Новости партнеров

Самое свежее

Александр Росляков. Обреченные на отпевание – утянут ли они и всю Россию за собой? Павел Пряников. Денежка-выручалочка Эль Мюрид. Обыск у Дерипаски Николай Травкин. Лекарство от авторитаризма Александр Гутин. Святое избавление Александр Росляков. Почему дело палача из ФСИН не доберется до суда
Загрузка...

Я стою на краю…

  • Что отражается в зеркале рок-музыки?

     

     

    Поэзия это не трюкаческая способность придумывать рифмы к словам. Если верить Пушкину (а он в этом разбирался) поэзия - нечто похожее на одержимость, когда прикосновение «божественного глагола» изменяет человека, бывшего до этого самым ничтожным средь ничтожных детей мира. Во всяком случае, говоря по современному, поэтическое вдохновение позволяет хотя бы отчасти погрузиться в измененное состояние сознания, открывающее то ли скрытые глубины бессознательного, то ли иные измерения нашего мира.

    Я задумался об этом недавно, вспомнив - какое впечатление оказал фильм Балабанова «Брат-2». Впечатление оказал не только сюжет, но и музыка в фильме, занимающее особое место. После фильма, на волне успеха даже вышел альбом с песнями из фильма и был даже концерт в «Олимпийском» в 2000 году. Сейчас я его скачал, залил на плеер и еще раз внимательно переслушал; меня что-то волновало. Можно сказать, что я впервые слушал так внимательно эти песни, анализируя слова и образы, прежде слова проскальзывали по поверхности, как дополнение к музыке...

    Конечно же, авторы текстов современных песен - далеко не пушкины. Они подчас что-то косноязычно бормочут к тому же о предметах не всегда достойных внимания. Но даже эти косноязычные поэты что-то нам открывают в восприятии мира, слегка отодвигают сокровенную шторку, и вот мы видим иной лик нашей современности.

    Песня Бутусова «Гибралтар-Лабрадор», звучавшая в «Брате-2», - хит конца 90-х. Песня производит впечатление сюрреалистического коллажа. Но образы тревожные. Поет странная птица, за окном крадется вор, а потом он же свисает из трубы. И творится что-то пугающее:

     

    Если спелая малина

    Почернела без причины

    И осыпалась коpа

    Значит кончилась игра.

     

    В фильмах ужасах часто показывают, что при появлении нечистой силы вянут растения. Но нам сообщается, что при этих пугающих признаках не только игра закончилась (game over), но и начинается пожар. Пожар не местного значения, в песне указывается на нечто планетарного масштаба:

     

    Многоликие монголы

    Пьют карбидовые смолы,

    Турки скачут по гробам

    Прямо в гоpод Амстердам.

     

    Кроме того, в проигрыше звучит мелодия американской группы «The Ventures» «Vibrations», которая в советские времена использовалась в заставке передачи «Международная панорама».

    Пожар может означать нечто революционное, социальные потрясения. А, может быть, и нечто большее. В оракуле эритрейской сивиллы говорится о мировом пожаре: «Будет тут страшный пожар, который охватит всю землю». Сочетание слов Гибралтал-Лабрадор похоже на анаграмму. Первые лабрадоры были исключительно чёрными, по окрасу напоминая скальную породу «лабрадорит». Цитата: «Камень лабрадор известен человечеству более двух тысяч лет. Как только его не называли: и чёрный лунный камень, и павлиний камень». Т.е. лабрадор – это не только собака (которая часто используется, как собака-поводырь или спасатель), но и драгоценный камень, которому приписывают магические свойства («минерал таинственный, мистический»).

