Самое свежее

Ева Меркачева. Обвинявшийся в серии убийств ученый-гидролог Цветков побывал во всех СИЗО Москвы Алексей Рощин. Путин: «Плодитесь и размножайтесь!» Эль Мюрид. Послание Путина – о чем оно? Александр Росляков. Все, что смогла РФ создать – опять держать и не пущать? Александр Габриэль. Хирург Стрельцов Павел Пряников. Истоки российского авторитаризма

Хадж. Старые традиции на новый лад

  • Во времена Союза в Таджикистане было всего 90 мечетей, сейчас их  около 4 тысяч. Ранее в хадж по определённой квоте могли выехать лишь 2-3 человека в год. Сейчас ежегодно святые места посещают до 6  паломников из РТ. В последние годы, до пандемии, для проведения и организации паломничества граждан страны в Саудовскую Аравию вместе с обслуживающим персоналом отправлялись 3-4 тысячи граждан Таджикистана. По количеству хаджи (т.е. паломников, совершивших хадж) республика занимает первое место в ЦА.

    Количество квот для желающих совершить этот обряд ограничено нормами принимающей стороны. В прошлом 2023 году уже около 10 тысяч граждан Таджикистана отправились в СА совершить хадж. Эта цифра почти в три раза выше, чем 4-5 лет назад. Обязательный хадж – это ритуал, который совершается накануне Иди Курбон. Для его совершения СА  ежегодно выделяет для конкретной страны определённую квоту. В этом году для Таджикистана предоставлено  7 тысяч мест.  Кроме обязательного хаджа, мусульмане в удобное для себя время могут совершить хадж «умра» (малый хадж), на который нет ограничения на число паломников. 

    Известно, что хадж – ритуал не из дешёвых. За последние 5 лет более 30,5 тысяч человек из Таджикистана совершили обязательный хадж и потратили на это более 1 млрд. 355 млн. сомони. Стоимость пакета услуг для граждан республики составляет 17-19  тысяч сомони. Расходы для обязательного хаджа (фарзи) в прошлом году составляли 59 тысяч сомони. Цена паломничества согласуется с Антимонопольной службой РТ, зависит от изменения шахского налога, взымаемого в СА, и курса доллара.

    Совершать паломничество повторно не разрешается, однако многие делают это неоднократно, до 3-4 раз. Предметом  обеспокоенности руководства страны и сотрудников Комитета по религии стала тенденция превращения ритуалов хаджа «в моду», «излишество и показуху». Если раньше хадж совершали в основном  люди старшего возраста, то сегодня к ним присоединилась молодёжь, имеющая финансовые возможности.

    Кроме того, начальник отдела международных связей и организации хаджа Комитета по религии А.Юсуфов выразил беспокойство по поводу злоупотребления статусом «ходжи»,  «подражания и предрассудками жителей при совершении данной  церемонии (журнал «Дин ва ҷомеа» (Религия и общество).

    Важно, что сейчас граждане РТ могут получить туристическую визу, с возможностью многократного въезда и пребывания до 90 дней, через официальный сайт электронной визы СА (140 долларов).  И совершить умру практически доступно по всем типам виз (туристическая, деловая, рабочая виза).

    Подготовка такого мероприятия происходит  при участии специальной комиссии.  Заранее объявляется конкурс для руководителей групп.  Основными требованиями являются: знание арабского или английского языков, канонов шариата, правил совершения хаджа, коммуникабельность, лидерские и организаторские качества.  

    Ранее власти Таджикистана ввели некоторые ограничения  для тех, кто планирует посетить Мекку. Паломничество могут совершить граждане РТ старше сорока лет, прошедшие медицинское обследование. Кроме того, кандидаты на поездку должны быть платёжеспособными, материально и социально состоятельными. Иметь собственное жильё, быть женатыми или замужними, иметь совершеннолетних детей. Не быть должниками банков, микрофинансовых организаций или физических лиц, что подтверждается документально. Так как ранее многие граждане для того, чтобы совершить паломничество продавали ценное имущество, скот, единственное жильё, брали деньги в долг под неподъёмные кредиты.

    Теперь по возвращению на родину запрещена помпезная встреча с раздачей подарков, как это было принято раньше. Хаджи не должен накрывать расточительные столы, устраивать пышное торжество. Пришедших поздравить родственников или знакомых рекомендуется  угостить чаем и прочесть совместную молитву.

