Официальный Душанбе неоправданную критику в СМИ и позицию т.н. международных правозащитных организаций в отношении якобы ущемления прав верующих и их преследования считает необъективной и предвзятой. Потому что указанные субъекты обычно в своих оценках опираются не на объективный анализ действительности, а на материалы из масс-медиа, тенденциозные подборки и личные мнения, которые в большинстве случаев не отражают реальную ситуацию в стране. Такие данные берутся не из первоисточника – Комитета по делам религии при Правительстве РТ, а предоставлены некомпетентными лицами, сомнительными т.н. правозащитными организациями, что заранее предопределяет негативные оценки, объясняет их неточность, субъективность и недостоверность.
Например, в Таджикистане официально запрещена деятельность радикального течения в исламе — салафизма. И дело здесь - ни в ширине расставленных при молитве ног и разведения локтей, цвете молельного коврика, форме и длине бороды. А в нарушении Закона РТ «О террористической деятельности» и отдельных статей Конституции РТ и УК РТ. Никто не обязывает граждан носить только национальную одежду, и целью пропаганды национальной одежды является защита древней культуры народа, отказ от чуждых ценностей в виде хиджаба или чёрных платков.
Поэтому, если учитывать то, что у Таджикистана за десятилетия государственной независимости имеются немалые достижения в области религии, причислять республику к списку стран, в которых религиозные свободы полностью ущемлены, несправедливо.
Стоит учитывать, что центрально-азиатский регион, где конфликты между светскими и экстремистскими силами зародились ещё накануне распада Союза в начале 1990-х годов, сегодня считают пороховой бочкой. Угрозу безопасности региона представляют члены радикальных, террористических и экстремистских организаций «Аль-Каида», «Хизб-ут-Тахрир», Исламского движения Туркестана, Партии исламского возрождения и её боевого крыла «Джамаат Ансаруллах», «Джамаати Таблиг», «Салафия», ИГИЛ.
Руководству среднеазиатских мусульманских республик, где значение религиозной составляющей общественно-политической и социально-экономической жизни крайне велико, приходится балансировать как на подвешенном бикфордовом шнуре. С одной стороны, защищать конституционные интересы и права граждан, безопасность и статус светского государства от посягательств религиозного экстремизма. С другой - не ущемлять при этом свободы законопослушных верующих, за правами которых бдительно следят многочисленные правозащитные организации. В то время, когда религиозный экстремизм объявлен основной угрозой национальной безопасности, оппоненты не устают называть центрально-азиатские республики странами, где «есть большие проблемы с соблюдением свободы совести». Многие из них необоснованно считают действия властей, направленные на предотвращение экстремистских и террористических проявлений, в том числе закрытие нелегальных медресе и подпольных учебных религиозных школ «нарушением и ограничением прав человека».
Важно знать, что центрально-азиатские республики оказались в центре «дуги нестабильности», по которой развертывается атака мирового джихадизма на современную цивилизацию. Государства ЦА непосредственно соприкасаются с многочисленными очагами террористической напряжённости: Афганистан, Синьцзян, Кашмир, Северный Вазиристан и др. Факты свидетельствуют, что в Ферганской долине действует подпольная инфраструктура, позволяющая местным экстремистам поддерживать связи и взаимодействовать с джихадистами из России, стран Ближнего Востока, Африки и непризнанного ИГИЛ.
Обретя независимость, практически все среднеазиатские республики ориентировались на принципы светского государства, закреплённые в национальных Конституциях и весьма схожих законах «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях»: обеспечение свободы совести, невмешательство государства в религиозную жизнь граждан и равноправие всех конфеcсий. Государственная политика в сфере свободы совести основана на принципах нейтралитета, толерантности и паритета, недопустимости вмешательства религии в политику. Схожие Законы «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» и «Об общественных объединениях» не допускают образования и деятельности партий на религиозной основе и определяют принципы деятельности религиозных организаций при праве каждого на свободу вероисповедания. Нормами этих законов установлено, что религиозные объединения не вправе участвовать в выборах органов государственной власти и управления. В целом, законодательство среднеазиатских республик заложило необходимые правовые основы государственно-конфессиональных отношений и обеспечило равные возможности для религиозных объединений. Однако сначала в Республике Таджикистан партия исламского возрождения (ТЭО ПИВ) действовала легально, её члены были представлены в Парламенте. Но ни к чему хорошему это не привело. В 90-е годы ТЭО ПИВ с подачи чужеземцев развязала в Таджикистане гражданскую войну, унесшую более 150 тысяч жизней. В 2015 году ТЭО ПИВ организовала вооружённую попытку государственного переворота, после чего её деятельность была запрещена Верховным судом РТ.