     А что касается Гибралтара, то мне припоминается цитата из А. Дугина: «В свое время древняя цивилизация поставила в Танжере, в Гибралтарском проливе два столба, на которых написала «Neс plus ultra» - «А дальше не». «Дальше не надо» - написано было на этих столбах. Все, кто сунется, тот пожалеет. И пока эти столбы охраняли, ворота Запада были запечатаны, все было более или менее хорошо. Но какая-то сволочь все-таки туда пролезла. И когда она туда пролезла, она сняла эту фундаментальную печать». Впрочем, я отвлекся…

    Один из хитов этого альбома - «Полковнику никто не пишет» белорусской группы «Би-2». На авторов теста повлиял и Маркес, и личные впечатления («..текст Лева сочинил после весенней поездки на метро в Мельбурне, во время которой он почувствовал, насколько одиноким может быть человек в современном мире»), но я в данном случае говорю не об истоках, а о результирующем образе... Всеми оставленный полковник (ему никто не пишет) находится где-то в странном месте: у него на линии огня большие и пустые города с пустыми же поездами. Нам повторяют, что он не сошел с ума, что все равно рождает подозрение: с рассудком полковника что-то не так…

    Впечатление расщепления личности оставляет песня группы "АукцЫон". Ее герой движется по «бескайфовой дороге» (да и та не его), земля хватает его за ноги, он оставляет за собой глупые, чужие города, он отождествляет себе с луной и небом (вероятно, ночным), но в то же время его где-то любили, он где-то летает, но это все не он. А где он и что такое движется по «бескайфовой дороге»?

    Есть такое явление – «деперсонализация». Это «расстройство самовосприятия личности и отчуждение её психических свойств. Утрата чувства собственного «Я» и ощущение пустоты при деперсонализации называется ценестезией ( «пустой» + «чувство, ощущение»). При деперсонализации собственные действия воспринимаются как бы со стороны и сопровождаются ощущением невозможности управлять ими.
    Песня Чичереной «Ту-лу-ла» рисует совсем катастрофическую пограничную ситуацию: она стоит в состоянии какого-то паралича на обрыве реки и уже одна нога в пропасть соскользнула. Ее голову тоже замкнуло и поет она то, «что ветром в голову надуло». Т.е. поет по сути не она, а нечто, что в нее вселилось. Вот что пишут о ветре: «Ветер в поверьях часто предстает живым существом. В Нижегородской губернии рассказывали, что ветер «хватает» проклятых…»

    Песня Сплина повествует об отчуждении от мира:

    Мы легли на дно, мы зажгли огни. 
    Во вселенной только мы одни. 

    Возникает образ подлодки, лежащий на морском дне. Впрочем, дальше сообщается:

    Мы ушли в открытый космос. 
    В этом мире больше нечего ловить.

    Они уходят из этого мира в пустоту открытого космоса, утратив всяческий интерес к жизни.

    Песня «Наутилуса Помпилиуса» «Последнее письмо» (Гудбай, Америка) о прощании с мечтой, не буду в данном случае оценивать характер этой мечты.

    Конечно же, в песнях из фильма «Брат-2» звучит тема любви (как же без нее!). Но как странно она звучит! Земфира поет о поиске идеала,  даже об одержимости этим идеалом. Этот поиск длится годами, не прекращается даже ночью. Но когда она его находит, то сходит с ума. А дальше каким-то странным языком, обломанными фразами с потерянными словами, в спешке сообщается, что этот идеал довел до пределов усталости. Вот и вся история любви. Она о чем на самом деле? О беспредельном опустошении. Когда так стремительно рушится идеал, до этого вызывавший вожделение на протяжении долгих лет, то что остается? Ничего. Искать больше нечего. Но если это было целью жизни то, что стало с жизнь?

    Но это еще цветочки. Песня «Агаты Кристи» «Секрет» великолепна в своей жуткости. Манера исполнения, музыкальное сопровождение и текст органично создают атмосферу помешательства или ночного кошмара:

     

    Если вдруг замучили тебя

    Шорохи ночные в тишине,

    Лучше помолись, ведь это я -

    Это я уже иду к тебе. ...

     

    Это кто в ночной тишине крадется к своей жертве? И что это за страшная любовь?

    Песня группы «Маша и медведи» «Земля» - одна из моих любимых. Это их большая удача и ничего уже лучше они не создали. И в ней речь тоже идет про любовь. Но это, опять же, очень странная, убийственная любовь. Можно представить, что автор образно описал, как солнце по весне растапливает лед на реке. Но эта образность явно привлечена для того, чтобы нарисовать страшную любовь, чьи поцелуи режут как нож, а потом и вовсе уничтожают возлюбленного. Но самое главное сообщается в припеве: «Такая любовь убьет мир». Это явление чего-то тотально смертоносного, с чем автор, буду вдохновленным, а может быть и одержимым, отождествляется...

