Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Февральские события не должны повториться в Таджикистане

  • Тяжёлым испытанием, выпавшим на долю молодой суверенной  Республики Таджикистан, стала гражданская война 90-х годов прошлого века, унесшая более 150 тысяч человеческих жизней. Кроме того, вновь образованному государству был нанесён огромный материальный ущерб на десятки миллиардов долларов.  Но страшнее  всего стал моральный урон, душевные страдания тысяч наших сограждан, потерявших родных и близких, которых уже никогда не вернуть.

    Ежегодно в феврале мы особо вспоминаем одно из тяжелейших испытаний. Тогда группа демонстрантов потребовала от ЦК компартии Таджикистана и  Правительства выдворить беженцев - граждан другой страны из якобы предоставленных им квартир. Впоследствии выяснилось, что такого факта вообще не было. Это был лишь провокационный повод для выступления фундаменталистов из радикальной религиозной организации и поддерживающих их т.н.  демократов.

    В январе 1990 года оппозиционное демократическое  движение "Растохез" ("Возрождение") публично выступило за запрещение деятельности компартии. И 12-14 февраля в Душанбе произошли столкновения между демонстрантами и милицией,  результатом чего стало объявление чрезвычайного положения. 12 февраля 1990 года страна проснулась от кровопролитного вооружённого противостояния  митингующих  правительственным войсками в центре города, возле здания ЦК КП Таджикской ССР.  Эти страшные видеокадры документально запечатлены на киноплёнке и облетели весь мир. Демонстранты бросали зажигательные бутылки в жилые и административные здания, переворачивали автобусы,  разбивали стёкла окон нижних, толпой врывались в помещения, грабили магазины.

    В столкновении с правительственными силами, исполнявшими служебный долг по сохранению правопорядка, погибли 17 демонстрантов. В ответ исламисты организовали погромы, избиение прохожих, поджоги автомашин. Почти три дня город был в руках фанатичных радикалов. К сожалению, не разобравшись в происходящем, к ним присоединились многие горожане и представители интеллигенции, которые считали правительство ответственным за кровопролитие. Участники многотысячных митингов требовали отставки правительства и первого секретаря ЦК компартии Таджикистана. 

    Февральские выступления оппозиции закончились для неё безрезультатно, а президентские выборы 1991 г. не привели к победе оппозиционных сил, которые уже тогда, дискредитировали себя, а население стало отворачиваться от них. Это было связано, прежде всего, с тем, что оппозиция действовала крайне агрессивно, не смогла выдвинуть какую-либо позитивную программу переустройства общества, и активизация исламских экстремистов отпугнула многих. Общество раскололось на различные группировки, действовавшие в соответствии с собственными  интересами. Выборы руководителя государства ещё больше разъединили людей. Оппозиционные силы, несмотря на своё поражение, не примирились с итогами выборов,  стремились любыми способами войти во власть, контролировать её структуры. В стране не утихали многочисленные митинги, подогреваемые извне.  События февраля 1990 и сентября 1991 года стали предвестниками  гражданской войны в Таджикистане, развязанной главарями террористическо-экстремистской организации «партия исламского возрождения» (ТЭО ПИВ), с подачи, при моральной и финансовой поддержке иностранных спецслужб.

    Причиной противостояния стала борьба за власть между партийно-хозяйственной номенклатурой и коалицией оппозиционных партий и движений, в которую также входили религиозные радикалы из ТЭО ПИВ (в то время ПИВТ). Фактически это были организации единого типа. Во главе одной стояло радикальное духовенство и экстремистки настроенная часть молодёжи, обучавшаяся в зарубежных спецлагерях. Другую партию возглавила творческая интеллигенция. Духовенство Таджикистана стало управляемым со стороны ряда исламских государств. Однако большинство местных мусульман осудили чуждые течения (ваххабизм, шиизм), поскольку те не соответствовали их традиционным взглядам на ислам. На фоне насильственного внедрения «демократических ценностей», помноженных на исламский фундаментализм, поднялось движение, которое назвали демисламизмом. Населению внушалось, что пора превратить Таджикистан из светского в религиозное государство. Пусть даже «революционным», террористическим путём. И всё это  преподносилось как демократия, борьба за свободу и справедливость. Стоило власти ослабнуть, и везде: в студенческой аудитории, в учреждении, на производстве начинался хаос. Но 90-й год стал лишь репетицией, предвестником национальной трагедии. Основные же горькие события с теми же организаторами массового кровопролития – ТЭО ПИВ, произошли в 92-м.

    Прошло почти тридцать пять лет с того горестного февральского момента, но до сих пор таджикистанцы с горечью вспоминают февральские события 1990 года, в которых погибли более 20 и были ранены около 570 человек.

     

                                                                                         Баходур Таваров

0