Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Проблемы Баткена порождают приграничную напряжённость

  • На выездном заседании кабмина КР городе Баткен председатель публично пообещал дальнейшее развитие региона, улучшение инфраструктуры и автодорог, социальное обеспечение и государственную поддержку граждан, в том числе из приграничных сёл, создания условий для притока инвестиций, так как  Баткенская область является стратегическим регионом.

    Также им было обещано превратить Баткенскую область в транспортный коридор для развития всей республики.  Глава кабмина подчеркнул, что завершение делимитации и демаркации государственной границы является главным приоритетом работы кабинета министров: «Мы приложим максимум усилий для  воплощения планов».

    Однако на деле не всё обстоит так радужно.  Например, работы по восстановлению и развитию приграничных сел Баткенской области, пострадавших в результате событий на кыргызско-таджикском участке государственной границы 28-30 апреля 2021 года, ведутся очень медленными темпами. «Картонные» домики, построенные на средства Турции, очень некачественные и холодные, а стены в них буквально можно проткнуть пальцем. К ним не подведены коммуникации и энергоснабжение. Правительству удалось построить в срок разрушенные дома только в Лейлекском районе. Строительство 40 домов в Баткенском районе до сих пор не завершено.  Более 20  семей с маленькими детьми и стариками практически всю зиму прожили в необустроенных палатках. Куда в таком случае утекли средства из госбюджета и целевые частные пожертвования? И зачем председатель кабмина КР морочит людям голову?  

    Плачевную ситуацию подтверждает и заявление депутата Жогорку Кенеша Айбека Осмонова, который подтвердил, что никакой работы в Баткене кабинет министров не выполнил, а  обещания и заявления правительства по развитию Баткенской области остаются только на словах: «Ни одна проблема в Баткене не решена. За это время даже курятник не смогли построить. Если на самом деле мы болеем за регион, то давайте предпринимать конкретные действия. Безопасность границы сейчас обеспечивает сам народ. Но они уже устали, боятся и переезжают. Эту миграцию надо остановить, поэтому надо создавать рабочие места, чтобы баткенцы не уезжали. Сколько грантов поступает в страну, ну откройте рабочие места». В это же время министры рапортуют, что подняли зарплату военным и пограничникам. 

    Депутаты также озвучили, что даже не существует государственного  плана по социально-экономическому развитию Баткена. По сути, это очень запущенный отсталый регион. Хотя есть список сёл, нуждающихся в преференциях и льготах, но на деле он не работает, а выделяемые средства туда не доходят и разворовываются.

    Ещё семь лет назад первый губернатор Баткенской области Мамат Айбалаев, зная о ситуации не понаслышке, подчёркивал, что если  правительство Кыргызстана не будет уделять должного внимания баткенцам, данный регион, обременённый также приграничными и этническими проблемами, останется социально и экономически отсталым, а в ближайшие годы может превратиться в пустыню. Прошло немало времени, застарелые проблемы Баткена не только ни решены, но и усугубились по вине нерасторопности,  нерадивости местных и «центровых» чиновников, депутатов, командиров.    

    Чтобы отгородиться от накопившихся за десятилетия вопросов, отдельные депутаты Жогорку Кенеша вышли с инициативой упразднить Баткенскую область, действуя по принципам «с глаз долой – из сердца вон» и «нет области – нет проблемы». Но, главную «беду» спорных территорий с соседним Таджикистаном подобным пассивным методом не устранить. Вопросы благополучного проживания внутри страны и на спорных неразделённых участках тесно взаимосвязаны. Только при скорейшем решении делимитации и демаркации кыргызско-таджикской госграницы прекратятся бесконечные, пока локальные, конфликты и инциденты, которые кыргызские чиновники стремятся перевести из бытовой плоскости в политическую. Спадёт социальная напряжённость, снизится военная угроза.

    Жители Баткенской области, уставшие от нестабильности, неустроенности и бесперспективности массово уезжают с насиженных мест в Бишкек, Чуйскую область или за пределы КР. Переживающий сложные экономические времена, отрезанный от остального Кыргызстана, данный район, располагающий мощным сельскохозяйственным потенциалом, становится невостребованным, приходит в запустение. Ежегодно область покидают тысячи кыргызов, в основном молодёжь, в поисках работы и лучшей доли.  Большинство из них планируют вернуться, но делают это далеко не все. Поток внутренней и внешней миграции в КР растёт с каждым днём. Дома практически не осталось высококвалифицированных специалистов.  

