Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Поэзия пугающих пророчеств...

  • Обзор свежеопубликованной повести А. Леонидова "Исполнение Луны" 

     

    Главная задача писателя в рамках художественной литературы – «рассказать историю». Повествование обязано быть увлекательным, а если сверх того в нём найдутся красота слога и глубина идей – то это бонусы писателю. Если бы современный писатель Александр Леонидов (Филиппов) хотел просто поделиться мыслями о современном положении вещей – он написал бы статью.

     

    Но он замахнулся на повесть, и эта повесть «ИСПОЛНЕНИЕ ЛУНЫ»[1] - обладает всеми качествами художественного повествования: напряжённость и завораживающий калейдоскоп действия, поэтичный, полный метафор и притч, язык, хорошо прописанные характеры и психология персонажей, и т.п.

    Однако за авантюрно-приключенческой картинкой с мистическими оттенками – неотступно и неумолимо стоит наша реальность, современное состояние пост-советского мира, человечества.

     

    Не стану «спойлером» сюжета: лучше сами прочтите «Исполнение Луны» в авторской версии, текст в свободном доступе.

    Остановлюсь на идейной составляющей. В версии А.Леонидова последние 40 лет человеческой истории – это «путь в никуда». И какие бы замысловатые сюжеты не сплетались на этом пути – ощущение конечного тупика, безысходной пустоты ложного выбора не оставляет читателя.

     

    Леонидов задался очевидным, но «почему-то» редко сегодня звучащим вопросом (я иронизирую – понятно, почему!): если частная собственность растёт и не имеет верхнего ограничителя, то она в итоге окажется в руках одного человека. И что тогда? Как будет выглядеть маленькая страна (Леонидов выдумывает «бывшую Дакийскую ССР», в которой вы легко узнаете Молдавию) – если все её активы сосредоточить в одних руках?

     

    Совпадение имён недавнего «собственника всея Молдовы» Влада Плахотнюка, выкуренного совместными усилиями США, России и Евросоюза (редкий случай!) и легендарного Влада Дракулы стало для писателя «точкой оттолкновения».

    Разумеется, его Дракула – не Плахотнюк. Некоторые факты из недавней реальной истории служат лишь отправным пунктом, чтобы создать зловещий собирательный образ пост-советского приватизатора, миллиардера с советским уголовным прошлым, который за десятилетия шабаша и вакханалии обалдел от безнаказанности, и реально сошёл с ума.

     

    Леонидов не ищет лёгких путей в литературе. Если бы у него плохие американцы свергали бы хорошее правительство суверенной, «маленькой, но гордой» республики – я первый сказал бы, что это дешёвый ход, «чёрно-белое кино».

     

    Но в том и проявляется мастерство Леонидова, что у него до жути плохие американцы свергают до жути плохое правительство в одичалом «бантустане», превратившемся в подобие то ли чернобыльской зоны, то ли сталкерского полигона…

     

    Вот характерная цитата, дающая мысли простор спросить себя – в каком мире мы живём:

    «-…Неужели вы думаете, Влад Георгиевич – ухмыльнулся Липрандин, отпивая из длинного узкого бокала божественной выдержки буджакское вино – Что какой-то ленточный червь, пусть даже и космический – может быть для ваших соплеменников страшнее вас?! И вообще, откуда вы, комсомольские выползни, взяли, будто можно в этом мире сделать что-то страшнее, чем вы сделали?!

    -Думаешь, ничего нельзя?

    -Нечисть отдыхает… - «утешил» Липрандин

    Дракула неожиданно взялся философствовать:

    -Жизнь в XXI веке оставила нам только один выбор, и никаких других альтернатив: или стать чудовищем, как я, или безработным самоубийцей, которого, как блохи падаль, оставляют друзья и женщины… Ты знаешь третий вариант?! Назови, если знаешь! Чудовище, которого все боятся, или бомж, которого все чураются…»

     

    Алексей Липрандин, потомок французских беглецов Липранди, некогда укрывшихся в царской России от французской революции – играет роль положительного персонажа. Но тоже очень диалектически-двойственно: автор умело раскрывает его расщеплённость, внутреннюю слабость, принадлежность к «книжным детям», характер «устрицы», суицидальные наклонности.

    Липрандин в роли «рыцаря, спасающего принцессу» - только лишь потому, что он собирался повесится от безысходности, и – переступив порог смерти – только после этого шага перестал трусить, мямлить, прятаться. По сути, Липрандин лишь провоцирует бандитов, чтобы они «сделали грязную работу самоубийцы» за него…

     

    «– …Может, их и нет, никаких американцев…

    -Ну как это?! – Влад выглядел опешившим.