Радикальные силы и сегодня пытаются формировать в массовом сознании убеждение о ценности ислама как мировоззренческой и общественной силы, способной решить все насущные проблемы. Однако низкий уровень религиозной грамотности подавляющей части мусульман, их неспособность отличать истинную религиозность от религиозного фанатизма и экстремизма способствуют не столько утверждению традиционного и умеренного ислама, сколько распространению радикального исламизма. Окружающие ни в силах отличить рядового мусульманина от салафита или ваххабита. Они попадают под прямое воздействие представителей радикальных организаций, которые пропагандируют и навязывают религиозные взгляды и ценности, разительно отличающиеся от принятых на родине. Для этого последние пытаются организовывать свои нелегальные школы и учебные центры, усыпить бдительность граждан в противостоянии религиозному экстремизму. Недовольные и отчаявшиеся люди легко попадают под влияние ваххабитов, салафитов и вербовщиков от ИГИЛ, которые предлагают примитивные, но понятные рецепты установления социальной справедливости, оказывают моральную и материальную поддержку. Подобным образом среднеазиатские рекруты вовлекаются в джихад на чужой территории. После возвращения они с ещё большей агрессией продолжают пропагандировать идеи радикального ислама на родине. Исламисты понимают, что подобная деятельность запрещена и противозаконна, уходят в подполье, вовлекая в противостояние государству несознательную молодёжь. По мере роста числа приверженцев исламского экстремизма их религиозно-идеологическое противоборство со светским государством может перерасти в фазу вооружённой борьбы, в террористическое подполье. На экстремистские проявления светские власти обязаны реагировать не только карательными, но и упреждающими мерами. Фактическое ужесточение государственной политики в религиозной области закономерно, когда проблема распространения религиозного экстремизма приобретает реальные очертания. Например, сегодня, когда прямая угроза вплотную стоит у таджикско-афганской государственной границы.
Следовательно, государственную политику необходимо проводить на основе адекватной оценки потенциальной террористической угрозы и устремлений экстремистов. Несмотря и вопреки тенденциозным оценкам международных правозащитников, экспертов и ангажированных обозревателей СМИ.
Уместно отметить, что нередко показушная приверженность религиозной литературе, одежде и ритуалам, на самом деле, никак не характеризует истинное правоверие и не гарантирует благочестие. Вспомним атаку на мечеть в Герате, которая унесла жизни около 20 человек, продолжила череду кровопролитных терактов, сотрясающих религиозные объекты в Афганистане в последнее время. Об этом также свидетельствуют многочисленные факты, подтверждающие неблагочестивость некоторых «известных» персон, скрывающих за религией свои истинные, корыстные цели и намерения.
Поэтому, наряду со свободной религии, на фоне реальной ситуации со свободой совести и вероисповедания в республике, Таджикистан весьма преуспел в борьбе с терроризмом и экстремизмом, обеспечении безопасности, укреплении мира и стабильности, без которых действительно невозможно обеспечить права человека. Эти гражданские свободы соблюдаются, гарантированы Конституцией РТ и действующими законами. Статья 17 Конституции РТ гарантируют права и свободы каждого, независимо от его вероисповедания, статья 26 также гласит, что «каждый имеет право самостоятельно определять своё отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов и обрядов».
В Таджикистане действует порядка 4 тысяч мечетей, около 20 религиозных учебных заведений. В республике существует практика обучения основам религии, функционирует Исламский университет. Здесь созданы необходимые условия, гарантируемые законами, для динамичного развития проживающих в республике наций и народностей, с учётом особенностей их культуры, языка и религии. В специальных магазинах продаётся разнообразная религиозная литература.
Таджикистан, вопреки вражеским намерениям зарубежных недоброжелателей и их пособников из числа местных граждан, создал действенный механизм, ни в коей мере не нарушающий прав и свобод граждан, по предотвращению и защите от радикализации, которая неизбежно приводит к терроризму и экстремизму. Пример тому - ныне запрещённая террористическо-экстремистская организация партия исламского возрождения, легально действовавшая в стране на протяжении около трёх десятилетий.
Современный Таджикистан представляет собой открытое государство и общество. В республике, как бы её не критиковали в различных зарубежных рейтингах, существуют политическая стабильность, свобода слова и религии, плюрализм мнений, экономическая политика «открытых дверей». Республика Таджикистан - пример тому, что в демократическом, базирующемся на рыночной экономике обществе ислам, как созидательная религия, может не только существовать, но и успешно развиваться. Если, конечно, традиционная вера не извращается внешними силами, не принимает уродливые формы радикализма, терроризма и экстремизма.
Анвар Ташпулатов