    В интернете пишут, что эта песня, якобы, напророчила гибель съемочной группы Сергея Бадрова младшего, которого накрыло ледником, сошедшим в ущелье с гор ("Залей меня снегом талым") и некоторое время Маша Макарова вроде бы даже избегала исполнять данную песню.

    А вот что звучит в песне «Иду» группы «Танцы минус»:

     

    На сердце боль в стакане яд и время крутится назад,

    Меня пытаясь обмануть, а я боюсь его спугнуть.

    А я боюсь поднять стакан, чтоб опустел тугой капкан,

    На раскалённом добела, в моём лице кипит слеза.

     

    Там за белой рекой,

    Под прошлогодней листвой.

    Я найду твои следы, иду - за тобой...

     

    Тут все почти без намеков: в стакане яд. А время крутится назад тоже не случайно: рассказывают, что, якобы, перед смертью действительно происходит пересмотр прошедшей жизни - «вся жизнь проходит перед глазами». Что касается реки, то следует процитировать «Словарь символов»: «Нередко реки представлялись как границы, преграды, разделяющие миры живых и мертвых, вход в подземное царство, рубеж между своим пространством и чужим». И вот влюбленный, приняв стакан яда, отравляется за белую реку, чтобы уйти куда-то по призрачным следам... Весь вопрос - что это за манящая Она?

    Еще одна песня «Агаты Кристи» и тоже про любовь:

     

    Когда взойдёт весна,

    И смерти вопреки

    Сгорают от любви

    Все призраки дворца.

    Тысячелетний страх

    Колени преклонит,

    И мёртвые уста

    Словами жгут гранит...

    И мёртвый адмирал

    Сойдёт со стен к свечам

    И пустотой зеркал

    Наполнит свой бокал.

    И в гробовой тиши

    Провозгласит он тост

    За упокой души,

    За вечную любовь!

     

    Опять присутствует весна. А есть такое явление, отмеченное в суицидологии: пик самоубийств приходится именно на весну. Но что за картина нам рисуется? Что это такое? Призраки дворца, тысячелетний страх, мёртвые уста, мёртвый адмирал и пустые зеркала. И тост поднимается одновременно за упокой души и за вечную любовь. И вечная любовь тут очень близка к вечной памяти, известно в каких случаях употребляемой... А еще говорят о человеке, скончавшемся в юном возрасте, что он останется вечным молодым. И вот в песне группы «Смысловые галлюцинации» звучит: «Вечно молодой, вечно пьяный».

    Фрейд наряд с Эросом, волей к жизни, обнаружил и Танатос - волю к смерти. Смерть вполне может стать предметом вожделения, предметом страсти - это совсем не противоречит нашей натуре. И можно даже говорить о странном танатосическом Эросе - о любви к смерти. В одной из книжек мне попалась очень интересная иллюстрация: ангел смерти, изображенный в виде крылатого юноши, нежно целует умирающую девушку... Недооцениваемая нами угроза: смерть не только пугает, она может увлекать.

    Но вы не думайте только, что я пытаюсь ворчать, как старый дед: дескать, вот какую муть поют обкурившиеся музыканты. Нет, это не только с ними, это со всеми нами происходит. Но они это смогли почувствовать и передать, пусть даже в таких образах… 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

