Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Трагические события февраля 97-го года

  • 5 февраля1997 г. террористическая группировка под руководством Содирова Бахрома взяла в заложники группу  журналистов российских СМИ, работающих в Таджикистане, недалеко от посёлка Оби-Гарм  (120 км от Душанбе), которые планировали подготовить репортаж о пятерых военных наблюдателях ООН, захваченных ранее.

    Содиров Бахром – родной брат и единомышленник Содирова Ризвона, служившего идеологическим наставником для сотни других террористов. Последний считался жестоким боевиком и выполнял функции т.н. министра обороны ТЭО ПИВ, насаждавшим режим угнетения и грабежа мирного населения под названием  "Исламская Республика Гарм".

    Однако эта террористическая  структура нахзатовцев -группировка ТЭО ПИВ просуществовала недолго, и была ликвидирована правительственными силами. Её руководители  бежали в Афганистан, где продолжали терроризировать местное население и таджикских беженцев. Здесь же и в городах Гургон, Захидон, Кум, Карадж, Омул, Арак, Пардис, Бумехан иностранные спецслужбы оборудовали диверсионно-террористические лагеря для подготовки боевиков, куда ТЭО ПИВ отправила порядка 500 человек. За вербовку рекрутов отвечал член бандформирования Содирова Ризвона - Каландаров М.М. Боевики осуществляли жестокие убийства и террор против представителей государственной власти, науки и культуры. По  указанию иностранных спецслужб,  один  из  самых дерзких и агрессивных полевых  командиров  ТЭО ПИВ периода гражданской войны 90-х гг. - Содиров Ризвон за зверства и злодеяния  был  избран  «эмиром»  и направлен  обратно в  РТ.

    Так, в феврале 1997 г. заложниками Содирова Бахрома оказались корреспондент агентства ИТАР-ТАСС Галина Гриднева, корреспондент агентства «Интерфакс» Сураё Собирова, съёмочная группа телекомпании НТВ — корреспондент Одилжон Ашуров и оператор Бободжон Туганов.   Для женщин, незаконно удерживаемых террористами, случившееся стало особенно суровым испытанием, тем более одна из них имела проблемы со здоровьем.  

    Автомобиль ещё одной группы журналистов — ВГТРК «Россия» не смог преодолеть подъём на горной дороге, и они чудом избежали пленения. Вместе с журналистами были захвачены двое сотрудников душанбинской миссии Международного Комитета Красного Креста (МККК).

    В тот же день боевики потребовали за освобождение журналистов предоставить своим сторонникам в Афганистане беспрепятственный проход на территорию Таджикистана.

    6 февраля боевики решили начать переговоры с представителями власти.

    Хотя официальный Душанбе осудил действия группы Содирова, но предпринял попытку провести переговоры с боевиками, чтобы  добиться освобождения пленных мирными путём, без кровопролития.

    МККК расценил инцидент как грубое нарушение международного гуманитарного права.

    В связи с фактом захвата наблюдателей ООН, сотрудников Красного Креста и российских журналистов боевиками полевого командира Содирова в Гармском районе Таджикистана, свою озабоченность высказали секретарь Совета безопасности России и  российский министр по делам СНГ. Российская сторона решительно осудила эти террористические акции, направленные на то, чтобы осложнить обстановку в стране, создать препятствия на пути наметившегося политического урегулирования в Таджикистане. Ситуация внимательно отслеживалась Президентом России и российским руководством.

    Секретариат ООН и Американский комитет защиты журналистов (CPJ) также потребовали немедленного освобождения заложников.

    Совместное заявление по поводу случившего подписали руководители агентств «Интерфакс», ИТАР-ТАСС и телекомпании НТВ.

    Аккредитованные в Таджикистане журналисты, корреспонденты агентств «Reuters», ИТАР-ТАСС, «Интерфакс», «Аргументы и факты—Новости», газеты «Комсомольская правда», телекомпаний ОРТ и ВГТРК «Россия», обратились к братьям Содировым с призывом: в знак доброй воли отпустить их коллег-заложников.

    Отрицательное отношение к захвату заложников высказал муфтий Московский и Центрально-европейский, заявивший, что этот «теракт противоречит Корану и законам священного месяца Рамадан», а  это  преступление было совершено накануне праздника Ураза-байрам.

    Представитель МИД Франции также осудил действия боевиков, сообщив, что Париж с большим вниманием следит за развитием событий.

    Представитель Государственного департамента США заявил, что США «выражают чувство глубокой озабоченности в связи с захватом заложников в Таджикистане».

    Председатель Совета Безопасности ООН также потребовал немедленного освобождения заложников.

    МИД Ирана решительно осудил захват заложников и  потребовал их немедленного освобождения.

    МИД Таджикистана расценил инцидент «как средство давления на руководство страны». 

    Сами захваченные журналисты обратились к официальному Душанбе с просьбой не штурмовать расположение группы Содирова. Боевики лишили их связи с Москвой, велев сделать опровержение о насильственном удержании, объяснив, что те «находятся в гостях». На что заложники ответили, что «гости в любой момент могут покинуть своих гостеприимных хозяев», а они такой возможности лишены.  В отношении ранее захваченных сотрудников МККК  Содиров Бахром заявил, что они «находились не в качестве заложников, а были задержаны в целях их же безопасности».

