Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

СМИ, блогеры, цензура. Вред или польза?

  • В СМИ, так называемые, правозащитные организации и отдельные сайты продолжают акции в поддержку нескольких журналистов и блогеров, задержанных или отбывающих наказание за экстремистскую или мошенническую деятельность. Хотя не всякое выражение собственных точек зрения, мыслей, чувств и эмоций бывает безобидно для социума, как хотят показать некоторые из них.   

    Когда граждане на сайтах, на своих соцстраницах, в чатах и блогах призывают к несанкционированным митингам, протестам и вооружённому сопротивлению правоохранительным органам, пытаются дестабилизировать общественную обстановку, оскорбляют или клевещут на высшие государственные лица - такие действия являются преступными, подпадают под статьи уголовного кодекса. Однако некоторые экстремисты ошибочно считают, что находясь за границей, но руководя оттуда противоправными действиями земляков, они смогут избежать заслуженного наказания, останутся неуязвимыми для закона. 

    К сожалению, как разнузданность прессы, публикующей заведомо ложные материала, так и подобные умышленные деяния отдельных ангажированных  журналистов и блогеров могут привести или уже неоднократно приводили к массовым беспорядкам, осложнению обстановки в одном из регионов республики.

    Именно таких деструктивных лиц используют зарубежные СМИ и иностранные агенты (иноагенты) в геополитических,  региональных играх и информационных атаках, тиражируя лживые «токсичные» сведения в отношении объекта своей заинтересованности – страны, где планируют дестабилизировать общественно-политическую обстановку.

    Вспомним, что же такое цензура и так ли она страшна и предосудительна. Ущемляется ли при этом пресловутая свобода слова и право журналистов на самовыражение?

    Должность цензора впервые ввели в 443 году до нашей эры в Риме. Цензоры наблюдали за нравственностью и политической благонадежностью граждан. Английский парламент в 1643 году ввёл предварительную цензуру. Так было в Германии и других европейских странах, которые сегодня повсеместно громко кричат об ущемлении свободы слова и прав журналистов.

    В середине XVI века для борьбы с еретическими движениями был принят сборник "Стоглав". Он содержал раздел "О книжных писцах", давший духовным властям право конфисковать неисправленные рукописи. "Стоглав" стал первым цензурным документом на Руси.

    Пётр I в 1701 году писал: "Монахи в кельях никаковых писем писати власти не имеют, чернил и бумаги в кельях имети да не будут…" Книги светского характера царь лично редактировал – был первым российским цензором. Екатерина II в 1763 году велела книгопродавцам присылать реестры книг и вычеркивать те, что "против закона, доброго нрава и нас". В 1804 году император Александр утвердил Устав о цензуре, который помимо прочего заботился об издателях и журналистах – требовал не задерживать выход периодических изданий, особенно с новостями, которые с течением времени могут потерять ценность.

    В 1812 году вводится военная цензура. В состав Военно-учетного комитета была введена должность военного цензора. Затем при Главном штабе был создан Военно-цензурный комитет. В США то же самое сделали во время гражданской войны – в 1861 году. Там под угрозой закрытия газеты и ареста запретили публиковать информацию, идущую на пользу конфедератам – сторонникам южных штатов. Этот момент особо актуален и сегодня, когда время от времени вспыхивают приграничные конфликты, а журналисты предвзято, необъективно их освещают. В годы Первой мировой войны военно-цензурные органы не допускали распространения в печати,   публичных речах и докладах (что очень важно сегодня!) сведений, могущих повредить военным и национальным  интересам государства.

    Ведь в печати под видом объявлений бытового характера и, на первый взгляд, безобидных сообщений могли размещаться «объявления и заметки с тайным смыслом». Полицмейстеры, уездные исправники предварительно просматривали газетные материалы подобного рода. Шпионы могли использовать в своих целях фотографии и рисунки, поэтому размещение иллюстраций в печати также регулировалось военной цензурой. Оригинальные снимки местности в районе действий армий допускались лишь с разрешения военного цензора. Сегодня в целях опорочить, компрометировать  оппонента  видео- и фотоснимки нередко фальсифицируют. Чужие фотографии и видеокадры, снятые по совсем другому поводу, привязываются к текущим событиям. Для этого же активно  распространяется фэйковая информация, "сведения, домыслы и нелепые слухи, совершенно нежелательные к распространению», вводящие в общественность заблуждение, манипулирующие массовым сознанием. Например, о количестве жертв и разрушениях.  Для этого создаются специальные центры, где 24 часа в сутки «штампуется» подобная дезинформация в отношении лиц и стран-оппонентов. Также привлекаются негативно настроенные журналисты и блогеры. Распространение подобной информации при  напряженной внутриполитической или приграничной обстановке   является не только нежелательным, но и взрывоопасным. Поэтому недопустимым и уголовно наказуемым. А здравомыслящие читатели и пользователи должны анализировать прочитанное, отсеивая слухи, сплетни и домыслы. Верить лишь достоверным фактам, документально подтверждённым и аргументированным.  

    Примечательно, что ранее достоверную информацию журналисты и репортёры добывали опытным путём, на собственной практике. Так, в боевой обстановке у них всегда с одной стороны висела кирзовая сумка с блокнотом, бумагой, карандашом, резинкой. С другой – противогаз, гранаты и обязательно упакованная бутылка с зажигательной смесью: на случай, если статью необходимо будет сжечь. Сегодня, многие журналисты и блогеры, сидя в комфортных условиях, не бывая на месте происшествия, выдумывают и публикуют всё, что взбредёт в голову, выдавая за правду. Как например, Атовуллоев, Варки, Саркорова, Джони и прочие. В большинстве случаев во вред нашей стране, бывшим землякам, международным отношениям, безопасности и миру. 

    Во времена Союза без предварительной цензуры газеты и журналы стали выходить с 1 августа 1990 года. Главлит был упразднен, его функции переданы Министерству информации и печати СССР. В Российской Федерации 27 декабря 1991 года был принят закон "О средствах массовой информации", запретивший цензуру. В 1990 году Главная военная цензура реорганизуется в отдел по охране тайн в печати и других средствах массовой информации в составе Генштаба. Во время проведения СВО действуют дополнительные законы и ужесточения в   масс-медийном пространстве.

    После обретения независимости постсоветские страны сами решали как вести себя в этой сфере, какие законы по этому поводу издавать, насколько должны быть свободны и независимы СМИ в их государстве.

    Однако вместе с отменой цензуры исчез контроль за утечкой конфиденциальной информации через печать, пропал механизм охраны тайн. СМИ и соцсети наводнили материалы, вредящие государственной и национальной безопасности, с подачи горе-журналистов (как в случае с У.Мамадшоевой), некоторые из которых отбывают сегодня заслуженное наказание за свою непрофессиональную деятельность. Ведь история знает немало примеров, когда разнузданность прессы, к которой сегодня добавились многочисленные несознательные блогеры, приводит к нестабильности в обществе, к революциям и исчезновению целых государств.

                                                                                         Альфия Баширова

0