    -А вот так… Может, это такая психическая болезнь, ты, может, сам с собой разговариваешь, за себя и за них реплики подаёшь, и думаешь, что это американцы тебе сказали… Вот ты в Дакии сколько убил?

    -Много, Лёша, много…

    -А разорил, по миру пустил?

    -Того больше.

    -А они?

    -Тут?

    -Нет, блин, на Занзибаре!

    -Тут они никого… Тут я всё делал, моими руками, câini[2], действовали… Они говорят – я делаю…

    -А может, эти американцы – голоса у тебя в голове?!»

     

    А вот как пожилой, бывалый и циничный русский посол с «говорящей фамилией» Коварсский разговаривает со своим американским коллегой в бурлящей «цветной революцией» Дакии:

     

      -… Я старый человек, мне много лет, и прожил я их далеко не образцово, честно скажу… И вот теперь с высоты своего опыта я пытаюсь вас понять! Вы всё время меняете власть, но при этом не меняете жизни. А в чём тогда смысл?! Это же не игра… Это судьбы миллионов людей, и если уж ими рисковать при смене власти – то нужно что-то очень важное, стоящее держать ориентиром… Вы сейчас посадите вместо Влада куклу, которая на радость дуракам искоренит коррупцию… Притом, что капитализм сам по себе и есть коррупция, а то, что вы в нём «коррупцией» называете – мелкая рыбёшка, которая «не по чину берет»… 

    И вы смените живого администратора на куклу, чтобы администратор хозяев не обворовывал. И мы знаем, как: просто куклы взяток не берут! За этим положительным свойством робота скрывается очень и очень отрицательное свойство: куклы не думают. Они стоят, где их поставили, и лежат, где их положили. А когда их выбросили на помойку – они тихо ждут мусорщика, чтобы ехать с ним на свалку или мусоросжигательный завод…

    -К чему вы это…

    - И вот теперь вы повсюду рассаживаете кукол с фаршированными чипом мозгами, радуясь, что куклы ничего не делают без кнопки на вашем пульте… Чем это кончится, Билл?! Вашего президента тоже заменят роботом? Вас, Билл, тоже сменят роботом?!

      -Технический прогресс не стоит на месте! – пожал плечами американский посол, не слишком проникнувшись пафосом собеседника».

     

             В основе повествования (это я уже домысливаю за автора) – лежит смена поколений американской агентуры в колониальных бантустанах «конченных» «республик». Первое поколение вторжения – «биозавр». Это когда берут самого отмороженного уголовника, и накачивают его долларами, раздувая до невероятной величины и силы. Но внутри пузыря всё равно остаётся урка, который крутит фиги в кармане, и обладает собственной, пусть тёмной и звериной, но волей.

     

    Поэтому (что и раскрывает повесть) – «биозавров» меняют на более дешёвых, практичных и надёжных «роботов-клерков», зомби-существ, которые собственной воли начисто лишены. Они исполняют любой приказ из Вашингтона, даже если это приказ им убить себя…

     

    Влад Дракула, уничтожаемый американцами в фантастической стране Дакии – «может быть, последний из биозавров», по определению самого Леонидова. Это старая игрушка начала 90-х, которая, по целому ряду обстоятельств, слишком долго пребывает у власти.

     

    Теперь у американцев новые приоритеты: «сдуть» накаченных долларовыми подачками уголовников, и заменить их биомеханическими существами.

    Это блестящая аллегория Леонидова, но, если посмотреть на ту же Молдавию, от которой отталкивалась изначально авторская фантазия – это… не такая уж и аллегория!

     

    Иногда с холодом по коже задумаешься: а может быть, всё без метафор и аллегорий, именно и буквально так, как описал Леонидов?!

     

    Разве не на наших с вами глазами накачивали долларами, а потом по мере надобности сдували биозавров приватизации, чудовищных и очень примитивных хищников пост-советского кошмара?

     

    А политики, которые по сути зомби-существа, тела-беспилотники, управляемые извне – это ещё пока фантазия автора «Исполнения Луны», или уже прямая суровая реальность наших дней?!

     

    Заканчивая свой краткий обзор, я не скрываю «рекламной» цели этого изложения. На мой взгляд, у моего друга и коллеги Саши Леонидова, с которым много лет работаем и пуд соли съели вместе – читателей гораздо меньше, чем он того заслуживает.

     

    И если я открою для вас его, дорогой читатель, как художника слова – то буду искренне и бескорыстно рад!



    [1]Доступна по ссылке: https://denliteraturi.ru/article/5659

     

    [2] Румынск., игра слов: одновременно и «суки», и «Каины».

5