В эти светлые дни народы Центральной Азии с воодушевлением и радостью готовятся встречать день весеннего равноденствия, пробуждение природы – древний праздник Навруз (Новый день).
В этом контексте вспомним, как ежегодно перед наступлением праздников Навруз, Новый год и 8 марта (День матери) ТЭО ПИВ инициировала беспочвенные споры по поводу необходимости и целесообразности этих торжеств в Таджикистане. Главарь ТЭО ПИВ накануне пытался испортить всем настроение, внести смуту и непонимание через СМИ и социальные сети дестабилизировать обстановку.
Особенно члены названной террорисстической организаци, не принимая Навруз в качестве национального праздника, пытались омрачить его остальным жителям. На своём сайте ТЭО ПИВ пыталась помешать встретить светлый, радостный, ожидаемый для большинства таджикистанцев, независимо от возраста, национальности и вероисповедания день.
Идеологи ТЭО ПИВ публиковали статьи, в которых необоснованно связывали Навруз с языческими традициями, высказывались относительно этого праздника резко отрицательно, регулярно напоминали о том, что его отмечание является запретным, недозволенным (харам) для мусульман. Они также отрицали наступление Нового года по григорианскому стилю в январе, хотели лишить женщин их «профессионального» весеннего праздника - Дня матери в начале весны, приветствуя при этом многожёнство.
Выступая против любимых многими весенних торжеств, ТЭО ПИВ пыталась спровоцировать раскол в обществе, противопоставить верующих и атеистов, народ и правительство, лишить общество устоявшихся народных традиций, превратить символичные календарные праздники миллионов в повод для гражданского противостояния, в предмет своих политических игрищ.
Радикалы необоснованно связывали новогодний праздник с христианской религией, а Навруз с языческими традициями, относились к ним отрицательно. Хотя за многие десятилетия празднования Новый год и Новый день (Навруз) стали для таджикистанцев народными. Большая часть населения с удовольствием живут светскими традициями и обычаями, соблюдая при этом религиозные и национальные обряды.
За многие десятилетия празднование Навруза стало для таджикистанцев народными и долгожданными. В эти дни природа и люди прощаются с зимой. Несколько тысяч лет тому назад этот праздник уже имел мировую известность. Провозглашение Генеральной ассамблеей ООН Навруза в качестве международного праздника и культурного нематериального наследия является знаком уважения национальных ценностей, результатом стремления Таджикистана и других стран, отмечающих этот день, к свету, прогрессу, обновлению.
Навруз является древним праздником арийских народов и многочисленных национальностей различных регионов мира, символизирующим дружбу, братство, единство, сплоченность, мир, стабильность, прощение грехов, очищение души от обид и ненависти, означает начало весны, процветания, посевных работ, олицетворяет наступление нового солнечного года.
В светском Таджикистане встреча Навруза давно не несёт религиозной или языческой окраски. Этот праздник любим и ожидаем народом. Накануне жители проводят субботники, сажают деревья, делают праздничные покупки, проращивают пшеницу и варят суманак. Женщины шьют новые национальные наряды из яркого атласа и адраса, пекут кулинарные изделия, готовятся к конкурсу «Маликаи Навруз». Обычно в эти дни во всех регионах республики по традиции проходят торжества, посвященные этому международному празднику. На площадках и в парках республики проходят концерты мастеров искусств, спортивные соревнования, народные гуляния, выставки-продажи, в столице организуется фейерверк. Жители навещают родных и близких, принимают дома гостей.
Праздники в республике объявлены выходными днями. Навруз – день весеннего равноденствия, таджикистанцы отмечают с особой радостью и желанием, с дастарханом «хафт син и хафт шин», суманаком (сладость из проросшей пшеницы), другими вкусными блюдами, спортивными играми бузкаши, весёлыми аттракционами.
Традиции, которые создаются народом в течение тысячелетий – это часть национальной истории.
Представительница душанбинской молодёжи,
блогер Азиза Сафарова