Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Упреждающие меры по недопущению радикализации населения

  • В связи с последними событиями на Ближнем Востоке,  массовыми протестными акциями сторонников Израиля или Палестины в третьих странах, выражающихся в терактах, убийствах и погромах, необходимы своевременные превентивные меры противостояния любым проявлениям радикализма и фанатизма.

    Например, несколько лет назад в законодательство Республики Таджикистан были внесены дополнения в Уголовный Кодекс Республики Таджикистан, предусматривающие введение в УК новой статьи. Так, статья 334-1, предусматривает также ответственность  за незаконное религиозное обучение, в том числе посредством интернета, если в нём (обучении) нет признаков религиозного экстремизма, и за это деяние человек уже понёс административное наказание. То есть, если привлечённый по таким фактам к административному наказанию гражданин повторит такое деяния в течение одного года, его могут лишить свободы сроком до трёх лет.

    Подобные изменения не противоречат Конституции страны и закону «О нормативно-правовых актах», не требуют дополнительных бюджетных средств. Ранее за подобные правонарушения была предусмотрена лишь административная ответственность и денежный штраф в размере от 48 тыс. до 72 тыс. сомони, что не останавливало заинтересованных лиц от занятий этим незаконным видом деятельности. Более того, такие поправки никоим образом не ущемляют права и чувства верующих.

    По мнению экспертов, данная мера является весьма актуальной и своевременной, так как руководство страны стремится не допустить радикализации общества, особенно молодёжи,  в чём крайне заинтересованы зарубежные деструктивные силы и местные подпольные экстремистские ячейки, сохранить конституционно закреплённую светскую форму правления.

    Многие независимые наблюдатели подчёркивают, что интерес к религии в стране в последние годы заметно возрос. Изучать азы ислама в богословские школы отдают подростков даже из нерелигиозных семей. Это происходит в ущерб общеобразовательной подготовке молодёжи.  Вследствие чего, религиозно «подкованные» юноши, кроме сомнительной религиозной подготовки не имеют элементарных практических навыков и знаний. При этом с малых лет им прививается агрессия и чувство нетерпимости к иноверцам и атеистам.

    Ранее это показали проверочные тесты и аттестация студентов, вернувшихся с подобного обучения из исламских стран. В перспективе, после такой подготовки лишь немногие смогли социализироваться и найти достойную работу. Остальные, потратив несколько лет на невостребованное теологическое образование, не найдя применения своим неквалифицированным знаниям на практике, были вынуждены пополнить ряды местных безработных или трудовых мигрантов. Есть большая вероятность и опасность того, что со своими примитивными начальными религиозным знаниям такие «самоучки» рискуют попасть под влияние радикально настроенных религиозных групп, сект, стать сторонниками нетрадиционных для Таджикистана течений ислама. Как показывает опыт, среди задержанных в третьих странах террористов и экстремистов, к сожалению, есть и граждане РТ.

     Повальная исламизация и целенаправленное стремление молодёжи к религиозному обучению, в ущерб утилитарным знаниям, не может не настораживать. К ритуалам моления взрослые нередко активно привлекают подростков и практически малолетних детей. Здесь можно говорить о  насильном вовлечении в религиозные процессы, так как о самостоятельном сознательном выборе в таком возрасте речи идти не может. Зачастую наставниками молодёжи  являются  муллы, уровень знаний которых оставляет желать лучшего. Они обсуждают с подростками те события и вопросы, которые были актуальными в 10-11 веках, тем самым, толкая общество назад в прошлое, в средневековье.   

    Для подрастающего поколения достаточно того, что в старших классов в общеобразовательную  школьную программу было бы включено «религиоведение» (или «познание ислама») с изучением истории ислама. Как это практикуется во многих зарубежных светских государствах, независимо от вероисповедания. Желающие получить высшее духовное образование могут сделать это у легальных «профессионалов» в Таджикском исламском университете.

       В РТ можно заняться религиозным самообразованием. До последнего времени купить книги на эту тему можно было на любом рынке. В магазинах и возле каждой мечети продавали аудио- и видеозаписи проповедей известных в стране священников. Однако сейчас контроль за массовым засильем низкопробной религиозной литературы и видеоматериалов ужесточён.

    Напомним, что основным нормативным актом, регламентирующим действия религиозных организаций на территории РТ является Закон  «О  свободе  совести  и  религиозных  объединениях», разработанный с учётом современных реалий, сложившихся в обществе, при активном участии международных экспертов в области религии  и права. Он строго основывается на положениях конституции Республики Таджикистан, не ущемляет прав верующих.

    Однако в стране за 70 лет «советского существования» были утеряны исконно нравственные нормы и устои религиозного воспитания. В результате, создавшийся вакуум стал быстро заполняться появившимися из-за рубежа чуждыми течениями, заявляющими свои претензии на истинные религиозные ценности. Сегодня существует огромная армия людей, в числе которых много молодых, весьма приблизительно представляющих себе устои традиционного ислама, но всё-таки верящих, что эта религия – религия их отцов и дедов.  Они являются прекрасным полем для прорастания чуждых нам, самых разных религиозных течений, среди которых «Хизб-ут-Тахрир», «Джамоати Таблиг», «Салафия» – полем для битвы за умы подрастающих таджиков.

    Правительству РТ удалось вернуть на родину  3 520 своих граждан,  которые ранее были отправлены на религиозное обучение в зарубежные страны. Используя высокую религиозную ментальность местного населения, запрещённая ТЭО ПИВ наладила канал контрабандной поставки на территорию РТ экстремистской литературы, поставила на поток  религиозное обучение молодёжи за рубежом. При  этом фанатично настроенные студенты прошли специальную подготовку  в зарубежных лагерях. Большинство из них  стали активными членами и боевиками международных террористических и экстремистских организаций. Выпускники подконтрольных ТЭО ПИВ медресе создавали собственные группы, которые впоследствии переросли в региональные ячейки партии.

    Сегодня правительство РТ постепенно возвращает из стран Ближнего Востока своих граждан, в частности женщин и детей, уехавших туда вслед за воюющими мужьями и отцами, или родились за границей. Их адаптация к мирной жизни и социализация в обществе проходит с большим трудом, хотя для этого приложены немалые усилия со стороны властей.  

    Учитывая, что религиозные радикалы и «политические» исламисты, в т.ч. из ТЭО ПИВ и других МТО,  стараются не упустить  шанса по «порабощению» умов подрастающего поколения любым способом, особо удобным и дешёвым из которых сегодня является интернет, указанные поправки и дополнения в данной сфере в законы и Уголовный кодекс являются крайне необходимой, своевременной и оправданной мерой. Ведь ключевые проблемы мусульманского мира должны решаться, прежде всего, путём развития экономики и достойного образования  молодёжи, а не противостоянием, терактами и войнами.

                                                                                               Алишер Назаров

1