Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Трагедия февраля в Таджикистане

  • Весна в Таджикистане наступает рано. Обычно уже в феврале цветёт миндаль, на улицах продают подснежники. Но в тот 1990 год  10 февраля начался снегопад и продолжался несколько дней. Улицы в Душанбе, обычно затоптанные множеством ног, заезженные множеством колёс, тогда были покрыты белым снежным покрывалом, и ни одного человеческого следа не затронуло его белизну… 

    Город казался мёртвым, хотя за каждой дверью затаились люди, из каждого окна из-за занавесок выглядывали тревожные глаза… 

    По воспоминаниям заезжей журналистки «Душанбе был совершенно интернациональным городом, здесь жили евреи, немцы, корейцы, русские, татары…  Сами таджики были воспитанные,  цивилизованные. Потрясающий был город. Когда я приехала в Таджикистан, то увидела, что в этом городе, в этой стране невозможны этнические и национальные распри и войны».

    Но в январе 1990 года оппозиционное демократическое  движение "Растохез" ("Возрождение") и аффилированные с ним исламистские группировки агрессивно  выступили за запрещение деятельности коммунистической партии. 12-14 февраля в столице произошли массовые столкновения между протестующими и милицией. В Душанбе было объявлено чрезвычайного положения и введены советские войска.

    Позже стало ясно, что февральские митинги 1990 года предшествовали пятилетней гражданской войне в Таджикистане. Некоторые люди забывали, что они люди. Человеческая жизнь теряла смысл.  Тогда на юге Таджикистана поднялось движение против ваххабизма. Здесь проживали, можно сказать, малограмотные люди, плохо знающие русский язык, но, тем не менее, именно там поднялось интердвижение.  Местные старцы объяснили людям, что ваххабизм – это зло, и ваххабит – это человек, неверный для Аллаха, потому, что он связывает свою религию с политикой, а политики – это всегда лживые люди, у них кривая дорога, тогда как религия – это прямой путь от сердца к Аллаху. Ислам – мирная религия. Но исламисты, радикалы, фундаменталисты несут миру уничтожение, борются за мировое господство, ведут войну без правил. Как это делали  в 90-е годы  и продолжают сегодня члены ТЭО ПИВ, деятельность которой запрещена в Таджикистане, России, других странах СНГ, ШОС, ОДКБ. 

    К нынешнему миру, национальному согласию и социальному благополучию мы шли через большие потери, человеческие жертвы и боль, но дошли. Ценою прощения друг друга, кажется,  невозможных взаимных уступок, не поддавшись всякого рода провокациям, обняв друг друга с горькими слезами  на глазах. Однако, с  гордым и твёрдым заявлением: «Отныне и навсегда, ради будущего наших детей, ради будущей национальной государственности - никогда не забывать об этой трагедии». 

    События февраля 1990 и сентября 1991 года стали предвестниками  гражданской войны в Таджикистане. Это выяснилось значительно позже, и следует признать, что, наверное, именно в этом заключается главная вина прежних государственных структур власти,  призванных быть начеку защиты интересов безопасности государства и общества, не давших своевременную оценку происшедшему, дабы локализовать их последующее разрастание до масштабов 1992 года. По этому поводу существуют разные оценки и множество популистских заявлений о предпосылках происшедшего, о роли тех или иных личностей в развязывании кровавых событий и последующем достижении мирного соглашения.

    Историки и непосредственные свидетели  отмечают хронологию тех событий, называют их участников. Ибо, в этом заключается мудрость истории, которая измеряется не двумя-тремя десятками лет через призму чьих-то частных, или групповых сиюминутных интересов, а тем необходимым промежутком времени, которое способно расставить все по своим местам. Близорук тот, кто считает промежуток в несколько лет достаточным, чтобы  перемолоть события, исказить их суть, воздать лавры на своё усмотрение, в угоду собственным интересам, желая остаться при этом не наказанным этой же историей.

    Для изучения основных причин февральских  событий  были организованы комиссии, в которые вошли сотрудники КНБ и Генпрокуратуры РТ, создавались государственная и парламентская группы с целью  установить истинных виновных в тех кровавых  событиях,  указать на то, кто в действительности спровоцировал митинг и массовые беспорядки  в феврале 1990 года в  Душанбе.