    В хадж запретили ездить повторно тем, кто уже побывал в Саудовской Аравии. Это объясняется ограничением квот и большим количеством желающих. Однако это не всегда соблюдается. Паломничество к святым местам предписано совершить хотя бы один раз в жизни каждому мусульманину. Хотя это — не только финансовое бремя, но морально и физически сложное испытание для человека.

    В связи с изложенным, уместно вспомнить полезную книгу «Путешествие на тот свет или повесть о великом хаджже» таджикского прозаика, народного писателя Таджикистана Фазлиддина Мухаммадиева, погибшего от ножевых ран, нанесённых исламскими фундаменталистами в 1986 году. Дело получило общественный резонанс.

    Это произведение, основанное на богатом фактическом материале, изданное в 1971 году, несмотря на юмор, нескрываемую иронию и сарказм в адрес богослужителей, написано не для того, чтобы оскорбить последних или задеть чувства верующих. Ф.Мухаммадиев доступно для читателя описывает происхождение ислама, догматы веры и суеверия, религиозные церемонии, поведение служителей культа, их окружение и менталитет. Герой книги, совершив путешествие на родину пророка в Мекку и Медину с группой мусульманских паломников под видом врача, имел возможность наблюдать процесс изнутри, и убедительно описал увиденное.

    В то время, более 50-ти лет назад ислам не был таким политизированным как сегодня. Исламские фундаменталисты, религиозные экстремисты и террористы ещё не угрожали миру в глобальном масштабе.  Радикалы прятали свою агрессию в глубоком подполье. В Иране правил шах и до исламской революции 1979 года было далеко. Арабский мир пребывал в шоке после поражений в войнах с Израилем. О «Хезболлах», ХАМАС, других экстремистских группировках и их джихаде, а тем более о международном терроризме тогда ещё не было и речи.

    По замечанию одного из критиков, книга Ф.Мухаммадиева опередила и пережила своё время. В свете последних событий в мире, в частности на Ближнем и Среднем Востоке, сейчас совсем по-другому воспринимаются отдельные религиозные догматы, нередко переходящие в нетерпимость и агрессию. Например,  молитвы с обязательствами укрепления и распространения веры. В большей степени – насильственным путём. Под лозунгом «кто ни с нами, тот против нас», которым пользуются террористы и экстремисты. 

    Интерес к книге Ф.Мухаммадиева существует до сих пор, так как её содержание имеет актуальность, непреходящую ценность. Умный и образованный человек, подлинный гуманист, посредством художественного слова отобразил, рассекретил целый пласт религиозной жизни, тщательно скрываемый от «неверных и чужаков». Ведь въезд в Мекку и Медину немусульманам запрещён и поныне.

    «У автора не только зоркий глаз, но и острое перо. Ирония пронизывает книгу, и автор не скрывает свою гражданскую позицию». Перед читателем разворачиваются неприглядные картины религиозных предрассудков и суеверий, невежества, фанатизма и мракобесия, сохранившихся отсталых обычаев, включая рабство, униженного положения женщин, алчности местных дельцов и служителей культа. Читатель становится свидетелем тяжёлых бытовых условий для участников хаджа и трудностей самой церемонии. Узнаёт о взятках, поборах (бахшиш) и коррупции среди религиозных чиновников и мулл, многие из которых изображены необразованными, глупыми, но корыстными и беспринципными.

    Ни в коей мере не оскорбляя чувств правоверных мусульман, не задевая их достоинство, писатель дал понять, отобразил, как нечистоплотные люди используют религию в своих интересах и целях.

    Прочитав книгу Ф.Мухаммадиева, человек истинно верующий и думающий не откажется от своей веры, не станет атеистом. Но объективно посмотрит, оценит многие негативные проявления и поведение недостойных людей, окружающих и сопутствующих религию.  

    Сегодня, в то время когда опасные агрессивные силы в лице  экстремистов и радикалов, подменяя понятия, стремятся вербовать религиозных людей себе на службу, превращая истинно верующих, но заблуждающихся в террористов, своевременность, документальная ценность и острота книги Ф.Мухаммадиева «Путешествие на тот свет» существенно возросли.

     

                                                                             Тамара Обидова, педагог

     

0