим Чугунов! Социализм, построенный по Марксовым рецептам, везде потерпел поражение.Вот я, в отличие от вас, и пытаюсь разобраться. Почему?
          • Клим Чугунов
            Клим Чугунов29 июля-1
            Виктор Старков. И к каким выводам вы пришли.
          • Дмитрий Тим
            Дмитрий Тим29 июля+3
            "Социализм, построенный по Марксовым рецептам, везде потерпел поражение.Вот я, в отличие от вас, и пытаюсь разобраться. Почему?" -- нет, не пытаетесь. Чтобы разобраться, надо изучать очень подробно историю и социальную психологию, а не хвататься за придуманные кем-то простые мифологические объяснения.
    • владимир кот
      владимир кот29 июля+6
      Вот это – Маркс был сыном раввина и поэтому на дух не переносил ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ! !! ,, Вы это о каких ценностях-вырезать все неверных или не забыть десятину в церковь отнести?
      • Клим Чугунов
        Клим Чугунов29 июля-1+1
        владимир кот. Верно, не признавал инструмента подавления воли, жид проклятый.
    • Дмитрий Тим
      Дмитрий Тим29 июля+3
      Одна из основ марксизма - диалектический МАТЕРИАЛИЗМ! И все эти современные версии "христианского коммунизма" - какие-то химеры. Причём многие честные и умные люди, вроде Колпакиди, не хотят понимать базового противоречия между коммунизмом, основанном на науке и устремлённом в будущее, и религиями, консервирующими прошлое.
      • Виктор Старков
        Виктор Старков29 июля+1
        Дмитрий Тим! Я атеист и в бога не верю. А религию рассматриваю как свод нравственных правил, которые выработало человечество за все время своего существования. И никакого противоречия я не вижу.
        • Дмитрий Тим
          Дмитрий Тим29 июля+4
          Ну, атеисту тоже не мешает знать, что такое религии, как они создавались и зачем были нужны обществу и правящим классам. Религии - далеко не только и не столько свод нравственных правил. Прежде всего это средство самообмана и самоутешения (вместо поиска реальных решений через Знание), и средство контроля "пастухов" над "стадом".
          • Клим Чугунов
            Клим Чугунов29 июля-1+3
            Дмитрий . Прежде всего, религия инструмент подавления людей. Вся власть от Бога. Порют тебя на конюшне- терпи. Ведь это от бога тебе прилетело. Будешь терпелив тут, после смерти получишь там. Что мешает быть Человеком без веры в сказки, я не понимаю.
            • Зима ...
              Зима ...29 июля-2+1
              Не нужно, наверно, трогать религии. Эти легенды придуманы очень мудрыми людьми. Не нужно с ними воевать, мирное сосуществование гораздо выгоднее социуму.
              • Дмитрий Тим
                Дмитрий Тим30 июля+2
                Не нужно воевать, нужно просвещать, прививать мировоззрение, основанное на знании и критическом мышлении. А религии собрали в себя много всего, в том числе и много мудрых мыслей. Мне самому нравится Экклезиаст - Соломонова мудрость, нравятся суфийские и даосские притчи. Передавать знание в виде анекдотов - гениально! :) Но это не отменяет главной проблемы религий: замены знания верой, критического мышления догматическим. Ведь сама суть религий в том, что догматы непреложны, и если факты им противоречат - тем хуже для фактов. Тут можно вспомнить притчу Энтони Флю о невидимом садовнике, например.
          • Виктор Старков
            Виктор Старков29 июля-1+1
            Дмитрий Тим! А ничего, что правящий класс принял христианство через несколько веков после его возникновения? Как то не согласуется с марксистскими воззрениями. Религия – опиум для народа и конечно стал возможен такой перл – нравственно все то, что служит делу революции. Не убий, не укради, не лги и т.д. оказывается опиум для народа! Нет товарищи марксисты надо все таки отделять мух и котлеты, веру и церковь. Вот она прислуживает власти. Знаю истинно верующих, которые перестали ходить в церковь. Они говорят, что это не храм божий стал, а торговая лавка. Марксисты потом спохватились, что с водой выплеснули и ребенка и привинтили Моральный кодекс строителя коммунизма.
  • гоша максимилианов
    гоша максимилианов29 июля+7
    Не встречал ни где, чтобы Маркс был приверженцем иудейских ценностей. Религия нужна людям слабым, растерянным, как костыль, на который они могли бы опереться. Да и ценности христианские, судя по истории человечества, порой девальвировались донельзя.
    • Ехидный  Douglas
      Ехидный Douglas29 июля-1+8
      Маркс был убеждённым атеистом и противником любой религии вообще. Особенно иудаизма. Он называл её религией ростовщиков. Это знают все, даже школьники в СССР это знали. Но Виктор как-то удачно эти знания миновал. Наверное, думал о чём-то очень глубоком, как Солженицин.
      • Зима ...
        Зима ...29 июля-1+4
        +++!!!
      • Виктор Старков
        Виктор Старков29 июля-2+3
        Нет, я атеист.Да это верно! Маркс был атеистом! Но есть вещи, которые впитываются, можно сказать, с молоком матери. Вы же знаете что основа иудаизма превосходство. Так и у Маркса - превосходство пролетариата над всеми остальными. Мое представление об устройстве общества несколько отличается от марксистского материалистического учения об общественно-зкономической формации. В качестве базиса общества служит нравственное состояние общества, а надстройки все общественные отношения. Другими словами в обществе должны главенствовать человеческие качества: ум, честь и совесть, а взгляды и представления это личное и не должны влиять на общественные механизмы. Главным таким механизмом должен стать заслон сатанинской (животной) сущности человека.
        • Клим Чугунов
          Клим Чугунов29 июля-1
          Один пигмей заманил в ловушку белого человека. Умный гад. Лично выпотрошил этого белого за подстреленного брата людоеда. Честь имеется. Ну и по совести разделил трапезу с соплеменниками. Это всё абстрактные понятия. Важно лишь , кто кого ест. И это жизнь. Едят всех капиталисты в этом весь современный мир. Есть два класса - полезные и пиявки.
          • Виктор Старков
            Виктор Старков29 июля-1+1
            Какие то зоологические возрения! Но вполне в духе homo economicus.
  • Зима ...
    Зима ...29 июля-1+6
    Вчера, шутки ради, пояснял основы социальной психологии индивидуума на основе нахождения экстремума функционала в поле четырех функций. Аргументы: количество степеней свободы, энергия, энтропия и первая производная импульса. Ограничением может быть только справедливость распределения аргументов. ;-))))
  • Коба (Джугашвили)
    Коба (Джугашвили)29 июля
    Все-таки, в итоге хотелось бы узнать о ком была статья?
  • yuri 54
    yuri 5429 июля+3
    Вчера прочитал,как иностранцы расшифровуют аббревиатуру ROC, под которой на Олимпиаде выступают путинские спортсмены — Rrepublic of corruption. По- моему, точнее и не скажешь!
  • Егор Качесов
    Егор Качесов30 июля-2
    Почему народ отностися с презрением к так называемым неприхожанам, строящим из себя АРАкульствующую политическую целку? Ответ прост как дважды два. Потому что эти политические целки являются прямыми ПОСОБНИКАМИ по сути фашистской власти, призывающие вместе с пригожинскими тролями не ходить на выборы и НЕ ГОЛОСОВАТЬ ПРОТИВ ФАШИСТСКОЙ ВЛАСТИ!