Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Актуальность научного исследования процесса самопознания и национального самосознания таджиков

  • Сегодня весьма актуально, когда научное исследование исторических путей эволюции темы национального самосознания в таджикской публицистике и литературе поможет глубже понять суть современных проблем и задач, позволит ответить на сложные вопросы о нынешнем положении таджикской идентичности, укажет правильные направления формирования национальной идентичности таджикистанцев в условиях укрепления государственного суверенитета.   

    Анализ такого социального понятия как национальное самосознание является жизненно важным вопросом для независимого  Таджикистана, так как ясность в понимании природы, сущности и динамики функционирования национального самосознания может положительно повлиять на характер дельнейшего укрепления государственности в Таджикистане в контексте тех вызовов и угроз, которые угрожают миру сегодня.

    Неверная интерпретация этнического и национального самосознания может привести к ошибочным аналитическим заключениям в плане стратегии и тактики развития современного Таджикистана, как во внутренней, так и во внешней политике.

    Актуальность темы этой  докторской работы обуславливается тем, что после распада Советского Союза проблема формирования национального самосознания в новых суверенных республиках перешла от теории к практике. В период независимости многие теоретические подходы и тезисы относительно природы, структуры, функции и сущности национального самосознания стали не соответствовать новой социально-политической реальности, что привело исследователей к обоснованной переоценке ранее существующих методологических принципов и инструментариев.

    Данное диссертационное исследование по существу является научно-теоретическим обобщением и логическим продолжением проблемы культурно-исторического самосознания таджикского народа в условиях государственной независимости.

    С.Джононов пишет: «Бурные и динамичные политические события в суверенных республиках серьёзно изменили конфигурацию политических элит, которые в поисках новой идеологической основы обратились к историческому духовному наследию и к культурно-историческим традициям. Такое обращение к истории осуществлялось с целью нахождения духовной легитимности в условиях духовного и идеологического вакуума, который образовался в результате распада Союза и отказа от официальной идеологии».

    Важно, что, несмотря на то, что в советский период проблема национального самосознания не всегда контекстуально и адекватно вписывалась в существующие теории нации и национальных отношений, новые политические реалии создали дополнительные вопросы относительно государственного строительства и места в этом процессе национального самосознания. Многие положения и тезисы данного понятия, разработанные в советский период, уже не давали ответа на новые вызовы и угрозы, с которыми столкнулись вновь созданные независимые государства.

    По мнению С.Джононова и других ведущих специалистов, политический кризис и гражданская война в Таджикистане в 90-е гг. во многом стали результатом кризиса национальной идентичности, который повлёк за собой деформацию отдельных компонентов национального самосознания, и таким образом сдерживал его  эволюционное развитие.

    Автор монографии отмечает, что только после подписания в 1997 г. Общего соглашения о мире и национальном согласии в стране  начался реальный процесс государственного строительства и возрождения национального самосознания таджикского народа: «Этот процесс, в свою очередь, способствовал объективному научно-теоретическому исследованию относительно природы и сущности национального самосознания в контексте социально-политических преобразований, что положительно повлияло на национальные процессы в Таджикистане».  

    С.Джононов считает, что актуальность обозначенной темы исследования определяется также и тем обстоятельством, что Таджикистан всё больше погружается в пространство, связанное с глобализационными процессами, которые помимо положительных воздействий имеют и ряд негативных аспектов, особенно для национального самосознания. Например, размывание многих национальных культурно-исторических ценностей. В этой связи, важно определить уровень воздействия этих факторов на процесс становления национального самосознания в Таджикистане и найти адекватные механизмы для предотвращения или минимизации отрицательных  воздействий процесса глобализации на национальное самосознание. Именно поэтому анализ проблемы национального самосознания в условиях государственного строительства Таджикистана направлен на выявление социальной, культурной, экономической и политической диагностики, где национальное самосознание является индикатором, выявляющим уровень становления государственности и её институтов в Республике Таджикистан.

    Другим важным аспектом автор исследования называет «нахождение баланса между национальными и глобализационными процессами в государственной политике с тем, чтобы, с одной стороны, сохранить свою национальную культурно-историческую и политическую особенность и, с другой, вобрать позитивные возможности, которые предоставляет глобализация. В этом контексте знание механизмов функционирования национального самосознания в культурном, социально-экономическом и политическом пространстве позволит Таджикистану также создать предпосылки для избежания негативных последствий процесса глобализации».

    В этой связи, важно исследовать процесс формирования национального самосознания, включая анализ духовных, экономических и социально-политических факторов, которые способствуют этому процессу, на основе новейших методологических инструментариев. При этом важно поставить их в соответствующий исторический, социально-экономический и политический контекст.

    Именно такой подход  использован в диссертационной работе С.Джононова, которая представляет несомненный обоснованный интерес не только для представителей научных кругов, но и для студентов, учащихся и массового читателя, интересующихся  историей, культурой, менталитетом, традициями таджикского народа и нашего государства.

     

                                                                                            Пулод Гафуров 

0