    По словам очевидцев, Содиров часто менял свои решения и планы, диктовал журналистам о чём им сообщать, вёл разговор с собеседниками в «крайне грубых и повышенных тонах». Поэтому тем, кто осуществлял с ним переговоры, пришлось подстраиваться до «уровня понимания самого Бахрома», не знающего языка дипломатии, так как его настроение менялось как погода.  Сначала он поставил условие, если до 18:00 12 февраля власти не доставят его сторонников из Афганистана, он расстреляет всех заложников. Утром 13 февраля Содиров заявил, что готов отпустить всех журналистов. 15 февраля агентство «Интерфакс» сообщило, что обмен должен состояться с 8 до 9 часов утра. Но позднее, со ссылкой на одного из боевиков Содирова, выяснилось о намерении братьев-террористов отказаться от переговоров и перевезти заложников в другое место. Когда напрямую по телефону к Содирову Бахрому обратился вице-премьер российского правительства, призвав того «поступить по-мужски» и освободить заложников, террорист выдвинул требование до 13:00 перебросить в место расположения его группы всех сторонников, доставленных из Афганистана, поклявшись именем Аллаха  отпустить пленников. Если условие не будет выполнено, то он уйдет вместе с заложниками в горы, оставив только двух журналистов-женщин.

    Затяжные переговоры с террористами проходили тяжело и безрезультатно. Для их ведения в Оби-Гарме собрались правительственная делегация во главе с вице-премьером, а также представители Ахмад Шаха Масуда и Содирова Ризвона. Официальный представитель штаб-квартиры МККК в Женеве заявила, что МККК добивается освобождения всех заложников. Вертолёт Коллективных миротворческих сил, отправившийся за заложниками в Оби-Гарм, прибыл в Душанбе без них. 8 февраля агентство ИТАР-ТАСС сообщило, что прогресса на переговорах по освобождению заложников, в которых участвуют Ахмад Шах Масуд и Ризвон Содиров, пока нет. В заложники был взят и  представитель Ахмад Шаха Масуда — Мухаммад Солех, который через некоторое время был отпущен. Заместитель Содирова Ризвона заявил, что их сторонники будут добиваться включения Содирова в процесс межтаджикских переговоров. В СМИ прошла информация, что переговаривающиеся стороны пришли к соглашению, согласно которому 9 февраля два вертолёта с Содировым Ризвоном и 40 его сторонниками будут доставлены в Оби-Гарм.

    Только 14 февраля, после того, как таджикское правительство согласилось беспрепятственно пропустить через афганско-таджикскую границу группу таджикских боевиков под командованием Содирова Р., Галина Гриднева,  Сураё Собирова и водитель их автомашины были освобождены.  16 февраля двое таджикских журналиста, работающих для НТВ — оператор Бободжан Туганов и корреспондент Одилджан Ашуров, также были освобождены и вернулись в Душанбе.

    Войска таджикского правительства расположились кольцом вокруг боевиков, с намерением применить силу в случае их сопротивления. С помощью посредников из числа представителей российского руководства Содиров согласился на освобождение остальных заложников, в обмен на возможность личной встречи с Президентом страны. И остальные заложники, включая сотрудников ООН, были отпущены 17 февраля после того, как Глава государства  отправился в горные районы для личной встречи с боевиками.

    Переговоры прервались после того, как не всем боевикам было разрешено вернуться, а тем, кто был доставлен вертолётами, не разрешили провезти оружие в Таджикистан.

    Итогом этой террористической акции со стороны боевиков ТЭО  ПИВ и братьев Содировых стало то, что «в результате настойчивых усилий российского правительства и Президента Таджикистана Эмомали Рахмонова удалось освободить всех заложников, которых около двух недель удерживал полевой командир Бахром Содиров». 17 февраля были освобождены последние заложники — сотрудники ООН.  

    Важно отметить несомненную роль в успехе многих проведённых переговоров и антитеррористических операций, высокий профессионализм Председателя ГКНБ РТ генерала Сайдамира Зухурова -  опытного руководителя спецслужбы, который «десять раз отмерял», и только потом санкционировал мероприятия или принимал конструктивное решение по существу того или иного вопроса. С. Зухуров и его соратники, сотрудники Комитета, как истинные патриоты Отечества, твёрдо отстаивали интересы своего народа, мир и благополучие на родной земле.  Подробно об этом можно прочитать в статье «Без охраны, под прицелом. Как генерал Сайдамир Зухуров спасал заложников» (28.12.22,  Asia-Plus).

    Через полгода после указанных событий, в ноябре 1997 года Содиров Ризвон, с целью освободить своего брата Содирова Бахрома из тюрьмы, вновь взял в заложники сотрудников международных организаций «ТАСИС» и «Врачи без границ», французских граждан  Франка Жание Дюбри и Карен Манн, которая погибла от разрыва гранаты, брошенной террористами в ходе отступления.

    В ходе операции правительственных сил Содиров Ризвон был обезврежен, а члены его незаконного банформирования задержаны сотрудниками ГКНБ  РТ. 7 сентября 1998 года Верховный Суд РТ приговорил членов бандгруппы к уголовному наказанию, осудив на сроки от 10 до 15 лет лишения свободы.  

    9 октября1998 г. Верховный суд Таджикистана приговорил к высшей мере наказания активистов террористической группировки, инициаторов захвата заложников — Содирова Бахрома и Носирова Кироатшо. Среди прочего, они обвинены в пленении журналистов и сотрудников международных организаций. 9 террористов,  участвовавших в захвате сотрудников ООН и российских журналистов, также понесли заслуженное уголовное наказание.

     

                                                                                               Пулод Гафаров

0