1

Комментарии

18 комментариев
  • Вадим Б
    Вадим Б17 августа 2019 г.
    Статья с анализом творчества нашего великого соотечественника Владимира Семёновича Высоцкого (второй человек по популярности среди самых известных людей 20 века после Гагарина) безжалостно была удалена за отсутствие актуальности. Статья об абсолютно ничтожном бездарном фильме и посредственных исполнителях висит до сих пор. О времена, о нравы! Минус однозначно.
  • Вадим Б
    Вадим Б17 августа 2019 г.
    когда явный бред некоторые люди воспринимают, как откровения - это проблема нации. Сняв первого "брата" с потугой на того же Жеглова, сыгранного Высоцким, на дешёвой криминальной темке попытались срубить бабло. Вроде пошло. Вдогонку втиснули ещё более бездарную пародию "Брат2". В прокате не пофартило (чуть более половины расходов) - ещё не умерли десятки миллионов советских людей, который явный бред не смотрели. Но отбили на видеокассетах. Темка популярная, криминал, разборки. Только бРАТ 1-2 - это не "Место встречи изменить нельзя", а Бадров в подмётки Высоцкому не годится. Такой слащавенький мальчик, девочкам нравится, НЕ БОЛЕЕДа и как можно сравнивать - эпохальный шедевр "Место встречи..." и дешёвенькую криминальную поделку с целью на дешёвой криминальной популярности немного бабла срубить...
  • Вадим Б
    Вадим Б17 августа 2019 г.
    Можно поправку. Бодров - слащавенький мальчик, нравится девочкам и Бурлуцкому - и не более
  • Вадим Б
    Вадим Б17 августа 2019 г.
    Я не пояснил, когда сказал - "с потугой на Жеглова". Как известно - образ Жеглова построен на блестящих цитатах, чего только стоит цитата, которую даже Путин цитировал неоднократно: "Вор должен сидеть в тюрьме." И не давал, видимо Балабанову, покоя тот факт, что если в явное дерьмо вставить фразочки "В чём сила брат"... - то получится такой же шедевр
    • Виталий Витальевич Бурлуцкий
      Виталий Витальевич Бурлуцкий17 августа 2019 г.
      Высоцкого раскручивали. Специально раскручивали вот такие как ты, из рукопожатного общества для борьбы с Советами. И тот был не против. Молодой Ельцин. Вы Баранов использующий любой повод против русских- представитель того поколения предателей что погубили мою Родину.
      • Вадим Б
        Вадим Б17 августа 2019 г.
        бла бла бла. Мою содержательную статью с многочисленными доказательствами гениальности и общественной значимости творчества Высоцкого удалили в его день рождения. Единственное, что я могу - сделать ссылку на другой ресурс https://vadimbaranov18.livejournal.com/ Ваша пустая болтовня ни о чём. Высоцкий никогда не был на стороне диссидентов, он всегда был со страной, на острие проблем. Взять его одну из самых последних песен "Лекция о международном положении, прочитанная сокамерникам заключённым, посаженным на 15 суток за мелкое хулиганство". Она актуальна и о тех проблемах, что погубили СССР, и о тех проблемах, которые ведут к катастрофе путинскую Россию. Но излишняя актуальность становится неугодной. Я поражаюсь многим вещам, которые проходят на концертах в день рождения "Чужая колея" в присутствии многих сановников, включая Шойгу -фактически явная направленность на нынешний российский ма
      • Вадим Б
        Вадим Б17 августа 2019 г.
        Вы тут про национальности топите, господин Бурлуцкий. Я интернационалист, но если уж Вы сами называете этот разговор - моя фамилия на "ов" заканчивается, а Ваша? Бурлуцкий, Высоцкий - Вам ли на Высоцкого "тащить"?
        • Виталий Витальевич Бурлуцкий
          Виталий Витальевич Бурлуцкий17 августа 2019 г.
          Вы очень безграмотный человек господин Баранов. Думаю бесполезно говорить с Вами на темы которые Вы не понимаете. Печально видеть дураков((
          • Вадим Б
            Вадим Б17 августа 2019 г.
            так и скажите, что потратить 15 минут на мою статью про Высоцкого Вы не хотите (где я для дураков объясняю отличие Высоцкого от тех людей, которые действительно работали на разрушение страны и которых Вы не любите. Просто разжёвываю.) Читать Вам лень, а отписку написать надо, вот Вы отписку и написали
          • Вадим Б
            Вадим Б17 августа 2019 г.
