Об актуальности проблем, связанных с формированием таджикской идентичности, свидетельствуют высказывания Президента Республики Таджикистан, Лидера нации уважаемого Эмомали Рахмона, который, в частности, подчёркивает, что «становление новой государственности и её всестороннее развитие имеют неразрывную связь с возрождением национальной идентичности и культурной неповторимости».
Напомним, что понятие «идентичность» означает тождественность, совпадение чего-либо с чем-нибудь, отождествление объектов, опознание. До настоящего времени некоторыми исследователями досконально изучена проблема национального самосознания.
Тема национального самосознания и идентичности с давних времён волнует публицистику и журналистику, будоражит умы народных масс и передовой интеллигенции. Появление этнического и затем национального самосознания связано с зарождением, становлением и развитием этносов и наций. Как только этносы и нации начинают создавать собственные государства и бороться за свою национальную независимость, начинается процесс формирования их политического самосознания. Это, в большой мере, касается нации таджиков, насчитывающих многовековую историю своего существования и развития.
В современном таджикском языке английский термин «nation» и его русский эквивалент «нация» обозначается термином «миллат». Ныне в таджикском языке (как и в персидском и в тюркских языках) этим словом обозначаются «этнос», «нация».
Теория нации и национальной идентичности - это, прежде всего, тема социальной философии, антропологии, этнологии, этнографии и исторической науки. Названные науки изучают явления, связанные с этносами и нациями, рассматривают процесс их зарождения, становления, расцвета и упадка. Таджикские исследователи, учёные-философы (К.Бекзода, П.Д. Шозимов и др.), изучающие данную проблему, подготовив фундаментальные академические труды, предлагают отличать национальное и этническое самосознание от национальной идентичности, взяв за основу выводы историков и философов, по мнению которых можно говорить о периоде развитого феодализма во времена Саманидов и скрытых формах национального самосознания в Саманидском государстве.
Национально-освободительные идеи и движения заложили основу новой национальной идентичности таджиков, приведшей в Х веке к формированию единого таджикского народа (этноса), становлению и развитию новотаджикского (новоперсидского) языка, появлению национально-государственного лидера в лице Исмаила Сомони (892-907 гг. правления) и созданию национального государства Саманидов. С образованием единого таджикского этноса - народа с единым литературным языком «фарси» или «дари» больше не было необходимости выражать свои взгляды на арабском языке. Теперь их можно и нужно было пропагандировать на собственном литературном языке.
Национальное самосознание включает в себя принадлежность к данной общности, любовь к родному языку, национальной культуре, приверженность к национальным ценностям, осознанное чувства национальной гордости и осознание общности интересов. Эти структурные компоненты национального самосознания находятся в постоянном диалектическом развитии. Важной стороной национального самосознания является осознание людьми своей индивидуальности, принадлежности именно к этой, а не к другой национально-этнической, социально-политической общности – нации и народности. Национальное сознание и самоидентификация, ориентировано на формирование гражданской позиции, обычаев и традиций, ответственности за судьбу своей Родины, чувства любви к своему этносу и национальным ценностям во имя и на благо своего народа. Различные деструкции в нравственно-политических вопросах и национальных отношениях будут иметь свои определённые, соответствующие последствия.
Самосознание народов должно развиваться в благоприятной социально-политической обстановке, в государстве, где соблюдаются принципы цивилизованности, используются демократические подходы к решению национальных вопросов. Именно так происходит сегодня в Таджикистане, обретшим независимость более тридцати лет назад. Это и есть – истинный патриотизм.
Тамара Обидова, преподаватель