Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Формирование идентичности – путь к национальному самопознанию

  • Об актуальности проблем, связанных с формированием таджикской идентичности, свидетельствуют высказывания Президента Республики Таджикистан, Лидера нации уважаемого Эмомали Рахмона, который, в частности, подчёркивает, что «становление новой государственности и её всестороннее развитие имеют неразрывную связь с возрождением национальной идентичности и культурной неповторимости». 

    Напомним, что понятие «идентичность» означает тождественность, совпадение чего-либо с чем-нибудь,  отождествление объектов, опознание. До настоящего времени некоторыми исследователями досконально изучена проблема национального самосознания.  

    Тема национального самосознания и идентичности с давних времён волнует публицистику и журналистику, будоражит умы народных масс и передовой интеллигенции.   Появление этнического и затем национального самосознания связано с зарождением, становлением и развитием  этносов и наций. Как только этносы и нации начинают создавать собственные государства и бороться за свою национальную независимость, начинается процесс формирования их политического самосознания.  Это, в большой мере, касается нации таджиков, насчитывающих многовековую историю своего существования и развития.

    В современном таджикском языке  английский термин «nation» и его русский эквивалент «нация» обозначается термином «миллат».  Ныне в таджикском языке (как и в персидском и в тюркских языках) этим словом обозначаются «этнос», «нация».

    Теория нации и национальной идентичности - это, прежде всего, тема социальной философии, антропологии, этнологии, этнографии и исторической науки. Названные науки изучают явления, связанные с  этносами и нациями, рассматривают процесс их зарождения, становления, расцвета и упадка. Таджикские исследователи, учёные-философы (К.Бекзода,  П.Д. Шозимов и др.), изучающие данную проблему, подготовив фундаментальные академические труды, предлагают отличать национальное и этническое самосознание от национальной идентичности, взяв за основу выводы историков и философов, по мнению которых можно говорить о периоде развитого феодализма во времена Саманидов и скрытых формах национального самосознания в Саманидском государстве.

    Национально-освободительные идеи и движения  заложили основу новой национальной идентичности таджиков, приведшей в Х веке к  формированию единого таджикского народа (этноса), становлению и развитию новотаджикского (новоперсидского) языка, появлению  национально-государственного лидера в лице Исмаила Сомони (892-907 гг. правления) и  созданию национального государства Саманидов.  С образованием единого таджикского этноса - народа с единым литературным языком «фарси» или «дари» больше не было необходимости выражать свои взгляды   на арабском языке. Теперь их можно и нужно было пропагандировать на собственном литературном языке.  

    Национальное самосознание включает в себя принадлежность к данной общности, любовь к родному языку, национальной культуре, приверженность к национальным ценностям, осознанное чувства национальной гордости и осознание общности интересов. Эти структурные компоненты национального самосознания находятся в постоянном диалектическом развитии. Важной стороной национального самосознания является осознание людьми своей индивидуальности, принадлежности именно к этой, а не к другой национально-этнической, социально-политической общности – нации и народности. Национальное сознание и самоидентификация, ориентировано на формирование гражданской позиции, обычаев и традиций, ответственности за судьбу своей Родины, чувства любви к своему этносу и национальным ценностям во имя и на благо своего народа. Различные деструкции в нравственно-политических вопросах и национальных отношениях будут иметь свои определённые, соответствующие последствия.

    Самосознание народов должно развиваться в благоприятной социально-политической обстановке, в государстве, где соблюдаются принципы цивилизованности, используются демократические подходы к решению национальных вопросов. Именно так происходит сегодня в Таджикистане, обретшим независимость более тридцати лет назад.  Это и есть – истинный патриотизм.  

     

     

                                                            Тамара Обидова, преподаватель

0