           А кыргызские власти так и не спешат наладить взаимовыгодный диалог с таджикскими коллегами. Многопартийные руководители, разрываемые противоречиями, корыстными интересами и амбициями, не имеющие достаточного управленческого опыта, ввиду слабого соблюдения законодательства в этой удаленной части Кыргызстана, до сегодняшнего дня так и не справились ни с собственными местными, ни с общими приграничными, ни с внешними международными проблемами.

    Бесконечно сменяющиеся функционеры-аппаратчики, депутаты, уходя со своих насиженных постов, так и не исполнив служебный долг перед народом, даже не отчитываются, не отвечают перед гражданами за собственную недееспособность. Как в центральной, так и в местной власти высокие должности покупаются лицами далёкими от профессионализма: нуворишами, криминальными авторитетами и их родственниками. Скоро политическая карьера бесславно заканчивается.  Зачастую весьма плачевно – в суде, в местах лишения свободы или позорным бегством из родной страны. На их место приходят другие, которых выдвигают на руководящие должности по партийной линии, естественно небескорыстно. Закулисные «игры престолов» всем известны, ими недовольны граждане страны. Результат  непрофессионализма отражается на внутренней и внешней политике.

    Как следствие, по причине чиновничьих амбиций, корыстолюбия и кадровой неразберихи решить вопросы неразделённых приграничных территорий по сей день так и не удалось. Хотя, руководствуясь правилом «куй железо пока горячо», Таджикистан всякий раз намеревается наконец-то разрешить приграничные проблемы с очередным, в который раз сменившимся кыргызским правительством. Увы, безуспешно.    

    Чехарда с нововведениями в административно-территориальном делении также пошла Кыргызстану во вред. Как правильно оценил ситуацию М.Айбалаев: «Соседние Таджикистан и Узбекистан прекрасно живут при административно-территориальном делении, оставшемся с союзного времени. К тому же, их губернаторы не будут на равных разговаривать с нашими акимами или полпредами, потому что соседи не считают наших решительными руководителями. С одной стороны, правильно поступают». Но с кем, в таком случае, им решать остро назревшие вопросы?

    Иной раз политики диктуют народу правила игры, не всегда совпадающие с национальными интересами государства. Ещё хуже, когда правительство «пляшет под самодеятельную дудку», когда не самые лучшие представители народа, сами или под диктовку заинтересованных деструктивных сил навязывают чужое мнение  высшему руководству страны. Психология толпы, взятие в заложники, камнеметание, неправомерное применение оружия – всё это, чему  нередко следуют руководители Кыргызстана, делает своё вредоносное  дело, приносит разрушительные результаты. Более того, именно из их уст прозвучало крайне опасное предложение – налево-направо раздавать стрелковое оружие жителям приграничья для «самообороны». Похоже, горький опыт «тюльпановых революций» и соседнего Казахстана ничему не научил. Камни и палки в руках разъярённой толпы депутаты умышленно меняют на огнестрельное оружие убийства и массового поражения.     

    Конфликты между местным населением, проживающим на неразделённых территориях, регулярно возникают с 1989 года из-за споров о возможности пользования землёй и водой. И, к большому сожалению, их не всегда удаётся погасить путём разъяснительной работы. Нередко бытовые инциденты молниеносно перерастают в вооружённые конфликты с человеческими жертвами с обеих сторон.  Поэтому  напряжённая ситуация и неразрешённость более 70 приграничных участков чревата более серьёзными последствиями.  Временная неразрешённость не должна перерасти в окончательную неразрешимость. А рационализм, конструктивные мирные  инициативы таджикской стороны могут принести ощутимые результаты, долгожданный прогресс в делимитации и демаркации государственной границы и приграничных территорий только в случае, если кыргызская сторона будет вести себя также адекватно и симметрично.    

    Старший научный сотрудник

     отдела стран Центральной Азии

     

    Алексей Герасимов

     

     

0