Архитектоника социума: бомбы в основании.
Космос рождается из Хаоса. И если Хаос есть тотальная неупорядоченность, то Космос – это Порядок. И его рождение есть процесс упорядочивания изначального Хаоса. В различных мифах есть этот момент: изначальный Хаос расчленяется, из одной части возникает земля (низ), из другой небо (верх) и т.д. Это описывается в разных вариациях. Например, об этом изначальном разделении в книге Бытия говорится так: «И сотвори Бог твердь, и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе нaд твердию». Так задается осевая вертикаль, позвоночник космического порядка.
Однако, есть одно «но». Упорядочивание, оформление подразумевает конечность, ведь всякий порядок, всякая форма подразумевает прочерчивание границ, пределов. А конечность и есть смерть. Таким образом, этот порядок в силу своей логики включает в себя и свою предельность, смертность и хрупкость. Нельзя разрушить бесформенную кучу глины. Но можно разбить глиняный горшок – именно потому, что горшок тверд, хрупок и оформлен.
И тут я задамся странным и несколько неожиданным вопросом: «А есть ли порядок безусловное благо?» Казалось бы, ответ на этот вопрос однозначен: конечно же, порядок есть благо, не можем же мы восславить беспорядок. На самом деле не все так однозначно. Порядок предстает злом для человека, если он несправедлив.
Точно не помню где, кажется, у христианского персоналиста Эммануэля Мунье, прочитал интересную мысль, что русские, якобы, совершили свою революцию не столько против монархии, сколько против Бога, создавшего несправедливый мир. Я, возможно, не совсем точно излагаю, но мысль примерно такая. Несправедливый порядок рождает проблему теодицеи – оправдания Бога-Творца за существующее в мире зло. Которая ставит Порядок Космоса под сомнение.
А если несправедливый порядок воспринимается, как зло, то это есть порядок тюрьмы, рождающий жажду освобождения. Свобода – очень широкое понятие, о нем можно очень долго рассуждать, но в рамках понятий, заложенных в моем материале, предельная свобода – это Хаос, в котором нет никаких ограничений. Таким образом, несправедливый порядок рождает жажду Хаоса.
Это, наверное, выглядит отвлеченно. Но что такое человек, то, что называют его «психе», душой? Я помню схему в одной из книг Юнга. Там была изображена человеческая психика в виде сферы. Небольшой освещенный участок на ее поверхности – это Эго, наша личность. Все остальное – область бессознательного. Юнг смог нащупать в этих таинственных глубинах какие-то более или менее оформленных архетипы, о которых еще можно говорить. Но понятно, что это мелочь в сравнение с тем, что невозможно нащупать и описать. Глубже – область полной неизвестности, из которой может подняться нечто, о чем мы даже не подозреваем. Говорят, что из Мирового океана иногда всплывает что-то очень странное…
У Федора Тютчева, который несомненно не только замечательный поэт, но и глубокий мыслитель, есть такое стихотворение.
О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно?..
Что значит странный голос твой,
То глухо жалобный, то шумно?
Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке —
И роешь и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки!..
О! страшных песен сих не пой!
Про древний хаос, про родимый
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться!..
О! бурь заснувших не буди —
Под ними хаос шевелится!..
Надо быть гением, чтобы вот так в несколько поэтических строк изложить очень важную проблему человека. Ветер поет страшные песни. Но если бы они были бы просто страшные, все было бы однозначно. Но эти страшные песни в большей мере страшны своей притягательностью. Ведь они поют про родимый хаос. Хаос родной потому, что он – Изначальная Мать. Он вовсе не чужд нам, он - наш исток. Мы не просто связаны с этим истоком, мы никогда не теряли с ним связи. И он шевелится тут, рядышком, под полом сознательного Эго. И он жаждет вырваться в порыве к беспредельной свободе, разрушая пределы космических форм, как преграды. И когда порядок становится несправедливым, то бурлить начинает не человеческое рациональное сознание, которое просто немеет. А вот эти страшные и родные глубины. А человеческое рациональное сознание даже в полной мере не представляет их, не подозревает о них.
В разных религиях и мифах мира есть истории о мировых катастрофах, например, библейская история потопа. Потоп насылается не просто так, а в наказание за зло. Торжество зла ведет к тому, что Хаос вырывается на свободу.
В египетском пантеоне есть милая, кошачьеголовая Баст - древнеегипетская богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия, домашнего очага и кошек.
И ей можно бесконечно умиляться, если не знать, что есть ее другая ипостась: страшная львиноголовая Сехмет, олицетворение грозного ока бога Солнца Ра.
Люди однажды возмутили бога Солнца и он наслал на них Сехмет, которая стала пожирать человечество и не могла остановиться в своем кровавом пиршестве. И человечеству бы пришел конец, если бы боги не разлили красное вино, на которое Сехмет набросилась, приняв его за кровь. Она опьянела и только это прекратило резню.
Кажется А.Г.Дугин в своей лекции сказал: Хаос – инклюзивен, он все в себя включает, в том числе и Космос. А Космос – эксклюзивен, он создается путем исключения. Творение не уничтожает Хаос, он остается здесь. Хаос – это безграничный океан, а Космос – крошечный остров в этом океане. И главный вопрос всех космогоний, который они рождают: а зачем безграничное создало ограниченное?
Но я не просто так рассказываю все эти мифы и странные сказочки. На самом деле речь идет об архитектонике социума. Заложенная в социальная порядок несправедливость – это всегда разрушительный фактор, который губит общественный Космос. Речь не о морализаторстве, а об устойчивости общественной системы.
Комментарии