            более того, Бурлуцкий, как ушли фактически все ветераны, да и их дети в большинстве (мой отец, ПОТЕРЯВ В 3 ГОДА ОТЦА - ПОГИБ ПОД МОСКВОЙ - ТАК И НЕ ДОЖДАЛСЯ ОТ ЕДИНОЙ РОССИИ ВЫПЛАТ ДЕТЯМ ВОЙНЫ , он умер 2 года назад, так и не получив ни копейки. Но не деньги ему были важны, а внимание, которая единая россия, будь она проклята, не удосужилась ему предоставить. А ведь в 3 года потерять отца, да ещё по статье "Без вести пропавший" - а были атаки и контратаки под Москвой, декабрь, кто трупы тогда собирал и идентифицировал. Потом уже сослуживец отца рассказал - видел труп, а не то, что похоронить, даже прибрать в укромное место возможности не было, всех погибших оставляли на месте гибели...
          • Вадим Б
            Вадим Б17 августа 2019 г.
            так вот, как ветераны ушли - так нашу страну мало что удерживает - Гагарин, Война, Великий Советский Кинематограф (не "порнография" Балабанова) да Высоцкий, который тот же подвиг и нравственные ценности ("Вор должен сидеть...") и воспевал - и киноролями, и песнями: "Я кругом и навеки виноват перед теми. С кем сегодня встречаться я почёл бы за честь. И хотя мы живыми до конца долетели - Жжёт нас память и мучает Совесть - у кого, у кого она есть. Кто-то скупо и чётко отсчитал нам часы Нашей жизни короткой, как бетон полосы. И на ней, кто разбился, Кто взлетел навсегда... Ну а я приземлился. Вот такая беда"...
          • Вадим Б
            Вадим Б17 августа 2019 г.
            а проклятый палач Сталин считал без вести пропавших предателями, будто бы без вести пропавшие были виноваты, что допустили Гитлера до Москвы и устроили там мясорубку из атак и контратак, исключающую возможность собирать трупы и хоронить. А раз предатели, то тебе, как потерявшему в 3 года кормильцу - ни выплат, ни пособий, ни уважения, голодное детство, кусочек хлеба на весь день, который оставляла мать - а отец говорил - что накануне всегда клялся - что растянет этот кусочек хлеба на весь день - а утром, когда мать уходила на работу, брал - и не мог остановиться - съедал за раз. И весь оставшийся день ходил голодный...
  • Вадим Б
    Вадим Б17 августа 2019 г.
    включая Шойгу -фактически явная направленность на нынешний российский маразм. Даже страх берёт и мысли возникают - они такое читают или поют (текст Высоцкого) - ведь посадить могут! А сын Высоцкого Никита, который это организует, признался, как его давят и прессуют цензурой. Творчество, которого боятся уже в другой стране, в другой эпохе, при путинском режиме ЗА ПРАВДУ...
  • Вадим Б
    Вадим Б17 августа 2019 г.
    может, я неправильно стал сравнивать Высоцкого и Бодрова, "Место встречи..." и Брата1-2. Но вот, чтобы не было предвзятости, цитата с другого ресурса, которая отражает мою точку зрения, её дополняя (см. ниже)https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/633/forum/f14/
  • Вадим Б
    Вадим Б17 августа 2019 г.
    По сути, фильмы эти вышли под шумок общественного ширпотреба. "Брат-1" - это похороны Наутилуса Помпилиуса, а "Брат-2" - это презентация новой музыки, ну и набиравшей обороты новейшей компании Real Records. Так вот вся загвоздка в этом. Если Ирина Салтыкова олицетворяет "неправильную музыку", то что такое "правильная музыка"? Би-2, Сплин, Земфира, Чичерина..? Простите, но в саунд-треке кроме песни АукцЫона нет больше ничего настоящего, а откровенно говоря, "Дорога" - одна из немногих шлягерных песен АукцЫона, в этом смысле попсовых, ниже того обычного для коллектива уровня. Остальное - по определению альтернативная попса. Так что братишка, предлагающий вместо Салтыковой слушать Земфиру, Чичерину, Васильева и иже с ними, выглядит, мягко говоря, неубедительно. Не хотел бы с таким знатоком музыки, честно говоря, пересекаться. Ну и действительно - главного виновника происшествия не уничтожил
  • Вадим Б
    Вадим Б17 августа 2019 г.
    Ну и действительно - главного виновника происшествия не уничтожил, зато проститутку с собой прихватил. Шедевр. Извините, но Брат-1 и Брат-2 киноленты по значимости переоцениваемые. Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/633/forum/f14/