Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

27 июня – важная дата для Таджикистана

  • Республика Таджикистан стоит накануне важного для её народа праздника  Дня национального единства, напоминающего о  времени, когда 27 июня 1997 года официальная власть и объединённая оппозиция подписали в Москве примирительный документ - Общее соглашение об установлении мира и национального согласия.

    В то время Общее соглашение стало началом диалога, промежуточным, качественно новым этапом в достижении мира и национального согласия, в развитии независимого государства, важной вехой переходного периода от раздора к сотрудничеству. Этому предшествовали многочисленные раунды предварительных переговоров. Лидеры противоборствующих сторон пользовались доверием большинства своих сторонников, которые поддержали их и согласились с достигнутыми договорённостями, не побоялись пойти на определённый политический риск и компромисс, на прямые переговоры и уступки.

    Из первоначального пункта Соглашения, касающегося реформирования Правительства, о том, что «введение представителей оппозиции (ОТО) в структуры исполнительной власти, включая министерства, ведомства, местные органы власти, судебные и правоохранительные органы будет пропорционально представительству сторон в Комиссии по национальному примирению и с учётом регионального принципа», по просьбе ОТО  исключено условие «пропорционально представительству сторон в КПН».  Оппозиции была предоставлена квота - 30% мест в госструктурах с учётом регионального принципа. Указанный пункт был полностью соблюдён под контролем международных организаций. Однако со временем, отдельные представители оппозиции, назначенные на ответственные чиновничьи должности, показали себя не с лучшей профессиональной и моральной стороны. Не оправдали доверия.

    Полностью были выполнены и другие договорённости: амнистия политзаключенных и боевиков, интеграция бойцов оппозиции, прошедших аттестацию, в Вооружённые Силы республики, возвращение и обустройство основной массы беженцев. Позже к отдельным представителям оппозиции также применялась амнистия или помилование, чем многие из них спекулировали в корыстных  интересах.

    Переходный этап в истории независимости нового таджикского государства и его граждан благополучно завершён уже много лет назад.  Народ, Руководство страны и Правительство рука об руку уверенными темпами идут дальше, разрабатывая современные нормативные акты, перспективные планы и стратегические программы на десятилетия вперёд.  Однако активисты и главари  ТЭО ПИВ, деятельность которой запрещена Верховным Судом РТ, после вооружённой попытки захвата власти, спустя почти три десятилетия со дня достигнутых в дни гражданского противостояния  мирных договорённостей и вопреки им, живут вчерашними событиями и прошлыми обидами. Многие из них так и не смогли влиться в политическую или экономическую систему современного Таджикистана, обвиняя в этом окружающих. Сегодня, бежав от заслуженного уголовного наказания в страны Евросоюза, они продолжают свою противоправную деятельность, ведут агрессивную информационную войну, не желая отказываться от своих  преступных целей. 

    Получившие в то время высокие государственные посты в Правительстве  и  Парламенте, они не только не приносили какую-либо реальную пользу республике и обществу, но, наоборот, дестабилизировали социальную обстановку, и до сих пор провоцируют социальную напряжённость из-за рубежа, где скрываются от уголовной ответственности.  Сегодня т.н. оппозиционеры пытаются спровоцировать новое гражданское противостояние в современных реалиях.   Хотя многие из них  при так ненавистном им нынешнем режиме, который неустанно критикуют, стали преуспевающими бизнесменами, политиками, представителями истеблишмента. Но в случаях, когда их личные,  коммерческие интересы вступали в противоречие с законом, они сразу же вспоминали Соглашение о мире, заявляя о политическом преследовании, апеллируя к международным правозащитникам. Находящиеся под идеологическим влиянием ТЭО ПИВ в последние годы они демонстративно отказываются отмечать знаменательный для государства и народа праздник, игнорируя реальные позитивные перемены, достигнутые гражданами Таджикистана за годы независимости.   

    После подписания Общего соглашения исламской политической партии было разрешено существовать в конституционно-светском государстве. Таджикистанцы, испытав на себе тяготы гражданской войны, трезво оценивающие разрушительные события на Ближнем и Среднем Востоке, поддерживали искусство политического компромисса, проводимого руководством страны, как метод мирного разрешения внутренних и внешних конфликтов. Однако ТЭО ПИВ так и не смогла адаптироваться к новым мирным реалиям, выйти из переходной фазы становления современной таджикской государственности и демократии. Этому свидетельствует их проигрыш на парламентских выборах, самороспуск региональных ячеек, длительное проживание главарей ТЭО ПИВ за рубежом, их полная финансовая и идеологическая зависимость от иностранных спонсоров.

    Недовольные активисты ТЭО ПИВ ставят в упрёк, что о них в контексте прекращении войны и поддержании мира упоминают крайне редко. Это происходит потому, что исламисты в своей массе, вкупе с демократами, ассоциируются у народа с виновниками разжигания гражданского противостояния. Негативные воспоминания и впечатления усилила попытка вооружённого государственного переворота А.Назарзода, организованная и лично профинансированная главарём ТЭО ПИВ – М.Кабири, а также нынешняя антиконституционная позиция и провокационное поведение последнего, ежедневно отражаемые экстремистскими сайтами, соцсетями и блогами.

                                                      

                                                                                        Пулод Гафаров

0