Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

История таджикского народа как завещание потомкам

  •                                                           История, в том числе и древнейшая,

    недавно прошедшее вчера,

     но важнейшее звено живой связи времен;

    тронь в одном месте, как отзовется вся цепь. 

    А. Пушкин

    В современном мире каждая страна желает доказать, что именно она имеет исключительное право на историческую память и культурное достояние на своей территории. Теперь всё это воплощено не только в культурной среде, но ещё и закреплено в политическом строе государств, а также в международных социально-экономических отношениях.

    Многие учёные, эксперты, аналитики убеждены, что учебники средних и высших образовательных учреждений написаны на основе псевдонаучного подхода к исторической действительности. Продолжается деструктивное отношение к материальному и духовному достоянию прошлого, которое, в том числе, спекулирует на якобы неизбежности мирного сосуществования народов и государств, и центрально-азиатского региона в частности.  Это зачастую приводит к недоверию между этническими и религиозными группами, к ущемлению их человеческих и гражданских прав.

    Несомненно, традиционные социальные институты с присущими им моральными нормами и культурными ценностями сыграли огромную роль в выживании таджикского народа в самые сложные периоды его истории. Ведь история нации является также её  завещанием.

     Сегодня, когда, с одной стороны, открываются принципиально новые возможности и перспективы развития таджикской нации и её культуры, а с другой – таджики вновь находятся в непростых жизненных обстоятельствах, испытанные временем духовные традиции прошлого призваны помочь таджикскому народу преодолеть трудности текущего периода, проблемы современного культурного и социального развития, порой негативного отношения к себе со стороны отдельных лиц и организаций.

    Безусловно, надёжной опорой в обретении и становлении собственной государственности, развитии самопознания и твёрдого укрепления  самосознания, а также ценными источниками служат  труды прогрессивных деятелей: просветителей, учёных,  востоковедов, путешественников, архивные и документальные материалы, многочисленные печатные и электронные публикации, статистические данные.

    Например, исследователь В.Швебель пишет: «Таджики – это самый древний народ Средней Азии. Таджик означает носитель короны, так их называли иранцы, а таджики оправдали это название.
    Будучи одним из самых древних народов мира, потомками и наследниками древних ариев, таджики испокон веков жили в Средней Азии». Становление таджикского народа в течение многотысячелетней истории шло в борьбе против самых различных по своему обличью сил, причём в такой, когда не раз вставал вопрос самой жизни или смерти таджиков как нации.

    Далее востоковед утверждает, что самое замечательное в том, что гений таджикского народа не был раздавлен под прессом неблагоприятных исторических обстоятельств. Словно сказочная птица Феникс, он возрождался и наполнялся необыкновенной силы творческим потенциалом, проявляясь в невыразимо трудных условиях. Отсутствие политической и государственной самостоятельности на протяжении последнего тысячелетия не смогло отодвинуть народ на обочину истории Средней Азии. Его звезда ярко светила на «небосводе» других народов такими именами, как Рудаки, Авиценна, Фирдоуси, Хафиз, Хайям, Саади и многими другими, без которых немыслима история человеческой цивилизации.

    Такие талантливые люди явились основным ядром могущественной персидской державы. В среднеазиатских же границах положили начало целому ряду других государственных образований – Бактрии, Парфии, Хорезму.

    Самые первые сведения о древних предках таджикского народа мы находим во всемирно известной религиозной книге древних иранцев – Авесте, которая содержит ценные сведения относительно общественного устройства, хозяйственной жизни, религиозных представлений, уровня культуры обитателей Центральной Азии древнейшего периода.

    Из Авесты мы узнаем, что область Сугда (Согдиана) была расположена в бассейне рек Зеравшана и Кашкадарьи. Южнее неё, 
    за современной государственной границей Таджикистана, находилась Ариана, расположенная в бассейне реки Герируд. Ещё далее, по обе стороны верхнего течения Амударьи, была расположена Бахди (Бактрия), охватывавшая почти всю территорию современного Таджикистана, за исключением таджикской части Ферганской долины, и юго-восточную часть Узбекистана (к югу от Гиссарского хребта).

    Бактрия и Согдиана, расположенные по соседству с древнейшими культурными центрами Востока, раньше других районов испытали влияние рабовладельческих восточных государств. По свидетельству Диодора, Бактры – так называли греки столицу Бактрии, – слыла богатым городом и именовалась «матерью городов» и сердцем Ирана. Задолго до нашей эры возникла и древняя столица Согдианы – Мараканда (Самарканд).

    Согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, парфяне, население других оседлых районов Центральной Азии говорили в тот период на диалектах, входивших в иранскую группу индоевропейских языков. Большинство востоковедов считают, что так называемые Гаты – наиболее древняя часть Авесты – создавались в Согдиане, а язык, на котором они написаны, – язык древнего Сугда – предшественник современного таджикского языка. В подтверждение приводится факт, что следов этого древнего диалекта Согдианы не обнаруживается ни в одном другом языке иранских народностей, кроме таджикского.

    В. Швебель пишет: «Дальнейшая история таджиков была периодом их становления как самостоятельного народа. Историческая наука показывает: всякое становление всегда есть преодоление. Преодолевается не только груз прошлого в самом народе, той его части, которая сдерживает развитие, но также и сопротивление окружающей среды, препятствующее развитию или даже направленное на его уничтожение. Последнее проявилось в истории таджиков в наиболее беспощадной форме. Русло развития народа временами было буквально переполнено кровью его сынов, приносивших свои жизни на алтарь культуры и свободы. В то же время это был народ, который, далеко не всегда располагая достаточной военной силой, на действия захватчиков нередко был вынужден отвечать неотразимым воздействием своей культуры и языка: культура побежденного народа побеждала военную силу победителей».

    У таджикского народа тысячу лет не было своей национальной государственности, однако на протяжении этого времени многие крупнейшие империи и государства Центральной Азии избирали своим государственным языком таджикский – фарси. Культурная и политическая история таджиков оказалась такова, что они не создали себе общенационального врага: этика ненасилия стала их национальной чертой.

    Именно об этом стоит знать и помнить всем тем, кто сегодня активно пытается выдать за врага миролюбивый, трудолюбивый народ-созидатель.

     

                                                                                             Андрей Пулатов

     

     

     

     

     

     

     

     

0