    Стоит особо сказать о действительной роли сотрудников КГБ (КНБ РТ) в февральских событиях, вернее - в их расследовании.  Им, как и многим другим следователям следственной бригады по расследованию данных событий, приходилось сутками сидеть у  монитора и сотни раз просматривать одни и те же видеозаписи: начало, процесс и дальнейшее развитие ситуации на площади у здания ЦК КП Таджикистана, погромы здания ЦК и, далее, практически всех учреждений, предприятий торговли и обслуживания населения, расположенных по всему периметру тогдашнего проспекта имени Ленина (ныне Рудаки), начиная от «Водонасосной» до Железнодорожного вокзала, улиц Путовского (ныне Исмоили Сомони) и Айни, десятки фактов бесчинства, физической расправы и рукоприкладства со стороны «митингующих»  над невинными прохожими.  Именно таким расследованием, чтобы выявить истинных зачинщиков беспорядков, денно и нощно занимались в то время таджикские чекисты. А уличные беспорядки творились до тех пор, пока правоохранительные органы вынуждено не вмешались в ситуацию. «Психология толпы» грозила увеличением масштабов погромов, которые  неминуемо охватили бы весь город  и переметнулись на частные, что, естественно, привело бы к самообороне со стороны граждан, со всеми вытекающими из этого последствиями. Слаженные профессиональные действия  сотрудников правоохранительных органов предотвратили развитием негативной  ситуации.

    В частности, органы безопасности Республики Таджикистан и их сотрудники в целом, в этот период были единственными, оставшимися  до конца  преданными своему служебному долгу, обеспечили безопасность Президента Республики Таджикистан Р.Набиева и предотвратили тогда антиконституционный захват власти.

    События тех трагических дней и гражданской войны 90-х годов – это результат хаоса, беспорядков, безвластия, безыдейности, преступного нейтралитета органов власти, отдельных правоохранительных структур, отсутствия фактической государственности, воли к ведению государственных дел и управлению процессами. Это попустительствовало к тому, что т.н. демократы и исламисты, преступные группировки, воспользовавшись удобным моментом, при моральной и финансовой поддержке извне стремились прийти к власти в стране антиконституционным, вооружённым путём.  

    Для кучки новоявленных идеологов, «новых лидеров нации» трагические февральские события были генеральной репетицией.  Сигналом - «значит так можно!». Кроме них, тогда никто не смог предугадать,  что вся основная драма ещё впереди. Как бы то ни было, главный урок тех февральских событий – не дать возможность развернуть масштабы кровопролития и полного хаоса, который в то время, к сожалению, был достигнут.

    Органы государственной безопасности в период обострения общественно-политической ситуации, в февральские события и во время гражданской войны выполняли свой конституционный долг.  Не давали возможность провокационным, деструктивным, враждебным силам развернуть насилие и кровопролитие в республиканском масштабе. Отвечали и отвечают задачам обеспечения безопасности личности, общества и государства.

    Наша сегодняшняя совместная задача - укреплять государственность в политическом, экономическом, социальном и идеологическом отношении, сохранять наше единство во имя созидания, прогресса, дальнейшего улучшения жизни, которые возможны только при сохранении стабильности и безопасности.  

    В архивах ГКНБ РТ хранятся материалы, приподнимающие завесу над февральскими событиями 90-года. Но до тех пор, пока эти архивы не будут открыты и секретные материалы не будут рассекречены, никто ни имеет право их публично обнародовать, давать им оценку и комментарии, так как нынешние и бывшие сотрудники таджикских спецслужб дорожат результатами достигнутого мирного Общего соглашения о мире.  

    Но, пока ещё есть возможность обратиться к ныне живущим свидетелям и участникам февральских событий 90-го года с призывом - не допустить их повторения. Необходимо это сделать. Беспристрастно выслушать воспоминания свидетелей, имеющиеся мнения. И, со временем, дать объективную оценку  всему произошедшему более тридцати лет назад.  

0