Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Независимость Таджикистана в современных реалиях

  • 9 сентября 1991 года на внеочередной сессии десятого созыва Верховного Совета Республики Таджикистан были приняты Декларация о государственной независимости Республики Таджикистан и Решение Верховного Совета Республики Таджикистан «О провозглашении государственной независимости Республики Таджикистан». Таким образом, в истории таджикской нации появилась реальная возможность основания свободного и независимого национального государства. Но, по словам Президента РТ Эмомали Рахмона, к сожалению, эта уникальная историческая возможность не была разумно использована в практике построения государства на начальном этапе независимости. В стране начались политические разногласия и противостояния.

    XVI историческая Сессия Верховного Совета Таджикистана, состоявшаяся в  ноябре 1992 года в г.Худжанде, стала судьбоносной инициативой, положившей начало нелёгкого пути к миру, согласию, национальному единству и защите территориальной целостность страны.

    Исключительно сложный межтаджикский диалог, начавшийся 5 мая 1994 года в Москве под эгидой ООН и завершившийся 27 июня 1997 года подписанием в Москве «Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане», продолжался три с лишним года. Ещё два года и десять месяцев ушло на реализацию условий мирного соглашения. Казалось бы, долгий срок. Но, если учесть, что гражданские войны длятся десятилетиями – то, предельно короткий. Обычно, гражданские войны не имеют конца. Таджикистанцам удалось это опровергнуть. И этот бесценный опыт сейчас используют другие государства, попавшие в подобную военно-политическую ситуацию.

    Прекращение вооруженного противостояния и установление мира и стабильности в республике тогда имели огромное значение не только для граждан Таджикистана, но и для народов соседних государств. Ведь это  предотвратило опасность распространения терроризма и экстремизма на их территории, избавили государства Центральной Азии от нестабильности и опасных противостояний.

    В разумной мере принцип «открытых дверей» и внешнеполитические отношения с мировым сообществом ориентированы и предопределены государственной Концепцией Республики Таджикистан, где в разделе «Внешнеполитические приоритеты Республики Таджикистан» чёрным по белому подчёркивается: «Республика Таджикистан, принимая во внимание цели и высшие национальные интересы, определяет и реализует приоритеты своей внешней политики».

    Геополитические и геоэкономические особенности сегодняшнего мира требуют постоянного переосмысления этих приоритетов. Они, с учётом уровня и содержания взаимоотношений РТ с отдельными государствами или группами государств, а также ввиду национальных и государственных потребностей могут быть подвержены изменениям. Такого подхода последовательно придерживается правительство республики, корректируя стратегию и тактику, курс межгосударственных отношений, лавируя между «подводными течениями и камнями» современной реальности.

    Естественно, что Таджикистан приоритетом ставит поддержание долгосрочных и стабильных политических, экономических и культурных отношений с традиционными партнёрами по бывшему Союзу, а ныне государствами-участниками СНГ, с соседями по центрально-азиатскому региону. Так, в начале августа с.г. Президент РТ  участвовал в трёхстороннем саммите Туркменистан, Таджикистан и Узбекистан в Ашхабаде. А в сентябре с.г. в Душанбе состоится 5-ый юбилейный саммит глав государств региона ЦА.

     Расширение сотрудничества с постсоветскими государствами является одной из важнейших задач внешней политики РТ. Укрепление стратегических отношений и дружественного взаимодействия имеет первостепенное значение.

    Особого внимания заслуживает степень близости Таджикистана с его основным стратегическим партнером – Россией. Формулировка о «стратегическом партнёрстве» не встречается в договорах ни с одним другим государством. Она была зафиксирована в ориентированном на XXI век Договоре дружбы и сотрудничества, который был подписан в 1999 году во время визита Президента РТ Эмомали Рахмона в Россию. Таджикистан укрепляет и развивает партнёрство с Россией по всем направлениям, в том числе, и военно-политическом. Партнёрские отношения с Россией отражаются на позиции Таджикистана в международных организациях. Достаточно активно развивается таджикско-российское экономическое сотрудничество. Речь идёт не о помощи, а именно о взаимовыгодных экономических связях. Многие другие страны ближнего и дальнего зарубежья также пришли в Таджикистан в этом качестве. Ведь республика не исключает активного сотрудничества с восточными и западными странами, стремления развивать и углублять взаимовыгодные связи с партнёрами из дальнего зарубежья, независимо от их политической, социальной и религиозной ориентации. Как, например, с КНР, плодотворно сотрудничающей с РТ.    Такие отношения  строятся на основе равенства и взаимовыгодного сотрудничества в политической, военной, экономической, научной, образовательной и  культурной сферах. Взаимосвязи в этих и других направлениях полностью отвечают национальным интересам Республики Таджикистан и являются важным фактором обеспечения региональной безопасности, прогресса и стабильности.  Разветвлённую межгосударственную интеграцию РТ рассматривает как важнейший механизм решения экономических, социальных, экологических вопросов, обеспечения мира и безопасности.

    В частности, Таджикистан, «с учётом огромного авторитета и роли США в мировой политике и экономике», и в дальнейшем будет прилагать усилия для развития многоплановых отношений с этим государством на взаимовыгодной основе, поддерживать их партнёрский характер. Кроме того, в отношениях между Таджикистаном и Европейским Союзом также происходят коренные изменения позитивного свойства, и эта тенденция укрепляется год от года.  РТ рассматривает ЕС в качестве одного из важных экономических партнёров, стремится к расширению и углублению долгосрочного взаимодействия с этим межгосударственным объединением на основе принципа взаимной выгоды.

    С Таджикистаном  взаимодействуют многие страны мира, здесь работает около 300 совместных предприятий с участием иностранного капитала. Наиболее крупными инвесторами и партнёрами  таджикской экономики являются компании из России, Белоруссии, Китая, США, Канады, Великобритании, Кореи, Германии, Швейцарии, Италии, Венгрии, Ирана, Японии. То есть, здесь представлен весь спектр мировой экономики.

    Следовательно, внешняя политика Республики Таджикистан на протяжении всех лет независимости остаётся доверительной, прозрачной, дружелюбной и внятной.

                                                              

                                                       Юрий Макеев, ИА «Параллель»

0